Сырая нефть, нефтепродукты и природный газ составляют основу российского экспорта на протяжении многих лет. Например, в 2016 г. удельный вес топливно-энергетических товаров в страны дальнего зарубежья в товарной структуре экспорта в эти страны составил 62%, в позапрошлом году – 66,5%. В товарной структуре экспорта в страны СНГ в 2016 г. доля составила 32,6% (в 2015 г. – 39,3%).
Однако и российская экономика стремится к тому, чтобы снизить зависимость от нефтегазовой отрасли, и самому нефтегазу есть, куда расти. В частности, в деле экспорта оборудования. Относительно недавно зарубежные образцы начали массово заменять продукцией местного производства. Логичным шагом после создания качественных аналогов и новинок станет последующий выход на экспорт.
Но местный средний и малый бизнес встречает на этом пути препятствия. В частности, и эксперты, и участники рынка отмечают, что есть проблемы с сертификацией оборудования по принятым за границей образцам. Это не говоря о проблемах, с которыми сталкивается любой экспортер типа взаимодействия с таможней.
Заместитель министра энергетики Кирилл Молодцов в майском интервью ТАСС отмечал, что объем российского технологического нефтегазового экспорта может быть соизмерим с доходами от продаж технологий электроэнергетической, атомной и оборонной промышленности вместе взятых. Хорошего объема, считает он, можно достичь к 2025 году.
Чтобы российские товары успешно выходили на экспорт, необходимо разработать и внедрить стандарт – свой для каждого региона страны, считает директор Центра мониторинга развития промышленности Илья Семин. Свой взгляд на проблему он представил в выступлении на конференции “Бизнес в современных условиях”, которая прошла в рамках тюменской “Недели инноваций”.
“Регионального стандарта поддержки экспорта нет ни в одном регионе. Если посмотреть опросы на тему “Что сдерживает экспорт?”, преобладают факторы, которые сказываются на производстве конкурентоспособной продукции. У нас не так много товаров, которые можно продвигать на внешние рынки”, – сказал Семин.
А чтобы конкурентоспособная продукция появлялась, нужны условия. С ними есть проблемы, считает Семин. Это отсутствие длинных и дешевых денег, высокие издержки в целом, тарифы монополий, прессинг контролирующих структур, недостаток проф.кадров, технологий и так далее.
“Можно вспомнить известный кейс Константина Бабкина (предприниматель, президент ассоциации “Росагромаш” – прим. авт.), когда он посчитал, сколько будет стоить содержание завода “Ростсельмаш” в одном из городов США по сравнению с Ростовом-на-Дону. И получилось, что в США – гораздо дешевле”, – рассказал докладчик.
Экспорт и привлечение прямых частных инвестиций – два главных фактора, которые могут экономику привести к росту. Это важно, например, и для принимавшей конференцию Тюменской области, где в регионе осуществляется политика новой индустриализации: экспорт – переходом от импортозамещения. Само по себе импортозамещение будет идти очень долго, говорит Илья Семин. Экспорт – та нитка, которая вытягивает этот процесс.
“Таргетирование издержек через призму экспорта вообще должно быть лейтмотивом всей экономический госполитики. В регионах можно в этом плане создать меню поддержки экспортеров на уровне субъектов, назвав его региональным экспортным стандартом, например. Важно наличие экспортной стратегии в целом. Неделю назад, кстати, утвердили федеральную стратегию экспорта. Надо посмотреть, какие там приоритеты, и переложить на структуру хозяйства каждого региона.
В условиях, когда ресурсов и денег стало меньше, надо их направлять туда, где отдача будет больше. Наверное, не очень правильно размазывать по всем отраслям. Лучше определить, кого стоит поддерживать. А после этого решить, в какие миссии ездить, создать реестр действующих экспортеров и потенциальных экспортеров. Так работа систематизируется и упрощается. Это не госплан – это правильная политика.
Другой вопрос, связанный с экспортом – бренда “Сделано в России”. Много попыток к этой теме подойти. Уже есть много организаций, которые пытаются развивать ее. На мой взгляд, здесь тоже надо работать системно. Какие должны быть требования к товарам? Надо ли синхронизировать с региональными знаками качества, и как это сделать? Наверное, правильно, чтобы это была единая концепция”, – высказал свое мнение Илья Семин.
Слушатели задали докладчику вопрос: когда все эти идеи и планы воплотятся в жизнь? Ведь сейчас действительно есть много препятствий на экспортном пути российских товаров. Илья Семин заметил, что прогресса требует институт торговых представительств: они должны выполнять для предприятий фактически роль менеджеров по продажам. На деле же они не выполняют этой функции, а с некоторыми торгпредствами даже бывает сложно просто связаться. Сейчас тестируют систему торговых домов, частично работающих по модели государственно-частного партнерства, рассказал Семин, и здесь есть потенциал.
“В целом, на мой взгляд, в направлении поддержки экспорта сделано процентов сорок”, – резюмировал он. (Агентство нефтегазовой информации/Энергетика Украины и мира)