10 апреля в Риме полномочные представители НАК “Нафтогаз Украины”, ПАО “Укртрансгаз”, Snam S.p.A. (Италия) и Eustream a.s. (Словакия) подписали Меморандум о взаимопонимании относительно общей оценки возможностей сотрудничества в использовании и развитии газотранспортной системы Украины.
На протяжении года стороны намерены выполнить подготовительную работу и заключить обязывающее соглашение с учетом технических, коммерческих, юридических, финансовых и налоговых аспектов сотрудничества.
Меморандум подписали в присутствии министра энергетики и угольной промышленности Украины И. Насалика, комиссара ЕС по энергетике и климатическим действиям М. А. Каньете и министра экономического развития Италии К. Календи. И можно сказать, документ подписан в рамках саммита G-7, как на это и надеялся глава правления “Нафтогаза” Андрей Коболев.
Несмотря на рамочный характер соглашения, оно сразу вызвало большой интерес. Прежде всего у представителей российского “Газпрома”. Они тут же напомнили словацкому оператору газотранспортной системы (ГТС) Eustream a.s., что, мол, зачем вам иметь дело с Украиной, если мы уже бронируем ваши газотранспортные мощности? И прозрачно дали понять украинцам, что, дескать, напрасны ваши попытки обезопасить себя и свою ГТС от “Северного потока-2”. Но обо всем по очереди.
Меморандум о взаимопонимании относительно общей оценки возможностей сотрудничества в использовании и развитии газотранспортной системы Украины. Среди прочего, документ преследует цель долгосрочного обеспечения стабильности транспортировки природного газа по Украине в соответствии со стандартами европейских рынков, безопасного и эффективного использования ГТС Украины, а также прозрачного и недискриминационного доступа к ней третьих сторон согласно действующему законодательству.
В рамках меморандума компании проведут общую оценку возможностей использования и усиления газотранспортной сети Украины, чтобы сделать ее более эффективной, современной и конкурентоспособной.
Необходимость подписания такого меморандума обусловлена, в частности, тем, что Украина осуществляет отделение функции оператора газотранспортной системы от других функций “Нафтогаза Украины”, государственного вертикально интегрированного холдинга, и выразила заинтересованность в сотрудничестве с опытными западными операторами ГТС по использованию национальной газотранспортной системы в соответствии с Законом Украины “О рынке природного газа”.
Но и европейские партнеры “Нафтогаза” и “Укртрансгаза” – итальянская Snam S.p.A. и словацкая Eustream a.s. – также находятся в поиске как форм, так и методов работы, в частности согласно Третьему энергетическому пакету и с учетом стремительного переформатирования европейского рынка газа.
Поэтому стороны меморандума надеются, что реализация этого проекта поможет повысить ликвидность и безопасность поставок на газовом рынке как Украины, так и ЕС, что полностью соответствует Стратегии энергетической безопасности ЕС.
Лаконично о подписантах меморандума можно сказать следующее.
НАК “Нафтогаз Украины” – вертикально интегрированная компания полного цикла, включающего разведку, добычу, транспортировку и хранение нефти и газа, а также поставку природного и сжиженного нефтяного газа потребителям. В 2016 г. на группу приходилось 79% совокупной добычи газа в Украине (15,9 млрд. куб. м из 20,1 млрд.), 74% импорта газа в Украину (8,2 млрд. куб. м из 11,1 млрд.) и 82 млрд. куб. м транзита газа в Европу (46% совокупного объема поставок российского газа в Европу). “Нафтогаз” – единственный акционер “Укртрансгаза”. Интегрировавшись в европейский рынок, обеспечивая безопасность поставки и конкурентное ценообразование на энергоресурсы и вместе с тем максимизируя стоимость местных ресурсов, “Нафтогаз” взял на себя роль локомотива модернизации в энергетическом секторе Украины.
