Принцип “первый пришел – первый получил” в проекте Кодекса о недрах, который будет представлен в парламент РК осенью 2017 года, будет распространяться только на малоизученные территории.
На участки с запасами С2 и выше (классификация ГКЗ), право недропользования в переходный период (10 лет) будет предоставляться через аукцион.
О том, что принцип “первый пришел – первый получил” будет распространяться не на всю территорию Казахстана, сообщил на форуме МАЙНЕКС Центральная Азия гендиректор ТОО “Полиметалл Евразия” Канат Досмукаметов: “Мы боимся, что в будущем участки недр для разведки и добычи будут предоставляться только по тем участкам, которые будут входить в Программу управления государственным фондом недр (далее Программа – MINEX). Пока отсутствуют критерии, по которым участки будут включаться в эту программу, и, более того, есть возможность изъять эти участки из программы”.
Опасения Каната Досмукаметова подтвердил вице-министр по инвестициям и развитию (МИР) РК Тимур Токтабаев. В беседе с MINEX на форуме он отметил, что в Программе будут прописаны участки недр, которые будут предлагаться для лицензирования: “Смотрите: мы же не можем после того, как мы объявляем принцип “первый пришел – первый получил” весь Казахстан открыть. Почему? Потому что это риски. Это риски того, что инвесторы не смогут оформить такое количество лицензий. В Австралии, например, 27 тыс. лицензий. У нас будут поэтапно выделяться сначала слабоизученные участки, потом более изученные, в зависимости от инвестиционной привлекательности. Плюс где-то заповедники, где-то территории, где ограничено недропользование – все они будут исключаться. А остальная территория будет предоставляться по новому принципу. Будут еще переходные положения в части того, что в районе больших предприятий мы рассчитываем, что в течение пяти лет и позже они будут выставляться. То есть не сразу прямо весь Казахстан – это невозможно”, – объяснил он.
Способы ограничить принцип “первый пришел – первый получил” предложила Ассоциация горно-металлургических предприятий (АГМП) в документе “Концептуальные вопросы по проекту Кодекса РК “О недрах и недропользовании” и сопутствующему законопроекту”.
Первый способ – “предусмотреть в Кодексе резервирование в Программе управления госфондом недр (далее – ПУН) территорий, находящихся на границах/вблизи (в радиусе 30 км) участков недр/месторождений ТПИ, права недропользования по которым принадлежат недропользователям, являющимся системообразующими/градообразующими предприятиями, или входящими в Перечень 300 крупнейших налогоплательщиков. Месторасположение и географические границы зоны недропользования зарезервированных площадей должны согласовываться недропользователем и Компетентным органом в течение переходного периода”.
Второй способ – принцип первый пришел – первый получил” применять только “для получения права на разведку ТПИ на слабоизученные участки недр/месторождения и со сложной геологией. “Во всех остальных случаях право недропользования предлагаем предоставлять по итогам аукциона, в том числе в случае, когда участок недр освобожден из-за отзыва лицензии”.
Право на добычу твердых полезных ископаемых АГМП предложила предоставлять только по итогам аукциона. Другие поправки, предложенные АГМП, также отстаивают интересы крупных недропользователей, уже работающих на территории РК. Если будут введены аукционы, а границы территорий будут согласовываться с уже работающими крупными компаниями, то они получат преимущества, так как будут обладать большими финансовыми и лоббистскими возможностями.
МИР пошел на уступку. Аукционы будут проводиться: на участках с запасами полезных ископаемых категории А, В, С1, С2; на участках, запасы которых были выявлены в советские времена, но не были поставлены на государственный баланс; на месторождениях, по которым ранее были заключены контракты на добычу, в случаях их расторжения;
Предполагается, что такие участки в течение десяти лет будут зарезервированы для проведения аукциона.
“Условиями аукциона будет принятие недропользователем обязательств по инвестициям в период добычи, определяемый комиссией. Неисполнение инвестиционных обязательств будет являться дополнительным основанием для отзыва лицензии”, – отмечается в документе позиция МИРа. (Kursiv.kz/Энергетика Украины и мира)