В начале апреля компания “Укрнафта” объявила об остановке работ на 10 скважинах Заводивского месторождения Львовской области из-за отказа Государственной службы геологии и недр продлить лицензию на это месторождение. Под угрозой еще 9 спецразрешений, действие которых заканчивается в этом году. А это примерно 20% годовой добычи нефти.
Причина отказа – долги “Укрнафты” перед бюджетом (в том числе по уплате ренты), которые к началу 2017 г. достигли 13 млрд. грн. В компании считают, что Госгеонедр игнорирует решение суда, в соответствии с которым наличие налогового долга не является законным основанием для отказа в выдаче или продлении лицензии. Поэтому судебные тяжбы с этим госорганом будут продолжены.
Нормы Налогового кодекса (п.п.258.2.2) и Порядок выдачи спецразрешений (утвержден постановлением КМУ №615) позволяют Госгеонедр с подачи налоговиков лишать компании лицензий за наличие налогового долга. В том числе по рентным платежам.
Однако профильный закон “О нефти и газе” в перечне причин для приостановки или аннулирования лицензии (ст. 26) не содержит такой пункт как наличие долгов перед бюджетом. Что позволяет компаниям продолжать свою работу, накапливая налоговые долги.
Решить эту проблему взялась группа депутатов из “Самопомичи”, подготовившая соответствующий законопроект №6337, который уже зарегистрирован в парламенте.
Злостные неплательщики
Авторский коллектив, в состав которого вошел и первый замглавы комитета ВР по вопросам налоговой и таможенной политики Андрей Журжий, предлагает вписать в закон о нефти и газе нормы, прямо обязывающие нефтегазодобывающие компании своевременно и в полном объеме перечислять рентные платежи в бюджет.
А также дать право ГФС обращаться в Госгеонедра с требованием временно приостановить или аннулировать лицензию на добычу.
Наконец, предлагается четко прописать, что причиной приостановки спецразрешения на недропользование может быть наличие налогового долга свыше 1300 прожиточных минимумов (на 1 января 2017 г. это 2,08 млн. грн.), если только предприятие не оформило налоговую рассрочку.
Когда сумма долга превышает 6тыс. прожиточных минимумов (9,6 млн. грн.), то разрешение может быть аннулировано. Лишить лицензии могут и за то, что в течение года после погашения всех задолженностей по ренте, компания снова допустит возникновение долга свыше 1,3 тыс. прожиточных минимумов.
В Налоговом кодексе будет четче выписана процедура обращения налоговиков в Госгеонедра в течение 20 дней с момента возникновения долга.
“В большинстве случаев неуплата ренты происходит не потому, что у предприятия нет прибыли, это – результат умышленных манипуляций с целью избежать уплаты налоговых обязательств”, – отмечают авторы в пояснительной записке к законопроекту.
По их версии, ПАО “Укрнафта” уже больше двух лет успешно уклоняется от уплаты ренты, пользуясь несогласованностью законодательства. Что лишь подтверждается решениями судов, признающих незаконность приостановки лицензий.
По словам сопредседателя Фонда энергетических стратегий Дмитрия Марунича, неуплата ренты стала очень серьезной проблемой в Украине. И если удастся ее решить, то государство получит дополнительный финансовый ресурс.
“В прежние годы не было таких серьезных проблем с наполнением бюджета. А теперь у власти нет другого выхода, как повышать сбор налогов. Например, британская компания JKX, владелец “Полтавской газонефтяной компании” (ПГНК) проиграла суды по поводу поднятия ставки ренты”, – рассказал UBR.ua Дмитрий Марунич.
Поэтому эксперт предполагает, что власти будут всячески проталкивать данный законопроект. Тем более, что представителей нефтегазового лобби в нынешнем составе парламенте не так много.
“Часто предприятия этой отрасли жалуются на высокое налогообложение в Украине, кивая на зарубежный опыт. Однако при этом они забывают упомянуть взаимосвязь рентных платежей в конкретной стране с тамошней системой налогообложения, вырывая из контекста нужные факты”, – рассказал эксперт Института энергетических стратегий Юрий Корольчук.
По его словам, нефтегазодобытчики также пользуются всеми доступными лазейками в законодательстве, чтобы сократить свои расходы на рентные платежи.
Схемы перекроют
Юрий Корольчук утверждает, что добывающие компании сначала оформляют рассрочку налогового долга, а затем тянут с оплатой, пытаясь добиться его списания как безнадежного, либо платят с большим опозданием, что при существенной девальвации гривни оказывалось выгоднее, чем расчеты с бюджетом в срок.
Народные депутаты Виктория Войцицкая, Елена Сотник и Андрей Журжий обращают внимание на то, что НК позволяет налоговикам требовать остановки лицензий только если компания не платит ренту в течение 6 месяцев подряд. То есть, в случае дробления долга доказать факт неуплаты непросто.
В качестве примера авторы законопроекта приводят решение по делу К/800/21021/16 Высшего админсуда Украины (ВАСУ), которым суд не признал ПАО “Укрнафта” виновным в задержке платежей на 6 месяцев.
При этом ст. 126 НК предполагает штраф за неуплату согласованного налогового обязательства. Применение штрафов возможно с момента окончательного срока добровольной уплаты налога. В то же время возможность не платить по полгода ренту стимулирует затягивание с оплатой.
“Фактически законопроектом предлагается разрешить налоговикам оперативно, в течение 20 дней, реагировать на факты неуплаты”, – поясняет Юрий Корольчук.
Наконец, решению проблемы своевременной уплаты ренты мешает еще одно обстоятельство. Автоматизированная система учета налоговых платежей в ГФС не может учитывать налоговые обязательства отдельно по каждому месторождению или конкретному спецразрешению.
Проще говоря, если у компании есть два месторождения или больше (и соответственно, столько же разрешений) в ведении одной налоговой инспекции, то данные по долгу или переплате ренты учитываются общие – по всем месторождениям сразу. То есть, нельзя сказать, есть ли долг и какой он по конкретному разрешению.
В то же время, по словам Юрия Корольчука, не всегда отмена или остановка разрешения из-за наличия налогового долга оправдана. Остановка работ может спровоцировать техногенную катастрофу или ухудшить условия добычи. Не говоря уже о том, что люди потеряют работу, а бюджет лишится других налогов, которые платило предприятие.
Например, по словам исполнительного вице-президента по добыче и переработке ПАО “Укрнафта” Маврикия Калугина, остановка Заводивского месторождения сопряжена не только с прямыми финансовыми потерями. После заглушки скважин есть риск, что при возобновлении добычи не удастся вернуться на ее прежний уровень из-за закупорки призабойных зон скважин.
Поэтому авторы законопроекта предлагают разрешить Госгеонедр в каждом конкретном случае решать, на каких участках остановка работ нанесет наименьший вред и в то же время будет ощутимым наказанием для должника.
Например, предлагается останавливать или аннулировать по одному спецразрешению неплательщика ренты за каждые 2,08 млн. грн. или 9,6 млн. грн. долга, в зависимости от обстоятельств нарушения.
“Надо все-таки учитывать реальное положение дел у каждой добывающей компании. Поэтому может быть перед тем как дать право налоговикам наказывать всех подряд за неуплату ренты, стоило бы провести инвентаризацию всех месторождений”, – считает Юрий Корольчук.
Недавно стало известно, что набсовет «Укрнафты» решил создать комитет по реализации активов компании для погашения долгов. (Константин Симоненко, ubr.ua/Энергетика Украины и мира)