Президент Соединенных Штатов Дональд Трамп во время своего визита в Польшу пообещал полякам, что очень скоро американского газа на европейском рынке станет еще больше. При этом США готовы заключать новые контракты, что называется “не отходя от кассы”. “Я полагаю, что мы можем заключить контракт хоть в следующие пятнадцать минут”, – продемонстрировал свою напористость Трамп на время пресс-конференции с президентом Польши Анджеем Дудой.
По словам американского президента, США становятся очень мощным экспортером сжиженного природного газа, нефти и угля. Похоже, что Трамп начинает воплощать в действие свой предвыборный лозунг “Make America Great Again” (Вернем Америке былое величие), завоевывая европейский рынок для американских газовых и нефтяных компаний.
Польша сегодня сильно зависит от поставок российского газа – из 17 млрд куб. м, потребленных в Польше в 2016 году, 11 млрд куб. м – газ от “Газпрома”. При этом Польша может сильно пострадать, если “Газпрому” удастся реализовать свой проект “Северный поток-2”, поскольку в таком случае возрастет объем газа, поставляемого напрямую из России в Германию, и сократиться объем поставки через Украину. Польша опасается, что в таком случае очень усилятся позиции Германии как газового поставщика, а она потеряет альтернативные источники поставок газа.
Поэтому Польша с радостью ухватилась за возможность снизить зависимость от поставок российского газа. По словам польского президента, Польша может стать хабом для поставок американского сжиженного природного газа (СПГ) в другие страны. Тем более, что у Польши для этого все готово – в апреле прошлого года в польском Свиноуйсьце был введен в строй СПГ-терминал, предназначенный для приема сжиженного газа с танкеров-газовозов, регазификации (превращения из сжиженного в обычный природный) и передачи в газораспределительные сети. Мощность терминала – 5 млрд куб. м газа в год. Это примерно треть от годового объема потребления газа Польшей. Польша может расширить СПГ-терминал (достроить еще один резервуар и три испарителя), и тогда его мощность увеличится до 7,5 млрд куб. м газа в год, а это уже – половина годовой потребности Польши в газе.
Кроме того, предложение Трампа адресовано не только Польше, всем восточноевропейским странам, которые зависят от поставок российского газа.
Экспансия Трампа на европейский газовый рынок может вызвать смешанные чувства. С одной стороны, выталкивание американскими компаниями “Газпрома” с европейского рынка нам на руку – доля доходов в российском бюджете от продажи нефти и газа очень велика, и нам на руку любое сокращение доходов страны-агрессора. С другой стороны, Украина зарабатывает $2 млрд. в год как раз на транзите российского газа в Европу. Не окажется ли Украина перед новой угрозой – прекращением транзита из-за того, что американский газ вытеснит российский с европейского рынка и просто станет нечего качать?
Эксперты считают, что пока опасаться рано. Партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин отметил, что обещание Трампа – больше пропагандистское, чем чисто экономическое. Американский президент не может указывать американским компаниям, куда поставлять газ, они будут продавать его на те рынки, где сложится более высокая цена. А на сегодня более высокие цены сложились на азиатском рынке, а не на европейском. Кроме того, Крутихин напомнил, что страны, построившие СПГ-терминалы для приема газа в Европе, заключили контракты не только с США, но и с Катаром, Норвегией и другими поставщиками. Поэтому, по мнению эксперта, позиция “Газпрома” на европейском рынке сохранится, но конкурировать ему придется с большим количеством поставщиков СПГ из многих стран мира.
Директор энергетический программ Центра Разумкова Владимир Омельченко считает, что США не удастся полностью вытеснить российский газ из Европы – хотя СПГ постоянно дешевеет, он все еще дороже по сравнению с традиционным русским газом в трубе. “И надо еще учесть, что Россия начинает демпинговать, чтобы не допустить американский газ на европейский рынок”, – отметил Омельченко. Поэтому если США и будут поставлять в Европу СПГ, то в сравнительно небольших объемах – 10-20 млрд куб. м максимум, если говорить о ближайшей перспективе.
Такого же мнения придерживается и Михаил Гончар, президент Центра глобалистики “Стратегия-XXI”. По его словам, американский газ не вытеснит полностью российский, но усилит конкуренцию на рынке. А увеличение конкуренции означает более низкие цены, что очень выгодно Украине, которая отказалась от импорта российского газа и полностью перешла на закупки газа в Европе.
И Омельченко, и Гончар сходятся во мнении, что гораздо большую опасность для Украины представляют как раз проекты обходных газопроводов – “Северный поток-2” и “Турецкий поток”. Но тут еще есть время – начало реализации этих проектов запланировано на 2020-2022 гг. Кроме того, американское “газовое вторжение” на европейский рынок может также остудить планы европейских компаний вложить деньги в “Северный поток-2” – если цены “просядут”, это еще больше снизит окупаемость этого проекта. (Александр Суков, Деловая столица/Энергетика Украины и мира)