Так, во всяком случае, сообщил S&P Global Platts, ссылаясь на свои источники.
“Оглашение финального решения запланировано на конец июня, однако наш источник говорит, что его отложат как минимум до осени. Ведущие эксперты по вопросу газового арбитража уверены, что отсрочка вызвана закулисными переговорами между сторонам и их юристами”, – пишет S&P Global Platts – независимое информационное бюро со штаб-квартирой в Лондоне, специализирующиеся на анализе сырьевых и энергетических рынков.
“Вполне вероятно, что арбитражный суд продолжит запрашивать дополнительную информацию от обеих сторон, что приведет к переносу даты оглашения окончательного вердикта, – цитирует Platts Дэвида Кокса из London Energy Consulting. – Процесс может растянутся на месяцы”.
Срок окончательного решения – конец июня текущего года – был озвучен после того, как арбитраж разделил спор “Нафтогаза” и “Газпрома” на два отдельных дела: одно по задолженностям, другое – по компенсации ущерба. Слушание по первому делу началось в августе 2016 г. и уже откладывалось несколько раз. Во втором деле, связанном с транзитом российского газа через Украину, также нет существенного прогресса.
О возможности затягивания процесса намекает и российская пресса. “Конкретную сумму, которая будет присуждена одной из сторон, арбитры определят позднее, четких сроков для этого не установлено”, – цитирует “Коммерсантъ” Романа Зыкова, генерального секретаря Арбитражной ассоциации (Москва). Издание расценивает промежуточное решения Стокгольмского арбитража, как “ничью”, прогнозируя, что в итоге “Газпром” получит от “Нафтогаза” $1 млрд. за газ, хотя мог бы получить $47 млрд., если были ли бы удовлетворены все его требования.
Интересно видится ситуация не только с Востока от Украины, но и с Запада. При этом оттуда она выглядит несколько по-другому. По словам Михала Куртыки, замминистра энергетики Польши, предварительное решение арбитражного суда в Стокгольме подтверждает недобросовестные экономические практики российской стороны и злоупотребление монопольным положением.
“Суд полностью и безоговорочно осуждает существующую политику “Газпрома” в Центральной и Восточной Европе. Для Польши это чрезвычайно важно, поскольку показывает, каким образом действовал “Газпром” в Восточной Европе. Теперь слово за Еврокомиссией, которая должна провести антимонопольное расследование”, – заявил Михал Куртыка, замминистра энергетики Польши изданию Biznes Alert.
При этом, стоит отметить, что в Польше прямо связывают спор “Нафтогаза” с “Газпромом” с продвижением российского проекта газопровода в обход Украины и Польши “Северный поток-2”. Россияне пытались доказать в суде, что “Нафтогаз” завышает тарифы на транзит, а сама Украина якобы, ненадежный партнер в поставка энергоносителей в Европу. Таким образом, по мнению аналитиков Biznes Alert, подрывалась рентабельность маршрута поставок через Украину. В российской аргументации один из самых сильных аргументов в пользу “Северного потока-2” – это высокая рисковость поставок через Украину и их высокая цена.
Решение в пользу “Нафтогаза” показывает, что украинцы, а также другие критики “Газпрома” могут рассчитывать на помощь правовых институтов Европы. Победа “Нафтогаза” означает, что он остается стабильным партнером для Запада. Более того, Украина, заинтересована в самом широком сотрудничестве с партнерами из Вишеградской группы, Турции и Италии. Эксперты Biznes Alert отмечают, что успех в арбитраже является еще одним шагом в направлении обеспечения вклада Запада в стабилизацию Украины, на этом этапе с помощью политических инвестиций в этой области.
“Газпром” ожидает, что окончательное решение суд примет в июне этого года. Стоит отметить, то теоретически суд из Стокгольма является основой для проведения переговоров по новому контракту для транзита газа в Европу.
Но не стоит рассчитывать, что переговоры для Украины будут легкими.
