В Украине завершается отопительный сезон, и, несмотря на то, что государству удалось сформировать запасы топлива, а стране пережить зиму без существенных осложнений, осенне-зимний период давно стал одной из основных проблем украинской энергетики.
Проблемы, повторяющиеся из года в год, связаны с многомиллиардными долгами теплоэнергетиков за потребленный газ, высоким уровнем потерь тепла в магистральных сетях и жилфонде, несвоевременными расчетами населения за энергоресурсы, ростом тарифов на газ и тепловую энергию и отсутствием системной подготовки к отопительному периоду.
Кроме того, из-за блокады поставок товаров и грузов с оккупированных территорий государству пришлось в авральном режиме покрывать дефицит энергетического угля, необходимого для бесперебойной работы ТЭС. В таких условиях населению ничего не остается, как искать альтернативные источники энергоснабжения и повышать уровень энергоэффективности жилья. Но в этот отопительный период бытовые абоненты действовали вопреки, и, наоборот, наращивали потребление энергоресурсов.
Как готовились
“Отопительный сезон 2016-2017 гг. – один из самых тяжелых за все годы независимости Украины”, – заявил недавно вице-президент межотраслевой ассоциации “Укртеплокоммунэнерго” (объединяет крупнейшие теплоэнергетические предприятия) Сергей Дунайло. Основания для такой оценки у энергетиков действительно есть – отрасль “входила” в отопительный сезон в чрезвычайных условиях.
Все началось еще в мае 2016 г., когда сепаратисты на Донбассе заблокировали поставки угля-антрацита с оккупированных территорий, необходимого для работы половины украинских ТЭС. В итоге, при потребности угольных запасов на складах в 2,7 млн. т к началу отопительного периода (к октябрю 2016 г.) они составляли 1,7 млн. т (из них около 950 тыс. т – антрацит). Полностью компенсировать мощности тепловой генерации за счет атомной энергетики сразу не удалось – из-за судебных разбирательств и ареста счетов “Энергоатома” несколько энергоблоков АЭС не успели своевременно завершить плановые ремонты и пуститься в работу. Правительство решило спасать ситуацию за счет импорта угля антрацитовых марок из ЮАР. По данным Министерства энергетики и угольной промышленности, к ноябрю в Украину было завезено 435 тыс. т антрацита.
Параллельно в Кабинете министров рассчитывали на еще один резервный источник – природный газ. Чтобы его задействовать, пришлось бы расконсервировать газомазутные блоки ТЭС для обеспечения населения электроэнергией. Готовясь к такому варианту, чиновники обязали НАК “Нафтогаз Украины” фактически в авральном режиме – до 1 ноября 2016 г. – закачать дополнительно 2,5 млрд. куб. м газа и сформировать его запасы на уровне 17 млрд. куб. м.
Ранее планировалось, что к началу осенне-зимнего периода “Нафтогаз” сформирует запасы на уровне 14,5 млрд. куб. м, которых при бесперебойных поставках газа из Европы должно было хватить для стабильного прохождения отопительного сезона. “Тогда было принято заведомо невозможное для реализации решение. Ведь к моменту его принятия, то есть, к 1 сентября, запасы газа в хранилищах составляли около 11 млрд. куб. м. К этому времени страна уже отказалась от закупок российского газа, а европейские поставки хоть и шли стабильно, но так сразу и значительно увеличить пропускную способность трубопроводов было нереально. Очевидно, что к форс-мажорным ситуациям перед началом отопительного сезона никто не был готов, и все просто метались от одного решения к другому”, – рассказал высокопоставленный источник в правительстве, пожелавший остаться неназванным.
К началу отопительного сезона объем газа в подземных хранилищах составлял 14,7 млрд. куб. м. По данным ПАО “Укртрансгаз”, в период с 1 по 19 октября в сутки из Европы импортировали 48,7 млн. куб. м.
Не без проблем отопительный период начался и для предприятий коммунальной теплоэнергетики. “К началу сезона у 144 теплокоммунэнерго из-за долгов перед “Нафтогазом” за потребленный газ были арестованы счета. НАК подавал на предприятия-должников в суды, и они арестовали все счета. В результате у теплоэнергетиков были заблокированы валютно-кредитные счета, и мы не могли воспользоваться средствами, привлеченными у международных банков, а также не могли выполнять инвестиционные программы, то есть ТКЭ не могли должным образом готовиться к началу отопительного сезона”, – сообщил Сергей Дунайло.
Как перезимовали
Несмотря на все сложности, блокаду поставок энергетического угля из ОРДЛО теперь уже со стороны подконтрольной территории, отопительный период прошел в Украине без значительных происшествий. По данным Минрегиона, сезон начался 10 октября 2016 г., и сейчас уже завершился в большинстве регионов Украины. В Николаевской, Одесской, Херсонской, Запорожской, Днепропетровской, Харьковской, Житомирской областях, в Киеве и Кропивницком прекращены поставки тепла в жилищный фонд и объекты бюджетной сферы (детсады, школы, больницы). Согласно законодательству, решение о прекращении поставок тепла принимают местные органы власти, если среднесуточная температура в течение трех дней выше 8 градусов Цельсия.
