Энергетика и энергоресурсы Украины и мира

Украина: зачем Генпрокуратура пришла в ПАО “Укрнафта”

По одной из версий, в ближайшее время проблемы могут начаться у главы НАК “Нафтогаз Украины” Андрея Коболева.

Обыски 5 апреля в государственной компании “Укрнафта” снова привлекли внимание к интригам, происходящим вокруг нее. Что сможет стоять за действиями Генеральной прокуратуры и причем здесь глава НАК “Нафтогаз Украины” Андрей Коболев, выясняла “Страна”.

Генеральная прокуратура (ГПУ) при поддержке Службы безопасности (СБУ) провела обыски в центральном офисе ПАО “Укрнафта” в Киеве, а также в подразделениях компании в Бориславе, Прилуках, Полтаве и Ахтырке. Чтобы попасть внутрь столичной конторы “Укрнафты”, силовикам пришлось разрезать решетку, преграждавшую вход. Пресс-служба компании сообщила, что действия правоохранительных органов связаны с проведением нефтяных аукционов в течение 2013-2015 гг.

“В ходе досудебного расследования установлено, что продажи добытого сырья (нефти) осуществлялись преимущественно предприятиям, которые входили в группу “Приват”, а потому руководители ПАО “Укрнафта”, действуя в интересах этих предприятий – покупателей нефти, умышленно предоставляли в Аукционной комитет сведения о плотности добываемой нефти, не соответствовавшие реальным физико-химическим характеристикам, в частности, емкости баррелей в одной тонне нефти (коэффициент баррелизации). Это привело к занижению объема каждого лота добытого сырья, выставленного на продажу, и потянуло уменьшение его стоимости, предварительно, причинив ущерб ПАО “Укрнафта” почти 140 млн. грн.”, – сказано в сообщении ГПУ.

Само предприятие входит в сферу интересов совладельца группы “Приват” Игоря Коломойского. Государственному аукционеру “Укрнафты” – НАК “Нафтогаз Украины” принадлежат 50%+1 акция компании, а бывшим акционерам “Приватбанка”, среди которых Коломойский – порядка 42% акций.

Секретарь парламентского комитета по вопросам топливно-энергетического комплекса, ядерной политики и ядерной безопасности Виктория Войцицкая (“Самопомощь”) связывает с аукционами “Укрнафты” в указанный ГПУ период еще одну громкую историю, конца которой не видно по сей день. Речь идет о расходах компании на покупку нефтепродуктов на 6,5 млрд. грн. с договорным сроком их поставки в декабре 2018 г. и продаже добытой нефти со сроком оплаты в декабре 2016 г. Прокуратура считает, что в результате возник долг “Укрнафты” перед госбюджетом, который на конец 2015 г. составил 10 млрд. грн.

“В отчете о деятельности предприятия за 2015 г. аудиторской компании PricewaterhouseCoopers говорится, что вероятность получения большей части этой суммы ничтожна мала, так как фигурировавшие в сделках малоизвестные компании, либо уже на тот момент имели уже аннулированную регистрацию плательщика НДС, либо вообще обанкротились, – говорит Войцицкая. – Схема по выведению огромных средств сработала отлично, государство осталось в дураках”.

Другая требующая внимания ситуация, связанная с “Укрнафтою”, развивается сегодня вокруг единственного работающего в Украине крупного Кременчугского нефтеперерабатывающего завода (КНПЗ), которым владеет группа “Приват”. На протяжении последних месяцев КНПЗ не покупает сырье в “Укрнафте”, импортируя его из Азербайджана. “Укрнафта” оказалась в сложном положении: емкости для хранения нефти заполняются, денег от продажи нет, людям нечем платить зарплату”, – говорит Виктория Войцицкая. Это происходит на фоне разговоров о потенциальной распродажи активов самой компании для восстановления ликвидности предприятия. По словам депутата, миноритарные акционеры “Укрнафты” (читай Коломойский) объявили о своей готовности сделать предложения на этот счет.

Впрочем, глава НАК “Нафтогаз Украины” Андрей Коболев в интервью изданию “Лига” также допустил возможность “развода” с Коломойским в тех предприятиях, где он является акционером вместе с государством.

Войцицкая считает, что описанные события вокруг “Укрнафты” связаны между собой и спровоцированы борьбой за право контролировать компанию и получать с нее баснословные барыши. Она допускает, что бизнесмен Коломойский использует свои ресурсы, как тот же КНПЗ, чтобы сохранить или даже укрепить свои позиции в “Укрнафте” и вообще на нефтяном рынке.

“Можно давить на болевые точки государства, чтобы выбивать нужные решения”, – говорит она.

В таком случае логичной кажется версия, что силовики работают против именно Коломойского. Но не сходится: когда в марте 2015 г. возник конфликт, связанный с “Укрнафтой”, олигарх активно в нем участвовал. Само предприятие взяла под охрану то ли частная охранная фирма, то ли батальон “Днепр-1” (Коломойский оказывал финансовую помощь в формировании батальона) – именно тогда появилась решетка на входе в контору “Укрнафты. Часть народных депутатов, которые ориентируются на Коломойского, вышли из фракции БПП. Сейчас со стороны “Привата” тишина. Знаково, что молчит и контролируемая Коломойским партия УКРОП, которая часто берет на себя роль его политического рупора.

А вот, по версии источника “Страны” в руководстве “Укрнафты”, главная цель обысков – глава НАК “Нафтогаз Украины” Андрей Коболев.

“Укрнафта” мало кому интересна. Генпрокуратура копает под Андрея Коболева, за то, что в свое время он был недостаточно строг и активен по отношению к “Укрнафте”, когда ею управлял Коломойский, – утверждает источник. И уточняет: подоплека претензий не в свойствах нефти, а в другой плоскости. “Просто хотят убрать Коболева, чтобы посадить на его место другого человека, и сбивают главу НАКа уголовными делами. В итоге, наверное, вручат подозрение и отстранят от должности”, – уверен топ-менеджер в “Укрнафте”.

Сам Коболев в том же интервью “Лиге” упомянул, что за последнее время в “Нафтогаз” пришло достаточно новых запросов и требований по раскрытию информации по разным вопросам деятельности НАК “с попыткой обвинения в нарушениях законов”, что он оценивает как месть. Сам Коболев считается ставленником партии “Народный фронт” экс-премьера Арсения Яценюка.

При этом, мало у кого есть сомнения, что после трех лет руководства “Нафтогазом” по поводу Коболева можно накопать много реальных фактов, которые лягут в основу уголовных дел. И если его не защитит политическая “крыша” “Народного фронта”, удержатся на своем посту и избежать уголовного преследования для него будет проблематично. (Денис Рафальский, Страна.ua/Энергетика Украины и мира)

Exit mobile version