Группа компаний Smart Energy в июне начинает коммерческую эксплуатацию скважины №109 на Мехедовско-Голотовщинском месторождении и проведет ряд капремонтов, что позволит увеличить добычу газа по итогам года до 220 млн. куб. м. Генеральный директор группы Сергей Глазунов рассказал о производственных планах на ближайшее время, инвестициях в бурение новых и реанимацию законсервированных скважин, рентных ставках, а также о том, почему газодобыча похожа на открытие консервных банок.
О газовом бизнесе
Даже если вообще ничего не делать, работающие скважины будут операционно прибыльными ровно до того момента, пока упавшее давление не позволит выталкивать углеводородную смесь на поверхность. Но падение добычи на скважинах, пробуренных на месторождениях такого типа, как у нас, составляет порядка 12% в год. Надо понимать, что нужно компенсировать это падение. Это как банка консервов – ее открыл, она быстро заканчивается и нужно открывать новую.
С точки зрения бизнеса в целом мы сейчас находимся на грани экономической целесообразности. Сейчас 1 тыс. куб. м газа стоит около 200 долл. Маржинальность, если учесть 29%-ную рентную ставку, порядка 20% операционных и административных расходов, приблизительно 100 долл. Стоимость бурения новой скважины составляет около $10 млн. Допустим, она даст в среднем 200 млн. куб. м газа в течение своего жизненного цикла и принесет $20 млн. отдачи. То есть $10 млн. вложили, $20 млн. получили. Но вероятность успешного бурения в среднем по Украине 60%, а на наших месторождениях – 50% из-за сложных геологических условий. То есть если взять $10 млн. с вероятностью успеха 0,5, то получается, что мы выходим примерно в ноль. Поэтому мы и ищем те проекты, где вероятность успеха существенно выше этих 50%.
О капремонтах законсервированных скважин
За последние три года произошло существенное падение цен на углеводороды, более чем вдвое. Поэтому экономика всех проектов, которые тем или иным образом связаны с газо- или нефтедобычей, стала существенно хуже. И каждая из компаний, работающая в этом секторе в мире, пересматривает свои планы и свое отношение к этим проектам в первую очередь с точки зрения того, какие риски можно на себя принимать.
Если говорить о группе наших перспективных проектов, то это капремонты шести скважин, которые находятся сейчас в недействующем фонде. Это как наши скважины, так и скважины других компаний, например, “Укрнафты”, которые были пробурены на данных месторождениях. Мы ведем переговоры с “Укрнафтой” и надеемся прийти к согласию в вопросе совместной эксплуатации скважин после капремонтов. Как ожидается, две капитально отремонтированные скважины будут введены в эксплуатацию уже в текущем году.
О бурении новых скважин
Бурение новых скважин у нас в приоритете. Выбираем проекты с наименьшими рисками, ищем те залежи с запасами наивысшей категории и будем пытаться бурить. Мы заканчиваем работы на новой скважине №109 на Мехедовско-Голотовщинском месторождении, до конца месяца она будет введена в эксплуатацию. Сейчас начинаем бурение скважины №28 на Островерховском месторождении глубиной до 4500 м. Ну и рассматриваем вопрос бурения еще одной скважины, но этот проект пока еще обсуждается.
Также сейчас появляются новые технологии, которые позволяют обрабатывать лучшим образом геологические данные, данные сейсмики, данные по извлеченным материалам породы. Мы проводим несколько масштабных проектов, которые, как мы ожидаем, дадут возможность с большей достоверностью разобраться с геологическим строением нашего месторождения, построить более уточненные геологические модели, что позволит нам с большей вероятностью определять те перспективные точки, на которых следует бурить.
Вот эти направления и есть наш краткосрочный план: шесть капремонтов, две-три новые скважины и по результатам интерпретации геологических материалов определить новые перспективные объекты для последующего бурения. Для реализации этих планов на текущий год запланирован более чем двукратный рост инвестиций, до 500 млн. грн.