ПАО “Укртрансгаз” – оператор одной из мощнейших систем транспортировки и хранения газа в мире. Мощность ГТС на входе превышает 302 млрд. куб. м в год, а на выходе в европейском направлении составляет 151 млрд. куб. м. Украинская ГТС связывает системы соседних России, Беларуси, Польши, Словакии, Венгрии, Румынии и Молдовы. Через них она интегрирована в более широкую европейскую газовую сеть, оставаясь кратчайшим и наиболее эффективным транзитным маршрутом и важным элементом безопасности поставок в регионе.
Snam S.p.A. – использует и развивает самую крупную и доступную систему трубопроводов в ЕС (длиной свыше 40 тыс. км), наибольшую инфраструктуру хранилищ в ЕС (емкостью 19 млрд. куб. м) и один из первых LNG-терминалов, построенных в Европе. Инвестиции Snam по всей Европе направлены на интеграцию сетей европейского энергетического сообщества и продвижение газа как ключевого элемента устойчивой энергетики.
Eustream a.s. – владелец и оператор одной из самых крупных газотранспортных систем в ЕС. Миссия и задачи Eustream – транспортировать природный газ в Словакию и через Словакию на рынки Европы. Eustream – давний партнер украинской газотранспортной системы, поскольку имеет с ней непосредственное и двустороннее сообщение.
Почему столько внимания уделяется рамочному, не обязывающему соглашению? Ответ прост: украинская сторона таким образом приобщается к европейскому рынку транспортировки газа. И надеется одновременно и параллельно решить несколько задач. Первая – сохранить загруженной и переориентировать, если понадобится, свою ГТС на работу с диверсифицированными направлениями транспортировки природного газа. Можно было бы не учитывать перспективу того, что с 2020 г. российский “Газпром” грозит обойтись без услуг по транспортировке газа в ЕС через украинскую ГТС. Но россияне упорно работают над реализацией проекта “Северный поток-2”. И обставляют дело таким образом, чтобы новый газотранспортный маршрут, будучи де-факто монопольным, де-юре не подпадал под действие жестких ограничений Третьего энергопакета ЕК и антимонопольного законодательства как Евросоюза в целом, так и отдельных его членов, в частности.
Вторая задача – решить вопрос юридического (законодательно возможного) использования ГТС. Будет это концессия либо же со временем акции уже преемника “Укртрансгаза” могут быть переданы в совместное предприятие? Например, для начала будет создано, как считают в “Нафтогазе”, освобожденное от накопленных долгов газотранспортное предприятие “Магистральные газопроводы Украины”, которому и будут переданы имущество и функции оператора газотранспортной системы. Или же будет найдена другая форма. Так или иначе, но, по большому счету, предполагается в дальнейшем приватизация украинской ГТС. И именно это обстоятельство вызывает больше всего предостережений и вопросов, ответы на которые следует получить до заключения каких-либо обязывающих соглашений.
Третья задача, которую стремится решить Украина в сотрудничестве с европейскими партнерами, – приобщиться к программам финансирования инфраструктурных проектов ЕС. Не будучи членом Евросоюза, Украина в этом смысле может рассчитывать (в лучшем случае) на кредиты МФО и таким образом своими силами и за собственные средства модернизировать и развивать свою ГТС. И не факт, что европейские соседи по газотранспортировке будут учитывать наши попытки в своих кратко- и долгосрочных газотранспортных проектах.
Чтобы это произошло, надо плодотворно поработать в рамках подписанного меморандума и как можно быстрее продолжить сотрудничество на более, так сказать, твердом коммерческом грунте. Ведь только при условии коммерческой привлекательности совместного проекта украинская ГТС будет востребованной на рынке газотранспортных услуг.
Кстати, сотрудничество диспетчерских служб “Укртрансгаза” и Snam, равно как и со словацким оператором ГТС Eustream, имеет давнюю историю. Началось оно в 1996 г. Тогда между “Укртрансгазом” и в то время еще “Словтрансгазом” было подписано соглашение, в рамках которого соседи по газотранспортной трубе налаживали техническое и диспетчерское сотрудничество по транзиту газа. Именно тогда была начата как синхронизация в проведении ремонтов, так и обмен опытом технического обслуживания объектов ГТС обеих стран, прежде всего пограничных участков.
