В руках группировок “ЛДНР” в результате “национализации” оказались одни из лучших шахт украинского углепрома, что еще недавно принадлежали корпорациям “ДТЭК” и “Метинвест”. Но смогут ли боевики с умом распорядиться ахметовским “приданым”?
Еще долго не будут утихать споры: стала ли именно блокада активистами железнодорожных путей, ведущих из ОРДЛО – главным спусковым крючком, приведшим к окончательной потере украинскими собственниками контроля над предприятиями на оккупированной территории. Но факт остается фактом – группировки “ДНР” и “ЛНР” ввели “внешнее управление” на целый ряд стратегически важных предприятий, которые без малого три года функционировали “поперек” всей логике военного конфликта. Теперь трафику угля и металла с неподконтрольных районов через линию разграничения пришел конец. Или нет?
Юристы против “национализаторов”
Примечательно, что собственники угольных предприятий – руководители корпораций Рината Ахметова “ДТЭК” и “Метинвест” – факт потери контроля над шахтами признали последними. Еще месяц назад, в конце февраля, первые “эмиссары” от “ЛДНР” синхронно пришли на шахтоуправления с требованием перерегистрации предприятий под эгидой “народных республик”. В начале марта – боевики “перерегистрировали” шахты насильно, переподчинив их собственным “министерствам” и сделав распорядителями “государственные холдинги”. Но ахметовские менеджеры упорно хранили молчание.
Свою позицию пострадавшая сторона разъяснила лишь во второй половине марта. Гендиректор ДТЭК Максим Тимченко признал: почти 40 тыс. человек, работавших на шахтах корпорации, могут остаться без работы. Но пообещал максимально затруднить боевикам извлечение прибыли с захваченных предприятий.
“Мы уже зарегистрировали уголовное производство по нашим предприятиям. Подано заявление в полицию, и возбуждено 11 уголовных дел. Будут наложены аресты на все движимое и недвижимое имущество по списку, который мы передали. Это означает, что производство и вывоз любой продукции является уголовным преступлением. И у нас появились все юридические основания для того, чтобы при обнаружении факта потребления этой продукции предъявлять претензии” – гендиректор ДТЭК в интервью “Интерфакс-Украина”.
Другими словами, украинские собственники будут создавать юридические проблемы не столько группировкам “ДНР” и “ЛНР”, которые и так находятся за рамками каких бы то ни было законов и правил, сколько их возможным бизнес-партнерам из России, которые опекают донбасских сепаратистов. По словам Тимченко, юристы компании уже направили предупреждение Новочеркасской ГРЭС в Ростовской области РФ, которая может быть потенциальным объектом поставок угля с неподконтрольной территории. И готовятся отослать “черные метки” еще 32 гипотетическим покупателям угля с “отжатых” шахт. В будущем бизнес-отношения с такими “национализированными” предприятиями может рассматриваться международными судами как соучастие в преступлении.
Гибридный ответ Кремля
Проблема в том, что кроме юридических рычагов в арсенале украинской стороны фактически нет ничего, что бы можно было эффективно противопоставить российской тактике “гибридной войны” – частью которой “угольная национализация” несомненно является.
В самом деле, не считать же, что РФ позволила боевикам прибрать к рукам ахметовские шахты для того, чтобы те таким образом “оздоровили свою экономику”? Без сбыта угля это просто невозможно.
В текущих условиях сгружать его придется только в товарняки с путевыми листами исключительно на российские предприятия. Но парадокс – у России самой перепроизводство угля, а шахты в Ростовской области давно находятся в кризисе перепроизводства, многие из них закрыты десятилетия назад. Донбасский уголь России не нужен. Но не нужен – как продукт для внутреннего потребления. А вот как предмет торга с Украиной – другое дело!
Пока и Кремль, и его марионетки имитируют бурную “пост-национализаторскую деятельность”. Боевики ОРДЛО еще в феврале сделали ряд громких заявлений о начале многомиллионных экспортных поставок своей продукции неизвестным контрагентам в “дальнем зарубежье” и в Крыму.
Разумеется, подобные заявления могут быть далеки от действительности и проходить по рангу пропаганды “успешности молодых республик”. Но пойди докажи, что поставки на несколько миллионов тонн – фейк! Россия со своей стороны также сделала ряд шагов, направленных на укрепление “пост-национализаторского” статус-кво. Так кремлевские медиа сообщают, что Россия “учреждает при Министерстве энергетики РФ специальный Торговый дом, который будет снабжать предприятия на территории “ДНР-ЛНР” сырьем из России, финансировать достройку инфраструктуры, содействовать “экспансии луганских и донецких предприятий на российские рынки”.
Подобная экспансия (разумеется, если она состоится в реальности) может осуществиться только в убыток российским предприятиям соответствующего профиля. Ведь чтобы отдать часть внутреннего российского рынка донецким, ту же часть нужно отобрать у родного российского предприятия. Параллельно еще рискуя подставить всех участников торговой цепочки, начинающейся из “народной республики” – под международные суды. Такой риск делает маловероятным реальную интеграцию предприятий ОРДЛО в российскую экономику – особенно угольных – в перспективе ближайших нескольких лет.
Угольный блеф?
Тогда возникает вопрос: зачем было устраивать “национализацию”, ставить под угрозу трудоустройство десятков тыс. жителей оккупированной территории, если в отсутствие условий для сбыта угля боевики “ЛДНР” способны в лучшем случае временно консервировать потенциально доходные отобранные шахты, а в худшем – порезать их на металл (который, к слову, тоже нужно куда-то экспортировать) – и тем самым окончательно похоронить экономический потенциал региона?
Ответ лежит не в экономической плоскости. Точнее, не совсем в экономической. Россия, разорвав руками сепаратистов технологические цепочки ахметовских предприятий, пытается спровоцировать энергетический кризис в Украине – не сейчас, а осенью 2017 г. Расчет на то, что для нас возрастет цена экспортируемого угля, а соответственно – рост рыночной цены на электроэнергию. Что в свою очередь должно повлечь за собой очередной рост тарифов как для предприятий, так и для населения. Это чревато и политическими последствиями.
Другая задача, которую ставит перед собой Кремль, ввязавшись в рискованную игру в “национализацию” угольных предприятий ОРДЛО – создать такую ситуацию для украинских чиновников, когда им, чтобы справиться с осенним энергетическим кризисом, понадобится найти быстрое и эффективное решение проблемы.
Например, вместо дорого южноафриканского угля очередной “супермен” из энергетического Министерства (а то и рангом повыше) вдруг найдет значительно более дешевый (и подходящий по всем параметрам для украинских ТЭС) какой-нибудь “кипрский” или “панамский” уголь! А потом выяснится, что происхождение этого угля будет… украинским (ведь оккупированные территории все еще считаются украинскими, не так ли?). Уголь марки “добыто в ЛДНР” может быть проведен через целый ряд подставных российских и международных фирм – исключительно ради того, чтобы Кремль смог коррумпировать украинских чиновников и манипулировать ими в своих интересах, погрузив в привычные “серые” схемы.
Другими словами, “национализация” украинских предприятий в ОРДЛО уж точно не улучшит жизнь жителей оккупированной территории. Это всего лишь очередной удар агрессора в гибридной российско-украинской войне. Но способна ли Украина сегодня отреагировать на него адекватно? Ответ мы узнаем уже через несколько месяцев – цену донбасского угля, как и цыплят в известной поговорке, считают осенью. (Сергей Караваев, Реальная газета/Энергетика Украины и мира)