Огромная проблема стран Восточной Европы, в частности, Украины, Польши, Словакии, а также их крупнейшего партнера и потребителя газа в том, что каждому из них кажется, что нынешнее руководство России вполне прагматично и с ним вполне можно договориться. При этом, каждая из перечисленных стран, мечтает быть основным направлением транзита российского газа в Европу. Даже Украина, которая стала жертвой российской агрессии, у которой захватили часть территории, тем не менее, даже патриоты из всех сил борются за сохранение российского транзита.
Парадоксальность ситуации еще и в том, что с экономической точки зрения транзит через Украину самый выгодный для производителей, потребителей и транзитеров. Более того, именно украинский маршрут позволяет обеспечить стабильность поставок и маневр большими объемами газа, в период пиковых нагрузок. И это не только возможность накапливать газ в подземных газовых хранилищах летом, а подавать потребителям зимой, а, кроме того, это и возможности альтернативных маршрутов поставок газа в границах Украины.
Тем не менее, у поляков собственная гордость – они, конечно, ненавидят всеми фибрами души “Северный поток”, причем как первый, так и второй, но зато мечтают, чтобы именно через Польшу прошел газопровод “Ямал-2”. Стоит ли говорить, что немцам также не терпится стать не просто страной транзитером, а главным хабом по торговле российским газом, а именно к этому приведет пуск “Северного потока-2”.
Стоит отметить, что если “Нафтогаз” доведет таки до победного конца процесс в Стокгольмском арбитраже, то у украинского маршрута появятся дополнительные козыри.
Впрочем, пока России в лице “Газпрома” удается играть на противоречиях и шкурных интересах любой из стран Восточной и Центральной Европы (включая Украину), то у россиян будут оставаться шансы продавливать выгодное для себя решение.
Едва ли не единственный вариант, который позволил бы Европейскому союзу, а также Украине, противостоять российскому влиянию, это формирование единой энергетической политики в рамках союза, и присоединение к ней Украины. Если бы, в 2014 г. предложение тогдашнего польского премьера, а ныне президента Евросоюза Дональда Туска, по созданию Энергетического союза, было реализовано, то появился бы шанс на то, чтобы выстроить отношения с Россией на основе международного права и прагматизма. До тех же пор пока европейские страны вырывают другу у друга контракты с “Газпромом”, а Украина, даже будучи жертвой российской агрессии, тем не менее, мечтает сохранить российский газовый транзит, у России вообще и “Газпрома” в частности остаются шансы навязать всей европейской братии свою игру.
Тем не менее, пока можно порадоваться промежуточной победе и тому, что Стокгольмский арбитраж 31 мая вынес отдельное решение в деле “Нафтогаза” против “Газпрома” по трем ключевым пунктам: по отмене принципа “бери или плати”, отмене реэкспорта газа, а также формулы цены. Российский “Газпром” пока воздерживается от расширенного комментария принятых решений 31 мая. “Когда будет окончательное решение, тогда можно будет комментировать”, – заявил глава “Газпрома” Алексей Миллер.
В начале процесса взаимные претензии “Нафтогаза” и “Газпрома” превышали $100 млрд.
Это самый крупный арбитраж в истории, по мнению коммерческого директора группы “Нафтогаз” Юрия Витренко. Можно не сомневаться, что если дело выгорит, то менеджмент “Нафтогаза” заслужено сможет провертеть в лацканах своих пиджаков дырочки для орденов, ну и конечно купить новые сейфы, дабы по украинской традиции, было куда складывать бонусы от новой (повышенной) зарплаты. Тем не менее, пока у “Газпрома” есть время, чтобы отыграться. Протянуть до осени, а там и зима поспеет. Как показывает практика, на морозе “Газпрому” договариваться сподручнее, что стоит принять во внимание, как европейцам, так и украинским стратегам из “Нафтогаза”. (Роман Брыль, Петр Билян, Деловая столица/Энергетика Украины и мира)