Плодотворное сотрудничество украинцев и словаков привлекло внимание специалистов других компаний, тоже заинтересованных в таком сотрудничестве, в результате чего в 2000 г. было подписано диспетчерское соглашение между “Укртрансгазом”, словацкой SPP Preprava, итальянской Snam и австрийской OMV. Со временем к нему присоединилась австрийско-итальянская компания TAG. Кстати, настоящее соглашение действует и сейчас. Подписано оно было, как и меморандум между “Нафтогазом”, “Укртрансгазом”, Snam и Eustream, также за границей, но в Вене в конце января 2000 г.
Однако в каждой стране и вышеназванной компании за время, прошедшее с даты подписания соглашения, произошли преобразования. Это касается как законодательных условий сотрудничества газотранспортных компаний, так и изменения формы их собственности и владельцев. Кроме газотранспортной безопасности, операторы ГТС ставят целью коммерческую прибыль. А получить ее своими силами, не учитывая общеевропейскую стратегию и интересы владельцев компаний, практически невозможно. Ну что может противопоставить “Нафтогаз” или “Укртрансгаз” весьма щедрому, хотя очевидно монопольному предложению “Газпрома”? Свое желание и утверждение, что газотранспортный маршрут через украинскую ГТС в страны ЕС самый надежный и довольно дешевый? Так россияне в каждое европейское ухо кричат совершенно противоположное. И пытаются изо всех сил убедить членов ЕС, что российское предложение – самое выгодное для них. Да еще и “бесплатное” относительно строительства российского проекта “Северный поток-2”. Как здесь устоять перед соблазном…
Как это ни обидно, но для того чтобы украинская ГТС не выпала из европейского газотранспортного рынка и была максимально интегрированной в процессы и проекты ЕС, придется учитывать и коммерческие интересы соседей и, очевидно… делиться прибылью от совместного использования ГТС. Как, в какой пропорции и будет ли вообще идти об этом речь – именно эти вопросы должны решить компании, заключившие римский меморандум о намерениях.
Есть немало вопросов и по поводу пророссийской ориентированности украинских партнеров относительно будущего использования ГТС. Например, итальянская Snam из-за переориентации алжирских компаний, традиционно поставляющих в Италию сжиженный газ, теперь становится едва ли не самым крупным в южном регионе Европы импортером российского трубопроводного газа. Если еще несколько лет назад речь шла об импорте 13 млрд. куб. м ежегодно, то сейчас объем импорта “газпромовского” топлива может достичь более 30 млрд. куб. м. Разве что еще Германия является таким же масштабным, и поэтому привлекательным рынком для “Газпрома”.
В таких экономических обстоятельствах ссориться с россиянами итальянцы не станут. Так же, как и словаки. И украинской стороне придется осторожно формулировать условия сотрудничества, учитывая враждебные отношения с РФ из-за войны на Востоке Украины. А также из-за давнего желания оставить Украину без транзита газа.
Россияне тем временем становятся все более настойчивыми. Не зря уже 10 апреля “Газпром” забронировал маршрут для газа “Северного потока-2”. И хотя многое будет зависеть от парламентских выборов в сентябре в Германии, российская сторона ведет работу на всех фронтах.
Российский “Газпром” готовится перенаправить газовые потоки в Центральной Европе с украинского транзита на трансбалтийский газопровод “Северный поток-2” (Nord Stream-2), сообщил на минувшей неделе российский “КоммерсантЪ”. Монополия заключила рамочные соглашения с газотранспортными операторами Чехии и Словакии о долгосрочном бронировании мощностей. Договоры пока необязывающие, но именно они должны стать основой будущих контрактов на транспортировку газа по “Северному потоку-2”, отмечает издание.
