Ни один из государственных органов не пережил такого бурного роста популярности, как Национальная комиссия, осуществляющая госрегулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ). Еще два года назад об этой нацкомиссии знали только специалисты и десяток журналистов, пишущих статьи для серьезных изданий. Теперь название НКРЭКУ и имя ее (пока еще) председателя Дмитрия Вовка на устах у каждого украинца, которого коснулось повышение тарифов на электроэнергию, газ, водоснабжение и отопление.
Возмущение, разразившееся после введение этой нацкомиссией абонплаты за газ, уже стихло – на прошлой неделе НКРЭКУ сама отменила собственное решение, а Вовк, выступая перед разъяренными депутатами в парламенте, заявил, что уже знает о своем грядущем увольнении.
Теперь самое время разобраться, кто же может прийти на смену Дмитрию Вовку и когда это случится.
Для начала несколько слов о том, что же собой представляет НКРЭКУ и зачем она нужна. Кроме того, что она (именно НКРЭКУ, а не правительство) устанавливает тарифы, нацкомиссия также осуществляет мониторинг и контроль за деятельностью бизнеса в сферах энергетики, газа, нефти, теплоснабжения и водоснабжения. Фактически она является тем органом, который должен привести к гармонии интересы бизнеса, предоставляющего услуги, и населения, которое платит за них из своего кармана. При этом НКРЭКУ остается одним из органов, которые участвуют в переформатировании украинской энергетики и газового сектора под европейские стандарты. Однако именно попытка переформатировать плату за газ для населения под европейский стандарт привела к скандалу, под занавес которого Вовк и заявил, что будет уволен.
Однако его заявление еще не означает, что он уже пакует чемоданы – нынешний состав НКРЭКУ будет работать до тех пор, пока им на смену не придут новые члены нацкомиссии. А согласно принятому в прошлом году новому закону об НКРЭКУ новые члены будут выбираться по-новому. В частности, законом предусмотрена двухэтапная процедура назначения. На первом этапе Верховная Рада и президент назначают по два члена конкурсной комиссии, а Кабмин – одного. Это должны быть люди с безупречной деловой репутацией, высокими профессиональными и моральными качествами, имеющие авторитет в обществе. Также это должны быть люди, которые не имеют отношения к бизнесу, регулированием которого занимается НКРЭКУ, и свою работу они будут выполнять на общественным началах. Также в работе конкурсной комиссии могут принимать участие представители Европейской комиссии, Секретариата Энергетического Сообщества и других международных организаций из сферы энергетики.
На второй этапе конкурсная комиссия проводит конкурс по отбору кандидатов на должность членов НКРЭКУ. Требования: высшее образование, высокие моральные качества, опыт работы в сферах энергетики или коммунальных услуг не менее пяти лет, в том числе на руководящих должностях – не менее двух лет. При этом сами члены НКРЭКУ не должны быть зависимыми от рынка, который они будут регулировать, – не иметь корпоративных прав в компаний из сферы энергетики или коммунальных услуг.
Конкурсная комиссия будет выстраивать претендентов по рейтингу и предложит список президенту, который и должен назначить новый состав НКРЭКУ численностью семь человек. Председатель же нацкомиссии будет выбран тайным голосованием самими членами НКРЭКУ.
А теперь о сроках, в течение которых место Вовка может занять новый председатель. Конкурсная комиссия будет принимать заявки от претендентов в течение 45 дней, после чего в течение 30 дней будет проводить конкурс и еще месяц дается президенту на назначение членов НКРЭКУ. Итого – минимум 3,5 месяца. А ведь еще нужно время, чтобы сформировать конкурсную комиссию. И здесь сроки вообще тяжело прогнозировать, поскольку Верховная Рада или из популистских мотивов, или чтобы насолить президенту, может существенно затянуть согласование своих двух членов комиссии.
И за примерами далеко ходить не нужно – на прошлой неделе парламент уже пытался утвердить кандидатуры своих представителей в конкурсной комиссии. Представители фракций, оппонирующих президенту, назвали кандидатуры “котами в мешке” и отказались за них голосовать. Вместо этого Сергей Соболев от “Батькивщины” предложил вообще принять специальный закон о формировании НКРЭКУ и конкурсной комиссии – другими словами, еще больше затянуть процесс.
В итоге кандидатуры от Рады в конкурсную комиссию – Константин Запайщиков и Юрий Шульга – так и не были проголосованы. Как показывает практика, конструктивизм парламента в процессе обсуждения и принятия решений, которые на слуху у общества, стремится к нулю – слишком велик соблазн поспекулировать на теме. А значит, ожидать оперативного пуска процесса формирования нового состава НКРЭКУ – слишком самонадеянно. Многие политсилы будут использовать эту тему, чтобы лишний раз попиариться на теме заботы о народе.
Поэтому вполне вероятно, что новый состав НКРЭКУ появится не ранее сроков, утвержденных указом президента для ротации членов НКРЭКУ – два члена нацкомиссии должны будут освободить свои кресла не позже конца мая и еще два – не позднее конца ноября этого года, а еще два члена НКРЭКУ, в том числе и Вовк, – не позднее конца мая 2018 г.
Если новый состав НКРЭКУ не хочет по аналогии с предыдущим составом получить черную метку от депутатов и рядовых украинцев, ему следует научиться принимать свои решения максимально прозрачно. Например, в случае с введением абонплаты за газ внятного объяснения от Вовка, почему ее размер именно такой, так и не последовало. Если бы НКРЭКУ заблаговременно объявила о грядущих изменениях в плате за газ, привела перечень документов, на основании которых будет рассчитываться размер абонплаты, пояснила очевидные выгоды от ее введения (а они есть), добилась одобрительных оценок своей инициативы от независимых экспертов по итогам публичной дискуссии, то градус вокруг ее решения и уровень вылившегося негатива был бы значительно меньше.
Кроме того, НКРЭКУ должна будет крайне осторожно подходить к любым вопросам, касающимся пересмотра тарифов для населения в сторону повышения. Действия нацкомиссии под руководством Вовка по введению абонплаты за газ с точки зрения законодательства, может быть, были и правильными, однако если результат не удовлетворил никого, кроме владельцев облгазов, то это означает, что НКРЭКУ в этом случае не удалось выполнить основную задачу, ради которой она, собственно, и создавалась – соблюдение баланса интересов потребителей и бизнеса. Нацкомиссия должна жестко вычищать все накрутки, которые компании закладывают в обоснование тарифов, и помнить, что кошельки рядовых украинцев не бездонные.
В качестве положительного примера можно привести расчеты НКРЭКУ, согласно которым применение новой методологии и тарифов на распределение газа позволит снизить тарифы на тепло для населения на 4-7,8%. При этом снижение суммы в платежка за тепло будет весьма существенным. Например, для клиентов “Киевэнерго”, проживающих в 1-комнатных квартирах – на 250 грн., в 2-комнатных – на 365 грн., в 3 и 4-комнатных – на 485 и 656 грн. соответственно. (Александр Суков, Деловая столица/Энергетика Украины и мира)