О гидроразрыве пласта
Гидроразрыв – один из видов интенсификации пласта. Ранее мы делали три гидроразрыва на наших месторождениях. Два из них дали хорошие результаты, добыча была увеличена в несколько раз. Один был неудачным по техническим причинам. Гидроразрыв пласта – абсолютно стандартный инструмент, который используется во всем мире и очень успешно. У нас, к сожалению, из-за недоразвития сервисного рынка каждый такой проект – событие. Стоит отметить, что после февраля 2014 года в Украине вообще не было подрядчиков, которые могли делать такие проекты для частных компаний. Сейчас такие подрядчики появляются, и мы будем с ними сотрудничать.
Гидроразрыв пласта на наших месторождениях усложняется большими глубинами (местами больше 5 км), соответственно температуры достигают 120-140 градусов Цельсия. Это требует дополнительного специфического оборудования и расходных материалов. Тут очень яркий дефицит именно качественного и опытного подрядчика. На данный момент именно эта проблема сдерживает проведение данных операций.
О сжиженном газе
Надеемся, что 109-я скважина даст нам стабильный приток. Скважина дает так называемый “жирный” газ, в том плане, что в нем выше содержание конденсата. По нашим расчетам, введение в эксплуатацию 109-й скважины даст нам до 40% прироста производства пропан-бутана. Будем смотреть на динамику работы этой скважины. По динамике работы, по динамике давления, дебета можно оценить, какие на этой скважине есть запасы. Если запасы превышают объем, который целесообразно привязать к добыче этой скважины, то можно бурить дополнительные скважины, которые ускорят добычу, поскольку здесь ресурсная база уже доказана и с высокой вероятностью эти скважины будут успешны.
Установка по производству сжиженного газа себя уже окупила. Но необходимо отметить, что весь проект включал не только строительство установки, но и модернизацию. Стоимость всего проекта составила порядка $7,5 млн. Но это был 2013 г., стоимость оборудования была совсем другой по сравнению с сегодняшней.
О розничном бизнесе
Мы просчитывали проект организации розничного бизнеса по продаже пропан-бутана, смотрели экономику. Более или менее выйти в плюс можно начиная от 10 газовых автозаправок. Но у нас не такой большой ресурс на сегодняшний момент, и этот бизнес очень сильно зарегулирован. Достаточно сложно работать абсолютно в рамках закона и всех регуляторных требований. Создавать такой мини-бизнес – не наше основное направление, наше направление – добывать. Пусть этим профессионально занимаются те, кто являются специалистами в данном сегменте.
О рентных ставках
Газодобытчики в рамках работы Ассоциации газодобывающих компаний уже более двух лет ведут разговор о том, что в Украине одна из самых высоких рентных ставок. Среднеевропейская рентная ставка составляет 7%. Раньше разговор шел о 12% на новые бурения, в экономической целесообразности которых в конце прошлого года практически удалось убедить Минфин, но позже ситуация изменилась. Если государство хочет добиваться газовой независимости, то оно должно создавать для этого благоприятные условия и предпринимать соответствующие шаги.
Мы считаем оправданной рентную ставку в размере 12%. Сегодня это 14% для скважин глубиной более 5 км и 29% – глубиной менее 5 км. Целесообразно вводить единую ставку, потому что глубины достаточно условны и затраты на четырехкилометровую скважину могут быть выше из-за сложных горизонтов, с которыми можно столкнуться при ее бурении. И обязательно с точки зрения инвестиционного климата система налогов и рентных платежей должна быть простой и понятной.
О трубах
Группа Smart Energy использует обсадные трубы японской компании Sumitomo. Закупки этой продукции были проведены в 2010-2011 годах, на складе данные трубы еще остались, поэтому новые мы пока не закупаем – используем остатки. При капремонтах и строительстве новых скважин используем насосно-компрессорные трубы производства австрийской компании Voestalpine. Контрактуем с австрийцами на весь общий годовой объем обычно в январе-феврале. Шлейфовые трубы (соединяют устье скважины и распределительный пункт) – бесшовные или по ТУ для котлов высокого давления производства украинской компании “Интерпайп”. Если шлейф небольшой подрядчик обеспечение этой трубы берет на себя, но зачастую наши специалисты контрактуются и покупают эту трубу с изоляцией, потому что немаловажно видеть качество трубы и изоляции.
Учитывая производственную программу, общий годовой объем потребления насосно-компрессорных труб составляет 280 т. Шлейфовой трубы используем за год около 30-60 т. (Василий Январев, МинПром/Энергетика Украины и мира)