ААЭС является системообразующей базой всего энергетического кластера страны, основанного на передовых научно-технических разработках. Продление срока эксплуатации блока N2 ААЭС и, тем более, строительство нового ядерного энергоблока, подразумевает привлечение и эксплуатацию новейших технологий, наличие и подготовку в будущем высококвалифицированных специалистов.
О перспективах атомной энергетики Армении – беседа экономического обозревателя АрмИнфо Александра Аванесова с председателем общественной организации “Центр независимых финансово-экономических и деловых исследований”, к.э.н. доцентом кафедр “Финансовых расчетов” ЕГУ и “Экономики и финансов” РАУ Ара Каряном.
– Карян, три года назад правительством Армении было принято решение о продлении срока эксплуатации энергоблока N2 Армянской АЭС. Как бы Вы оценили данную программу и необходимость станции для Армении?
– Армянская АЭС играет крайне важную роль для энергобезопасности и устойчивого развития экономики страны. Она может обеспечивать по доступным тарифам порядка 40% потребностей Армении в электроэнергии. Правда, в последние годы удельный вес станции падает. Между тем, при оценке росли и места атомной энергетики, следует исходить и учитывать не только эти факторы, но другие, очень важные векторы развития, которые либо базируются на атомной энергетике, либо являются его производными. Это такие составляющие как политическая, научно-техническая, инновационная, развитие человеческого капитала, построение действенной системы “образование – наука – производство”. Если говорить о политической составляющей, то наличие АЭС позволяет республике участвовать в саммитах по ядерной безопасности. С 2010 года президент Армении раз в два года принимает участие в мировом саммите по ядерной безопасности, что говорит об особом статусе страны. Последний такой саммит состоялся с 30 марта по 1 апреля 2016 года в Вашингтоне. В работе саммита участвуют главы государств и правительств 50 самых развитых стран, в том числе, и глава армянского государства. Это особая политическая площадка, лидирующих в мире стран, с проекцией на вопросы безопасности, развития военных и ядерных технологий. Само участие Армении в этом саммите указывает на уникальный статус страны. Другой подобной возможности, где Армения может встать в один ряд с лидирующими державами мира невозможно себе представить.
Кроме того, ААЭС это не просто инфраструктурная единица в системе энергетики страны, она позволяет Армении активно развивать и инновационные технологии, привлекая в этих целях передовые мировые научно-технические разработки в сфере атомной энергетики. На мировом уровне атомная энергетика эксплуатируется в целях обеспечения электроэнергией уже 63 года, первая атомная станция была построена в Обнинске в 1954 году в СССР, а спустя 22 года был возведен первый блок Армянской АЭС. Это простая констатация фактов указывает на то, что в этой области Армения, если и не изначально, но присутствовала на передовой научно-технического прогресса и этот рубеж необходимо сохранить. ААЭС является системообразующей базой всего энергетического кластера страны, основанного на передовых научно-технических разработках. Продление срока эксплуатации блока N2 ААЭС и, тем более, строительство нового ядерного энергоблока, подразумевает привлечение и эксплуатацию новейших технологий, наличие и подготовку в будущем высококвалифицированных специалистов. Таким образом, выстраивается органическая платформа для развития человеческого капитала, которая подразумевает наличие действенной цепи “образования – науки и производства”.
Станция важна и с точки зрения обеспечения национальной безопасности страны. Надо понимать, что атомная энергетика генерирует новую философию и новое мировоззрение, которая имеет не только пассивное отражение, но и активное воздействие на все сферы деятельности общества. Специалисты и эксперты утверждают о появлении и развитии абсолютно новых трендов в ядерной энергетике, к примеру, безотходного или вторичного, и, можно сказать, экологически безвредного использование урана. Более того, в дальнейшем даже рассматриваются вопросы трансформации ядерной энергии в электрическую на принципиально новых технологиях без использования турбогенераторов и воды (напрямую), что многократно повысит к. п. д. трансформации энергии. Другое важное направление – это эксплуатация установок на низкоэнергопороговых ядерных реакциях (НЭЯР), которые по конкурентоспособности могут вытеснить существующие АЭС. Например, установка никель-водородного генератора тепловой энергии, обладает плотностью энерговыделения выше, чем в ядерном реакторе, но при этом не производит нейтронного и радиационного излучения и радиоактивных отходов. Такая установка проста, дешева и масштабируема. Низкоэнергопороговые ядерные реакции (НЭЯР) образуют новый промежуточный класс реакций, который специалисты не склонны относить ни к химическим, ни к известным ядерным реакциям. Этот класс реакций требует теоретических, фундаментальных и экспериментальных исследований. Пока с определенной условностью, на постановочном уровне, имея в виду научные традиции Армении, такое направление можно рассмотреть также как перспективное направление научно-прикладных исследований в Армении.