“Газпром экспорт” заключил рамочные долгосрочные соглашения о транзите газа через Чехию (до 2040 г., оператор Net4gas) и Словакию (до 2050 г., оператор Eustream) на 5 млрд. и 5,3 млрд. евро соответственно. В компании пояснили, что суммы и сроки носят “ориентировочный характер”, а соглашения не необязывающие. Определение ориентировочных сроков и сумм необходимо в связи с требованиями 223-ФЗ о закупках госкомпаний. Суммы сейчас точно рассчитать невозможно, поскольку европейские операторы газотранспортных систем не устанавливают тарифы на длительный срок.
Тем не менее на рынке связывают эти соглашения с подготовкой “Газпрома” к заключению новых долгосрочных контрактов на транспортировку газа, который будет приходить в ЕС по проектируемому газопроводу “Северный поток-2”.
“Газпром” активизировал процесс создания “Северного потока-2” в последние полгода. 11 апреля оператор этого проекта Nord Stream AG сообщил о контракте с Allseas на прокладку двух морских ниток в 2018 г. и 2019 г. Контракты на прокладку трубы в прибрежных водах России и Германии не заключены, источники “Ъ” полагали, что их могут передать “Газпром флоту”, у которого в 2016 г. появился трубоукладчик.
“Северный поток-2” запросил разрешение на прокладку у всех стран, по территории или водам которых пройдет газопровод, – РФ, Швеции, Финляндии, Дании и ФРГ. А поскольку Брюссель признал, что Третий энергопакет не распространяется на оффшорные трубопроводы между ЕС и странами вне союза, прямые юридические риски проекта снизились. И теперь Shell, Wintershall, Uniper, OMV и Engie, которые не стали акционерами “Северного потока-2” из-за противодействия Польши, хотят до конца апреля объявить о новой схеме финансирования проекта.
Ранее глава правления НАК “Нафтогаз Украины” Андрей Коболев заявил, что Европейский Союз должен заблокировать строительство газопровода “Северный поток-2”, чтобы не позволить Кремлю завладеть дополнительными рычагами экономического и геополитического влияния на Германию, Польшу и Словакию. Польша как член ЕС атакует все евроэнергоструктуры, требуя заблокировать этот газопровод и пересмотреть решение по газоотводу OPAL, который практически открыл дорогу “Северному потоку” и его полной загрузке российским газом.
Но похоже, что ЕС действительно готов окончательно смириться с “Северным потоком-2”. Крупнейшие газовые компании, видимо, приложили максимум усилий и влияния, чтобы этот российский проект не был заблокирован окончательно или как минимум надолго. Это не считая того, что каждую так или иначе причастную к своему газовому потоку страну “Газпром” обрабатывает по отдельности и весьма тщательно.
Так, правительство Дании ищет возможность запретить строительство газопровода, исходя из соображений национальной безопасности и приоритетов внешней политики. И склонно даже изменить свое законодательство, чтобы воспрепятствовать российскому проекту. Однако станет ли оно противиться и далее, если Еврокомиссия и Евросоюз дадут российскому проекту по крайней мере желтый свет?
Напомню, проект “Северный поток-2” предполагает строительство двух ниток газопровода общей мощностью 55 млрд. куб. м газа в год от побережья России через Балтийское море до Германии. И РФ намерена построить его уже к 2020 г. Сроки, конечно, в таких проектах и при таких условиях относительные. Но не учитывать прямую экономическую и политическую выгоду для РФ и “Газпрома” было бы верхом неосмотрительности. Так что надеяться, конечно, будем на лучшее для нас и украинской ГТС, но готовиться надо к активной борьбе в союзничестве с заинтересованными европейскими партнерами.
Единственное, в случае намерений и планов интеграции украинской ГТС хотелось бы, чтобы в Украине рассматривали не только единственный вариант, назовем ее так, римской четверки, но и параллельно другие варианты. Это и стимул для подписантов меморандума, и возможность действий на случай, если этот формат сотрудничества не приведет к реальному взаимовыгодному проекту. Правда, логичен вопрос: кто этим всерьез в Украине будет заниматься? (Алла Еременко, Зеркало недели/Энергетика Украины и мира)