На украинских заправках продолжает дорожать топливо. Причем не только бензин и дизель, но и автогаз.
По данным консалтинговой компании “А-95”, с начала апреля стоимость, к примеру, бензина А-95 поднялась почти на 60 коп. за литр до 25,07 грн./л. На 50 копеек подорожал и сжиженный газ – его стоимость на украинских заправках уже достигает в среднем 11,58 грн./л.
На столько же поднялся в цене и дизель. И это далеко не окончательные ценники, предупреждают эксперты. Уже до конца апреля топливо может подорожать на 70 коп./л. И это при том, что доллар, к которому традиционно привязаны цены на бензин, дизель и газ, не только остается стабильным, но и подешевел за последние несколько дней.
UBR.ua решил выяснить: в чем причины ажиотажа и как долго он продлится.
Эксперты говорят, что в этот раз в цены на украинских АЗС вмешалась мировая конъюнктура.
Если удорожание автогаза было вызвано проблемами с поставками продукта из РФ, то остальное горючее подорожало, в первую очередь, из-за роста мировых котировок на нефть.
На стоимости нефтепродуктов сказываются не только сокращение промышленных запасов, но и недавние ракетные удары США по Сирии, а также угрозы Северной Кореи прекратить поставки нефти в КНДР, в случае проведения последней ядерных испытаний.
“Правда, в ожидании переговоров США и Северной Кореи мировые банки и фонды пока стали придерживать ставки. Сейчас они затормозились на уровне $52/баррель. Также на цены влияет и начало посевной в Украине, которая традиционно влечет за собой рост спроса на горючее”, – говорит представитель Экономического дискуссионного клуба Сергей Сапегин.
В то же время, как заметил председатель Комитета экономистов Украины Андрей Новак, сами заправщики могли поднять расценки на волне повышенного спроса со стороны водителей. Хотя эксперт и не отрицает, что на цены также повлияло и удорожание энергоресурсов.
“Не нужно забывать, что на рынке работают практически одни монополисты. Три-четыре крупных игрока регулярно используют механизмы монопольного сговора, а Антимонопольный комитет бездействует”, – говорит Новак.
По словам эксперта топливного рынка Леонида Косянчука, из-за того, что пиковые мировые цены на нефтепродукты были куда выше нынешних, нашим операторам еще есть куда поднимать цены – экономически оправданным будет удорожание горючего в целом примерно на 1,5 грн./л.
Как рассказал UBR.ua эксперт рынка нефтепродуктов, член наблюдательного совета, “Интегрум Венчурс” Александр Киримов, котировки Platts повысились примерно на $30 к значению марта, что и привело к значительному удорожанию топлива.
Топливо продолжит дорожать по мере того, как у наших нефтетрейдеров “вымывается” закупленный ранее более дешевый ресурс. Т.е., более дешевый бензин на заправках просто заканчивается и его заменяет более дорогой.
“Более дешевый, закупленный ранее бензин уже закончился на АЗС, и начали использовать более дорогой, вот отсюда и более высокие цены. В среднем цена на бензин выросла на 53 коп. за литр, а по дизельному топливу на 46 коп. за литр. Поэтому расти еще есть куда”, – заметил Леонид Косянчук.
По словам Александра Киримова, по мере уменьшения запасов цены на нефтепродукты вырастут еще на 30-70 коп./л до конца апреля. “ДТ будет стабилен в виду избытка этого продукта в стране и баланса цен предложением трубного продукта из РФ”, – добавил Киримов.
При этом нужно учитывать, что точно спрогнозировать конечную стоимость нефтепродукта на украинских АЗС на ближайшее будущее мешает постоянное изменение внутренних переменных. По словам Андрея Новака, если ситуация на мировых рынках еще более-менее предсказуема, то спрогнозировать курс валют в Украине, налоговые изменения и пр. очень сложно.
Но даже по нынешним показателям украинским водителям радоваться пока особо нечему.
В то же время, украинские заправщики поднимают свои ценники очень осторожно, так как рост цен неминуемо приводит к падению спроса на топливо со стороны автомобилистов – многие водители и так перевели свои машины на газ, сократив таким образом потребление традиционного топлива.
Как говорят эксперты, инфраструктура розничной продажи нефтепродуктов избыточна, поскольку объемы потребления падают, а количество заправок остается неизменным – количество АЗС в Украине в 4-5 раз превышает европейские нормативы.
По словам Сергея Сапегина, многие украинские АЗС вынуждены уже сейчас оптимизировать расходы, пересматривать свои планы по открытию новых заправочных комплексов, а в некоторых случаях, даже сокращать их количество. (Денис Вергун, Ubr.ua/Энергетика Украины и мира)