Следует указать, что с учетом развития указанных трендов ядерная энергетика в будущем сама может перейти в разряд экологически безвредных систем производства электроэнергии. Эксперты утверждают, что с 2030 годов мир столкнется с новой волной появления суперсовременных ядерных реакторов, и Армения не должна оставаться в стороне от этих процессов.
– Наличие атомной станции позволяет сдерживать рост тарифов на электроэнергию…
– Вы правы. Сегодня тариф с АЭС составляет от 5 до 7,5 драмов за 1 кВт. ч. электроэнергии, что является одним из самых низких в сравнении с электроэнергией, продаваемой другими объектами генерации. Правда, после модернизации тариф будет повышен в среднем на 2,5 драма, но и в этом случае он будет одним из самых низких. К примеру, Воротанский каскад ГЭС продает электроэнергию по цене в 8 драмов за 1 кВт.ч, Севан-Разданский каскад – 5 драмов, а другие объекты генерации намного дороже. К примеру, построенный на Ереванской ТЭС новый блок с парогенераторной установкой продает электроэнергию по цене в 36 драмов, а на Разданской ТЭС – 40 и более драмов. Малые ГЭС производят электроэнергию по цене от 16 – 25 драмов и более. То есть, очевидны роль и значение ААЭС для социально-экономического развития Армении, которая является сдерживающим фактором в ценообразовании в сфере энергетики.
– Тем не менее, периодически звучат мнения о необходимости закрытия АЭС, сделав акцент на развитие альтернативной энергетики…
– Согласно имеющимся расчетам, атомная энергетика Армении может обеспечить 50% всей потребности страны в электроэнергетики. С учетом ее относительной дешевизны и экологической безопасности, данные обстоятельства играют очень важное значение. Возобновляемая энергетика не может быть серьезной альтернативой ядерной энергетике по многим причинам. В первую очередь, это сезонная, суточная и погодная нестабильность и низкий КПД этих установок – малая плотность энергетических потоков (солнечное излучение – менее 1 кВт на 1 м2, ветер при скорости 10 м/с и поток воды при скорости 1 м/с – около 500 Вт на 1 м2). Кроме того, для работы станций возобновляемой энергии требуются значительные затраты на создание приемников, преобразователей, аккумуляторов, регуляторов и т. д. Но все же, высокие капитальные затраты компенсируются низкими эксплуатационными издержками. Базисные мощности Армянской АЭС позволяют строить планы по развитию экономики на далекую перспективу. Для того, чтобы не быть голословным, приведу такой факт: на 1 кг урана 235 можно производить электроэнергию, которую можно выработать на тепловых станциях с использованием 100 т высококачественного угля или 60 т нефти. И это при том, что в отличие от угля и мазута, уран может быть использован вторично. Полагаю, этого примера достаточно для того, чтобы опровергнуть бытующие иллюзии относительно альтернативной энергетики.
