Уже в этом году газодобытчикам в Украине должны были включить зеленый свет. В законопроекте №5459, который подали в Верховную Раду в 2016 г. предусмотрена рентная ставка в 12% для скважин, бурение которых начато после 1 января 2017 г. Сейчас для действующих скважин рента составляет 29% с залежей до 5 км и 14% с залежей глубже 5 км.
Но обещанной льготы компании пока так и не дождались. Законопроект не был рассмотрен в парламенте.
И хотя, как заявил вице-премьер министр Украины Владимир Кистион, правительство его поддержит, уже сейчас понятно, что быстрым принятие документа не будет. И это не единственная проблема, мешающая развитию отрасли. Непонятно, как в такой ситуации власти собираются увеличить добычу газа на 35% до 27 млрд. куб. м в год к 2020 г.
Кто будет главным добытчиком
“Установление правительством единой цены на газ позволило существенно сократить коррупцию в этом секторе и повысить эффективность работы, прежде всего, государственной компании “Украгаздобыча”, которая добывает больше 85% украинского газа”, – сказал Кистион.
Остальные 15% добычи сейчас приходятся на частные компании, крупнейшие из которых – “Нефтегазодобыча” (входит в группу «ТЭК Нефтегаз»Рината Ахметова), “Укрнефтебурение” (группа «Приват» Игоря Коломойского), “Природные ресурсы” (группа Geo Alliance Виктора Пинчука) и «Полтавская газонефтяная компания», которой владеет британская компания JKX Oil & Gas.
По словам вице-премьера, из будущих 27 млрд. кубов на долю “Украгаздобыча” придется около 20 млрд. куб. То есть, основной прирост обеспечит именно госсектор. За прошлый год компания нарастила добычу на 0,5%, до 14,6 млрд. кубов. В то же время частные добытчики, как сообщил исполнительный директор Ассоциации газодобывающих компаний Украины Роман Опимах, сократили свои показатели.
“Общий рост добычи в прошлом году не превышал 1%. При этом частные газовые компании сократили динамику прироста втрое: с 15% в 2015 г. о 5% в 2016 г. В первом квартале текущего года зафиксирован рост в 1-2%, по сравнению с аналогичным периодом 2016 г.”, – отметил Опимах.
По его словам, инертность частников не позволяет надеяться, что в Украину придут новые инвесторы. Следовательно, наращивать добычу будет только государственный нефтегазовый сектор.
“К сожалению, мы, как консультанты иностранных инвесторов не услышали пока ничего, что могло бы заинтересовать их вкладывать деньги в разработку новых месторождений. А ведь только это может обеспечить рост добычи”, – рассказал партнер киевского офиса международной юридической фирмы Dentons Мирон Рабий.
По словам экспертов, создается впечатление, что государство либо не надеется привлечь частных инвесторов и полагается на свои силы, либо иностранцы нужны лишь как подрядчики для разработки месторождений.
Слишком большое давление
Как отметил Владимир Кистион, для увеличения собственной добычи газа Украине надо решить две группы проблем, которые связаны с изменением законодательной базы. Первый блок – это налоговые вопросы, второй блок – дерегуляция.
Веерные отключения света: кто за ними стоит и к чему готовиться Украине
“Чтобы привлечь инвестиции в украинскую газодобывающую отрасль, нужно в первую очередь дать фискальные стимулы для разработки новых месторождений”, – считает руководитель офиса Национального инвестсовета Юлия Ковалив.
По ее словам, за пять лет отрасль может получить до $6 млрд. инвестиций, а каждый миллиард – это плюс 1% ВВП. Но инвесторов можно привлечь только выгодными условиями.
“Цены на нефть и газ в ближайшие годы, как ожидается, не покажут существенного роста, а значит мы будем вынуждены конкурировать за ПИИ с другими странами еще больше”, – говорит Ковалив.
Такое стимулирование для частных компаний предусмотрено законопроектом №5459, который пока так и не был рассмотрен в парламенте. Им, в частности, предлагается установить рентную ставку в 12% для скважин, бурение которых начато после 1 января 2017 г.
“Пока нам не удалось проголосовать, но создание системы стимулирования добычи крайне необходимо”, – признал председатель комитета ВР по вопросам ТЭК, ядерной политики и ядерной безопасности Александр Домбровский.
По словам Романа Опимаха, налоговая нагрузка в нефтегазовой отрасли в среднем составляет 30%, при европейском показателе в 12%. Как следствие – иностранные компании не выдерживают и уходят из Украины. Падает добыча, а новые инвесторы не приходят.
Подготовленный компанией Deloitte в сентябре 2015 г. обзор налоговых ставок на добычу углеводородов в странах Европы показывает, что ставки в соседних с Украиной странах колеблются от 1% в Польше до 15,7% в Румынии.
А без освоения новых месторождений, без новых лицензий увеличение добычи невозможно.
“Для получения документа на разработку нового проекта надо 44 разрешения от 16 учреждений”, – говорит Роман Опимах.
По словам главы офиса эффективного регулирования (BRDO) Алексея Гончарука, с момента получения разрешения проходит минимум 2 года до начала, собственно, бурения. А, к примеру, за границей этот срок составляет около 6 месяцев.
Газ в обмен на деньги
По словам Юлии Ковалив, в конце 2015 г. был изменен порядок выдачи спецразрешений.
“Убрали много вариантов получения разрешений в обход аукциона. Но на практике по этому постановлению КМУ №615 не было выдано ни одной лицензии. Поэтому принять хорошие законы мало, надо еще обеспечить прозрачные условия выдачи спецразрешений”, – заметила она.
Кроме того, немало проблем связано с выделением земли под разработку недр. Как отмечает зампредседателя комитета ВР по вопросам ТЭК Ольга Белькова, жители регионов боятся, что у них отберут землю и нарушат экологию.
Газодобытчики жалуются, что найти общий язык с властями на территории, где планируется бурить скважины, очень сложно. Поэтому, как отмечает Владимир Кистион, правительство поддержало децентрализацию рентной платы за добычу газа.
Чтобы заинтересовать население региона в развитии нефтегазовой отрасли, с 1 января 2018 г. 5% доходов от рентных платежей будет направляться в пользу местных бюджетов, а 95% – как и раньше, в общий фонд госбюджета (закон №1793-VIII).
Однако законопроект №3096, который был призван упростить выделение земельных участков для бурения и добычи нефти и газа так и не принят.
“Пока не решим земельный вопрос, неважно, есть ли разрешение на добычу и какой налог придется платить”, – говорит Ольга Белькова.
По словам Александра Домбровского, аграрный комитет ВР имеет диаметрально противоположное мнение по этому вопросу и потому принятие проекта будет крайне сложным.
Глава подкомитета по вопросам земельных отношений аграрного комитета ВР Олег Кулинич соглашается, что надо развивать нефтегазовую отрасль, но эти проблемы нельзя решать за счет нарушения принципов земельного законодательства.
“Ни к коем случае нельзя согласиться с тем, что строить скважины для добычи нефти и газа можно на сельскохозяйственных землях без изменения их целевого назначения и изъятия у собственников”, – отметил Кулинич.
Он считает, что землю надо выкупать и компенсировать местным бюджетам потери сельхозпроизводства. Поэтому закон будет отправлен на повторное рассмотрение. (Константин Симоненко, ubr.ua/Энергетика Украины и мира)