По словам заместителя директора департамента экономики систем жизнеобеспечения Минрегиона Дмитрия Петрунина, с октября по январь “количество внештатных ситуаций увеличилось на 40% по сравнению с предыдущим отопительным периодом и составило 14 тыс.”. Самые крупные из них – это аварии на магистральных теплотрассах. По данным Минрегиона, уровень изношенности тепловых сетей превышает в среднем 60%, а около 16% – вообще в аварийном состоянии.
Еще одной особенностью этой зимы стало то, что она была холоднее предыдущей. И это повлияло на рост объемов потребления энергоресурсов. “Этот отопительный период был холоднее предыдущего в среднем на 5,2 градуса Цельсия, – сообщил директор департамента энергоэффективности и энергосбережения НАК “Нафтогаз Украины” Юрий Войтович. – Жилищный сектор увеличил потребление газа на 1,5 млрд. куб. м, а промышленность, наоборот, снизила потребление на 200 млн. куб. м”.
Уточнить статистику потребления тепловой энергии ни в Минрегионе, ни в Минэнерго не смогли, отметив, что в этом сезоне ” наблюдался незначительный рост расходования энергоресурсов в связи с более холодной зимой”. Увеличился в отопительный период и транзит газа на 21% по сравнению с прошлым сезоном. “По ГТС прошло почти 46,5 млрд. куб. м, или 300 млн. куб. м газа в сутки, – уточнил Войтович. – К концу марта запасы в подземных хранилищах составляли 8,1 млрд. куб. м. Хотя за последние пять лет этот показатель традиционно не превышал 5-6 млрд. куб. м”.
Но для того, чтобы обеспечить надлежащую подготовку к следующей зиме и “войти в сезон” без существенных проблем, и чиновникам, и энергетикам придется потрудиться над решением ряда накопившихся системных вопросов. В сегменте тепловой энергетики их условно можно разделить на две категории: взаимоотношения “Нафтогаз Украины” с теплоэнергетическими предприятиями и работа теплоэнергетиков с потребителями.
Как задолжали
Основная проблема теплокоммуэнерго и ТЭЦ – их задолженность перед НАК “Нафтогаз Украины”. По оперативным данным “Нафтогаз Украины”, на 4 апреля, суммарный долг ТКЭ, ТЭЦ и промышленности составил 29,6 млрд. грн. с учетом предыдущих периодов. Более 80% из этой суммы должны теплоэнергетики за газ, который им необходим для производства тепловой энергии для обеспечения потребителей. Такой объем долга теплоэнергетики наращивали из-за того, что долгие годы тарифы на энергоресурсы для потребителей не покрывали затраты предприятий и не соответствовали рыночному уровню цен. Государство, которое искусственно удерживало стоимость тепла и газа для населения ниже экономически обоснованного уровня, вынуждено было покрывать так называемую разницу в тарифах из госбюджета. Практика показывает, что денег на выплату этой компенсации систематически не хватает. В этом году на покрытие долгов государства перед теплоэнергетиками и водоканалами по тарифной разнице заложено порядка 5 млрд. грн.. “Мы никогда вовремя субвенцию на разницу в тарифах не получали и не получаем сейчас, а “Нафтогаз” ждать не будет. Как только у нас возникает долг за газ – они нас сразу обкладывают штрафами и начисляют пени за просрочку платежа”, – пожаловались члены ассоциации “Укртеплокоммуэнерго”.
Украинское законодательство действительно позволяет НАКу “не отпускать газ в долг” и прекратить поставки топлива теплоэнергетиками, если у них есть задолженность. Еще можно применить к ним штрафные санкции. В свою очередь, тепловые компании, для которых единственный источник дохода – плата потребителей за поставленное им тепло, лишены возможности отключать абонентов-неплательщиков от централизованного теплоснабжения. Вплоть до 2016 г. неоднократные попытки провести через Верховную Раду законопроект, которым бы для населения вводилась пеня за неуплату по коммунальным платежам, были провальными. Норма о введении пени за просрочку оплаты за услуги ЖКХ содержится в депутатском законопроекте №1581-д, который Рада приняла в первом чтении еще в феврале прошлого года. Рассматривать документ во втором чтении парламент должен был 4 апреля, но этого так и не произошло.
“Проблема отопительного сезона одна – “Нафтогаз” требует оплату за природный газ, – говорит директор департамента энергоэффективности и энергосбережения НАК Юрий Войтович. – Но ведь эти деньги мы аккумулируем именно для того, чтобы пополнить запасы газа в хранилищах и подготовиться к следующему отопительному сезону, в котором мы этот газ будем продавать ТКЭ. Если ТКЭ не могут рассчитаться с нами, мы не можем купить газ и пополнить наши запасы”.
Механизм, который должен обезопасить “Нафтогаз” от таких проблем, правительство утвердило еще в июне 2014 г. Речь идет о правительственном постановлении №217, согласно которому все средства, полученные от потребителей за поставленное тепло, аккумулируются на специальных счетах, с которых автоматически отчисляется плата за газ, а остальной суммой могут распоряжаться тепловые предприятия. Кроме того, в ноябре прошлого года парламент принял закон №1730-19, которым предусмотрен порядок пятилетней реструктуризации задолженности ТКЭ за природный газ.