– Оппоненты атомных станций указывают на катастрофу в Чернобыле…
– За 63 года эксплуатации атомных станций, в мире произошли три наиболее крупные катастрофы – на Три Майл Айленд в США, на Чернобыльской АЭС в СССР и на Фукусиме в Японии. Причины этих катастроф были совершенно разные. Тем не менее, и на экспертном уровне, и на уровне политиков большинство однозначно склонно к развитию ядерной энергетики. Сегодня в мире эксплуатируется 436 ядерных энергоблоков, а к 2030 году это количество возрастет до 600 энергоблоков. Все это говорит о том, что мир не отказывается от атомной энергетики, наоборот, намерен развивать его. Любопытная деталь, несмотря на аварию на Фукусиме правительство Японии рассматривает возможность развития своей ядерной программы. Была и настороженная реакция правительства Германии, но и оно теперь начало пересматривать свою позицию. В соседней с ФРГ Францией идет совершенно обратный тренд. И не случайно, что Иран, Турция, Беларусь, Польша, Индонезия, Индия, Марокко, ряд стран Латинской Америки также намерены развивать свою ядерную энергетику, которая находит поддержку не только своих правительств, но и народов. К примеру, жители Швейцарии на референдуме высказались против немедленной консервации ядерной энергетики. Все это говорит о том, что Армения не должна отставать от этих процессов, имея в виду не только продление срока эксплуатации блока N2 ААЭС, но и строительство нового ядерного энергоблока. Эксплуатация и строительство АЭС в Армении уже базируется на менталитете с культурой безопасности, которую и далее следует воспитывать из поколения в поколение, ибо таков тренд развития мировой цивилизации.
– Но на новый блок необходимы инвестиции, и инвестиции серьезные…
– Соглашусь с Вами, ибо вопрос с инвестициями является определяющим. Кроме того, проблема также упирается в техническую составляющую. Если помните, еще несколько лет назад речь шла о блоке в 1060 мегаватт, сегодня специалисты склоняются к блоку средней мощности до 600 мегаватт. Несмотря на различные инженерно-технические альтернативы строительства новой станции, проект этот довольно дорогой, потребуется привлечь порядка $5,5 млрд. Но в любом случае, я глубоко убежден в том, что российский вектор при выборе партнеров и мощности нового блока будет определяющим, поскольку в лице ГК “Росатом” Армения имеет испытанного и надежного партнера. Да и межправительственное соглашение между Арменией и Россией по вопросу строительства нового ядерного блока никто не отменял. Еще несколько лет назад Россия заявила о возможности своего участия в проекте в объеме 20%, позже эта цифра возросла до 40%. Да и бывший уже глава французского государства Франсуа Олланд в рамках своего государственного визита в Армению заявлял о готовности французских компаний принять участие в строительстве в РА новой атомной станции. Я уверен, что при правильном построении интересов в реализацию данной программы можно вовлечь заинтересованных инвесторов. С учетом строительства ЛЭП Иран – Армения – Грузия – Россия целесообразно вовлечь в проект грузинскую и иранскую стороны, для стабильного роста экономики которых востребованность электроэнергии очевидна, и вопрос формирования консорциума для реализации проекта и привлечения инвестиций сводится к матрице инвестиционного проекта. Какой интерес может быть у инвесторов для участия в проекте? В международной практике такие концепции и подходы известны и успешно реализуются. В основе их возможность покупки электроэнергии по льготным ценовым условиям в определенных объемах и на определенный период. Можно указать на очевидно успешную финскую модель “Mankala”, формула которой можно назвать “кооперация с нулевой прибылью в интересах акционеров”, которая подразумевает, что акционеры вправе покупать электроэнергию по себестоимости, они несут ответственность за обслуживание долга, т. е. между акционерами распределены риски, оговорены принципы репатриации капитала и текущих расходов. Матрицей инвестиционного проекта новой Армянской АЭС может стать, к примеру, модернизированная финская инвестиционная модель, в которую можно встроить еще одну привлекательную составляющую для инвесторов, это преференции к расценке электроэнергии, приобретаемой не только после возведения станции, но и с момента инвестиций или на определенном его этапе, конфигурация может быть разная.
Резюмируя, хочу указать, что энергетика, основанная на сжигании органического топлива, не имеет перспектив в будущем, и альтернативы ядерной энергетике в мире пока не предвидится. Армения обязана сохранить свое место в ядерной энергетике, не отставая от трендов мирового развития. (АрмИнфо/Энергетика Украины и мира)