Еврокомиссия поддерживает Россию в стремлении увеличить поставки газа через трубу OPAL, что снизит транзит через Украину. Эксперты указывают, что поставки по OPAL гораздо менее затратные, что позволяет “Газпрому” при необходимости снижать цены для европейских потребителей.
Но украинский транзит – вопрос не столько экономический, сколько политический, и политологи считают, что ЕК будет искать компромисс. Однако, учитывая российско-украинские отношения, Москва на компромиссы вряд ли согласится.
Еврокомиссия разделяет позицию России по вопросу газопровода OPAL. Такое заявление сделал 6 марта министр энергетики РФ Александр Новак по итогам переговоров с вице-президентом ЕК по энергосоюзу Марошем Шефчовичем.
Новак подчеркнул, что все решения Еврокомиссии по поводу OPAL были приняты на основе европейского законодательства и в первую очередь отвечают интересам европейских потребителей.
Конфликт, связанный с газопроводом OPAL (сухопутное продолжение российского газопровода “Северный поток” мощностью в 36 млрд. куб. м), начался еще в прошлом году. Изначально ЕК запрещала “Газпрому” использовать более 50% мощностей OPAL, вторая половина была зарезервирована под других поставщиков, которых, впрочем, с 2011 г., когда был пущен “Северный поток”, так и не появилось. Россия неоднократно обращалась к ЕК с просьбой предоставить “Газпрому” дополнительные мощности OPAL, и в октябре 2016 г. Брюссель наконец пошел навстречу.
“Газпрому” было разрешено выкупать на аукционах еще до 40% мощностей трубы, но почти сразу же в дело вмешалась Польша, подавшая иск с требованием отменить решение Еврокомиссии.
Польская PGNiG считает, что расширенный доступ “Газпрома” к OPAL нарушает ее интересы, кроме того, по мнению польской стороны, при вынесении решения ЕК были неверно применены положения европейского законодательства. В декабре суд Европейского союза в рамках рассмотрения дела временно приостановил действие решения Еврокомиссии.
В начале марта украинский “Нафтогаз” заявил, что намерен присоединиться к иску PGNiG. Ранее глава компании Андрей Коболев говорил, что предоставление “Газпрому” еще 40% OPAL лишит Украину 13,5-14,5 млрд. куб. м транзита российского газа, что означает потерю доходов в $395-425 млн.
“Расширенный доступ “Газпрома” к OPAL действительно соответствует интересам европейских потребителей, – комментирует замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач. – Поставки по “Северному потоку” менее затратны, чем через Украину, они позволяют “Газпрому” проводить более гибкую ценовую политику”.
По расчетам ФНЭБ, затраты на транспортировку 1 тыс. куб. м российского газа через украинскую территорию составляют в среднем около 28 евро. Тогда как при поставках через “Северный поток” – 22-23 евро.
И это при условии, что доступ к OPAL у “Газпрома” будет ограничен. При снятии ограничений и полной загрузке “Северного потока” затраты, по словам Гривача, снижаются уже до 16 евро на 1 тыс. кубов. Отчасти это связано с тем, что “Газпрому” принадлежит 51% “Северного потока”, так что затраты частично компенсируются. И более низкая стоимость транспортировки дает “Газпрому” возможность снижать цены. Это особенно актуально в свете недавних заявлений “Газпрома” о том, что в 2017 г. цены на российский газ по сравнению с прошлым годом вырастут.
Между тем Украина в настоящее время пытается оспорить в Стокгольмском арбитраже в том числе транзитные тарифы, являющиеся, по мнению Киева, слишком низкими. Эти расценки прописаны в транзитном контракте, действие которого истекает с началом 2020 г., но если суд сочтет аргументы украинской стороны более весомыми и повысит ставку, транспортировка через Украину станет еще менее выгодной по сравнению с “Северным потоком”.
Окончательное решение по OPAL будет иметь ключевое значение не только для “Северного потока”, но и для его трубы-близнеца, носящей название “Северный поток-2”, его мощность, как у первой трубы, должна составить 55 млрд. куб. м. Этот проект уже сейчас столкнулся с активным противодействием (причем главными противниками являются те же Украина и Польша).
Запретить прокладку труб по Балтийскому морю европейская администрация не может. Как раз 6 марта об этом заявил глава германского сетевого регулятора Bundesnetzagentur Йохен Хоман. В его письме в адрес Еврокомиссии, которое цитирует газета Frankfurter Allgemeine Zeitung, говорится, что морские газопроводы под европейское регулирование не подпадают и применение к СП-2 иных требований было бы “очевидной дискриминацией”.
Но, как и в случае с первым “Северным потоком”, подводной трубе потребуется сухопутное продолжение.
И если сейчас Европа окончательно запретит “Газпрому” использовать дополнительные мощности OPAL, шансы на то, что в будущем ЕК разрешит строительство инфраструктуры для СП-2, становятся близкими к нулю.
С экономической точки зрения для Европы выгоднее поставки через Балтику, но существует еще и политический аспект проблемы. Два полностью загруженных “Северных потока” снизят транзит через Украину до минимума, а если Россия введет в строй еще и трубу “Турецкий поток” (мощность первой ветки 15,75 млрд. кубов), то украинский транзит полностью “пересохнет”, чего Европа старается не допустить из политических соображений.
Ранее ЕК и Марош Шефчович персонально неоднократно выступали за сохранение украинского транзита. “Мы считаем, что после 2019 г. Украина должна играть ключевую роль как страна – транзитер российского газа, экспортируемого в ЕС”, – говорил Шефчович в конце прошлого года.
“Еврокомиссия, скорее всего, не будет идти на открытый конфликт с судом Евросоюза и отстаивать свое решение по делу OPAL, – полагает адвокат Виктор Наумов. – Учитывая, что ЕК неоднократно отказывала “Газпрому” до принятия решения в его пользу, ей будет легче вернуться к своим первоначальным решениям, чем сейчас доказывать свою правоту”.
В то же время исход судебного разбирательства, по словам юриста, во многом будет зависеть от того, смогут ли юристы “Газпрома” найти контраргументы для Польши и Украины.
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин отмечает, что Еврокомиссии сейчас приходится маневрировать между интересами не столько ЕС и “внешних” стран, сколько между странами самого Евросоюза, чьи интересы зачастую не совпадают или даже полностью противоречат друг другу.
“И сложно сказать, на чью сторону встанет Еврокомиссия в споре о газопроводах, той же Польши или, например, Германии, которая поддерживает СП-2, – говорит политолог. – Вероятнее всего, будет найден какой-то компромисс, в частности, возможен вариант пуска второго “Северного потока” при частичном сохранении украинского транзита”.
Но здесь возникает большой вопрос, устроит ли такой сценарий Россию, предупреждает политолог. “Все будет зависеть от отношений с Украиной, а они все более ухудшаются”, – констатирует Макаркин. (Алексей Топалов, Газета.ru/Энергетика Украины и мира)