По словам теплоэнергетиков, все это не помогает. Наличие спецсчетов, по мнению игроков рынка, приводит к тому, что “из оборотных средств предприятия вымываются все деньги и отдаются НАКу, а у тепловиков ничего не остается на операционные затраты и модернизацию оборудования”. Недовольны в отрасли и тем, как реализуются нормы закона №1730-19. “По состоянию на 1 марта, предприятия теплоэнергетики погасили из 15 млрд. грн. долга за газ почти 90% этой суммы. Но “Нафтогаз” засчитал нам эту оплату как за долги предыдущих периодов, а не за текущий сезон. В результате у нас опять долг, и нам начисляют штрафы и пени на него, – сообщил Сергей Дунайло. – Более того, НАК не снимает с нас штрафы за уплаченные нами долги, а тарифы покрывают наши затраты не полностью, а на 90%, при том, что 98% в структуре тарифа – плата за энергоносители и зарплатный фонд”.
В “Нафтогаз Украины” говорят, что действуют в рамках законодательства. “Когда предприятие погашает долг, мы штрафы снимаем. Но ведь погасить долг за конкретный период теплокоммунэнерго могут и через 1,5 года, например”, – отметил Войтович. По его словам, основные проблемы ТКЭ лежат несколько в другой плоскости: “Это высокий уровень потерь в сетях, высокие объемы использования газа, покупка оборудования, которая не заложена в тариф, отсутствие законодательных стимулов в отношении должников-потребителей”.
Как готовимся
Все игроки рынка сходятся во мнении, что потребитель лишен стимулов к экономии энергоресурсов, сокращению тепловых потерь в жилищном фонде, которые в среднем по стране достигают 40%. Не эффективна и система начисления жилищных субсидий. “Перед началом отопительного сезона задолженность государства по выплате льгот и субсидий – около 5 млрд. грн. Как результат – люди не рассчитываются за газ, у нас формируется долг перед НАКом, нам арестовывают счета”, – жалуется Сергей Дунайло. “Единственное решение – монетизация субсидий до уровня потребителей”, – считает Юрий Войтович.
Отсутствие правовых рычагов по стимулированию должников к оплате с одной стороны, и динамичный рост стоимости энергоресурсов с другой стороны, приводит к падению платежной дисциплины среди населения. По последним данным Госстата, за февраль бытовые потребители погасили около 89% начисленных им сумм за услуги ЖКХ. При этом, теплоэнергетики в неофициальных беседах уверяют, что в отопительный период уровень платежей и того меньше. “Платят 65-70%, не больше. Государство на это закрывает глаза. Мы не можем отключать или штрафовать потребителей, но у них есть возможность реструктуризировать свой долг. За отопительный период договора на реструктуризацию в среднем по стране заключили около 2,5% должников на сумму меньше 30 млн. грн. Это капля в море по сравнению с нашими долгами за газ. Но важно еще и то, что рост тарифов и система субсидий совершенно не стимулирует потребителя экономить энергоресурсы. Люди перестали бояться жить в долг”, – заявил один из директоров крупного ТКЭ на правах анонимности. “Они – ТКЭ – не работают с потребителями, не проводят информационной компании, не общаются с должниками”, – неофициально комментируют проблему в “Нафтогаз Украины”.
Причина, по которой энергетика в отопительный период и межсезонье регулярно находится в чрезвычайной ситуации, более глобальна, уверены эксперты. “Украина уже не первый год находится в состоянии войны. Необходим комплексный план и одинаковые правила игры для всех игроков отрасли и по запасам топлива, и по подготовке к чрезвычайным и форс-мажорным ситуациям”, – уверен президент Центра глобалистики “Стратегия XXI” Михаил Гончар.
Мешает полноценно подготовиться к отопительному сезону правительству целый ряд факторов: не согласованность работы газового и электроэнергетического секторов при формировании запасов топлива, отсутствие законодательно утвержденной стратегии энергетической безопасности, низкий уровень развития альтернативной энергетики и кампании по информированию населения. “Ежегодно мы говорим о необходимости формирования топливных резервов, в том числе, за счет критического импорта энергоресурсов, о необходимости комплексного подхода, но каждый год чиновники совершают одни и те же ошибки. Получается замкнутый круг”, – говорит Гончар.
Пока чиновники думают, как решать глобальные проблемы, в том числе и на законодательном уровне, энергетики уже начали готовиться к следующему отопительному периоду. По данным информационной мониторинговой системы Gas Infrastructure Europe, объем закачки газа в подземные хранилища с 28 марта превышает объем его отбора. А министр энергетики и угольной промышленности Игорь Насалик на днях заявил, что игроки рынка уже начали контрактовать уголь-антрацит из ЮАР и США. “Мы получили информацию, что из США можем поставить порядка 2,5-3 млн. т угля”, – заявил чиновник. По его данным, до конца 2017 г. Украине потребуется около 4,7 млн. т угля. (Мария Цатурян, РБК-Украина/Энергетика Украины и мира)