Сокращение нефтедобычи странами ОПЕК и другими производителями привело к росту цен не только на нефть, но и на газ. “Газпром” заявляет, что цена поставок в Европу в 2017 г. вырастет на 8-14%.
Учитывая, что объемы поставок могут побить прошлогодний рекорд, выручка газовой монополии может превысить $34,2 млрд. Впрочем, сохраняются риски спроса на европейских рынках, связанные с желанием европейцев снизить зависимость от российского газа.
Российский газ для Европы в 2017 г. подорожает на 8-14%. Как заявил 28 февраля зампред правления “Газпрома” Александр Медведев в ходе Дня инвестора, средняя цена вырастет со $167/тыс. куб. м в 2016 г. до $180-190 в текущем году.
При этом Медведев отметил, что контрактный портфель “Газпрома” содержит различные системы ценообразования (например, цена долгосрочных контрактов привязана к нефтяным котировкам с лагом в 6-9 месяцев, в отличие от цены разовых), поэтому прогнозировать цену на год не так просто.
Многое будет зависеть от уровня нефтяных цен. Если в начале прошлого года они опускались ниже $30/баррель, то к декабрю достигли $55-56 и продолжают держаться на этом уровне. Стабилизация цен была вызвана соглашением об ограничении добычи нефти, которое в конце ноября прошлого года заключили страны ОПЕК и 11 независимых производителей, включая Россию. Суть соглашения в снижении производства в первом полугодии 2017 г. в совокупности примерно на 1,8 млн. баррелей в сутки (1,2 млн. барр./день обеспечит ОПЕК, 558 тыс. барр./сутки – остальные производители, причем 300 тыс. баррелей из этих объемов – Россия).
Прогнозы по ценам на нефть на данный момент публикуются самые разные, вплоть до очередного обрушения котировок до уровней в $30/баррель.
Такой прогноз сделал в конце февраля ABN Amro Bank NV, закладывая сценарий, при котором ОПЕК и независимые производители не продолжат сокращение добычи. Но большая часть прогнозов сходится на коридоре $55-60/баррель.
Российский Центробанк, да и сам “Газпром” в своих прогнозах значительно консервативнее. Глава Банка России Эльвира Набиуллина в начале января говорила, что в ближайшие годы нефть будет колебаться в диапазоне $40-55. Газовая монополия в свой бюджет на 2017 г. закладывает цену барреля в $48.
Замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач говорит, что такой подход – исходить в своих прогнозах из консервативных оценок – оправдан, учитывая большую волатильность нефтяных цен.
“Но если средняя цена нефти в 2017 г. будет на уровне $55-60/баррель, то средняя цена российского газа для Европы превысит $200/тыс. кубов”, – говорит эксперт.
Что касается объемов, то, по словам зампреда правления “Газпрома”, в 2017 г. поставки в Европу могут превысить 180 млрд. куб. м, что превысит исторический рекорд 2016 г., который составил 179,3 млрд. куб. м (+12,5% по сравнению с показателями 2015 г.), доля “Газпрома” на европейском рынке в 2016 г. выросла сразу на 3 пункта и достигла 34%.
Впрочем, Медведев отметил, что для нового максимума поставок погодные условия должны быть сопоставимы с зимой-2016/17. Но “Газпром”, по словам топ-менеджера, уже опережает график прошлого года более чем на 5 млрд. кубов.
Если прогнозы “Газпрома” по ценам и объемам оправдаются, выручка “Газпрома” от экспорта в Европу в 2017 г. может составить $32,4-34,2 млрд.
Алексей Гривач полагает, что спрос на российский газ в Европе в 2017 г. сохранится. “Главным риском действительно является погода”, – говорит аналитик. Но свою роль также сыграет опустошение подземных газохранилищ Европы.
В прошлом году страны ЕС старались максимально их наполнить, опасаясь рисков транзита российского газа через Украину, которая подошла к отопительному сезону с минимальными запасами в 14,5-14,7 млрд. куб. м. В случае длительных холодов был велик риск, что при возросшем отборе Украиной газа из собственных хранилищ ей не хватит объемов для поддержания бесперебойного транзита. Сейчас, по словам Гривача, запасы в ПХГ Европы истощились и их надо будет заполнять. Также риском для поставок газа из России является развитие в Европе “зеленой энергетики”, основанной на энергии солнца, воды и ветра.
С другой стороны, Европа всячески пытается снизить зависимость от поставок энергоносителей из России.
В частности, ряд стран ЕС выступают против российского газопроводного проекта “Северный поток-2”, заявляя, что он несет угрозу энергобезопасности Европы и идет вразрез с энергетической стратегией Евросоюза.
Кроме того, в конце прошлого года по иску Польши “Газпрому” было запрещено использовать дополнительные мощности газопровода OPAL, доступ к которым ему был предоставлен лишь в октябре. (Алексей Топалов, Газета.ru/Энергетика Украины и мира)