Разборки между миноритарными акционерами “Укрнафты” и государственными органами ведут компанию к краху.
И если договариваться раньше не хотел Коломойский и связанные с ним акционеры из группы “Приват”, которые, по сути, шантажировали государство, то теперь государство платит своим партнерам по “Укрнафте” той же монетой. Все идет к тому, что один акционер выкупит долю другого или компания перестанет добывать нефть. Развязка может наступить уже в следующем году, когда у компании закончится срок действия 27-ми лицензий на добычу.
“Укрнафта” может сократить добычу нефти и газового конденсата на 20% в этом году и на 50% в следующем. Это случится, если Государственная служба геологии и недр (Госгеонедра) не продлит компании 36 специальных разрешений на добычу.
Без новых лицензий “Укрнафта” не сможет бурить и ей придется законсервировать скважины. На некоторых месторождениях уже так и происходит.
Председатель правления “Укрнафты” британец Марк Роллинс радужных перспектив пока не видит. По словам топ-менеджера, без продления лицензий будет падать объем суточного производства нефти. “Вместо того, чтобы держаться на отметке приблизительно 4100 т в сутки, мы упадем до уровня 3500 т”, – сказал Роллинс, комментируя прекращение действий в июне четырех лицензий на месторождения в Сумской области.
36 специальных разрешений на добычу нефти и газа заканчиваются у “Укрнафты” в 2017-2018 гг. Их не будут продлевать, пока компания не выплатит 12 млрд. грн. налогового долга.
Всего в этом году заканчивается срок действия девяти лицензий. Что это значит в цифрах? Компания не получит 300 тыс. т нефти и 4 млрд. грн. дохода от реализации. Госбюджет при этом не досчитается около 1,4 млрд грн рентной платы, уверяют в компании.
“Отказывая нам в продлении лицензий, Госгеонедра нарушают решения суда, которые вступили в силу, а также нарушают правила выдачи и продления лицензий, установленные государством. Мы считаем, что это незаконные действия со стороны государственного органа”, – настаивает на своем Роллинс.
“Укрнафта” – публичное акционерное общество. Контрольным пакетом акций компании владеет государство через НАК “Нафтогаз України” (50% + 1 акция), около 42% сконцентрировано у оффшорных компаний, связанных с группой “Приват” Игоря Коломойского и Геннадия Боголюбова. Двое последних фактически контролируют компанию, сводя на нет влияние государства. По крайней мере, так было до последнего времени.
Дальше – хуже. В 2018 году закончится срок действия 27-ми лицензий. Это”минус” 50% годовой добычи нефти и газового конденсата. “Думаю, в таком случае можно будет говорить, что “Укрнафта” прекратит свое существование очень быстро”, – предположил председатель правления компании, общаясь с журналистами несколько недель назад.
“Исторический долг”, или Коломойского кроют его же картами
В чем причина конфликта “Укрнафты” с Госгеонедрами? В ведомстве считают, что компания, имея налоговый долг, не может рассчитывать на продление лицензий. Закон не велит, уверяют в Госгеонедрах. Тогда как в “Укрнафте” настаивают, что долг – это не причина, чтобы не продлевать специальные разрешения на добычу. В пользу “Укрнафты” есть несколько судебных решений, о которых упомянул Роллинс и которые Госгеонедра пока игнорируют. Подробнее здесь и здесь.
Откуда взялся долг? Долг “Укрнафты” по плате за пользование недрами и налогу на прибыль превышает 12 млрд грн. Роллинс называет этот долг”историческим”.
Львиная сумма задолженности действительно сформировалась еще до того, как британец стал руководить компанией. Были независящие от компании факторы, которые привели к росту долга – повышение ставок ренты и снижение стоимости нефти на мировых рынках. Но не это главное.
Есть основания считать, что “Укрнафту” умышленно заводили в убытки и загоняли в долги. Делали это “приватовцы”, точнее лояльный к ним менеджмент. Компанию на тот момент возглавлял Питер Ванхеке.
Как это было? В 2015 году компания продала нефти аффилированным с группой “Приват” компаниям на 7 млрд грн с отсрочкой платежа до конца 2016 года. Она также заплатила аванс в размере 6,7 млрд грн за поставку нефтепродуктов в 2018 году. Разумеется, ни денег, ни нефтепродуктов никто ей не вернул.
“Укрнафту” обчищали под носом у наблюдательного совета, который и сейчас возглавляет предправления НАК “Нафтогаз України” Андрей Коболев. В конце мая 2016 года было открыто уголовное производство по некоторым из этих фактов. В Генеральной прокуратуре установили, что со стороны Коболева “отсутствовали надлежащие шаги как главы НАК и главы наблюдательного совета “Укрнафты” по возврату этой компании под государственный контроль”.
По мнению прокуратуры, глава “Нафтогаза”, злоупотребляя служебным положением, не добился отстранения от исполнения обязанностей Ванхеке и членов правления. Тем самым, говорили в ГПУ, Коболев “нанес государственным интересам тяжкие последствия в виде увеличения налогового долга ПАО “Укрнафта” на 5,49 млрд грн”.
Как выходить из ситуации? Роллинс говорит, что компания стучится во все двери, начиная от Государственной фискальной службы (ГФС) и заканчивая Администрацией президента. Только нигде ей не открывают.
В начале мае “Укрнафта” передала ГФС обновленные предложения к плану санации – условия финансового оздоровления компании. Суть их в том, что”Укрнафта” обязуется в течение трех лет погасить налоговый долг, используя только внутренние ресурсы компании. Будут платить или нет – второй вопрос. Пока что обязуются.
И, по сути, компания, пообещав платить деньгами, пошла на большие уступки, ведь предыдущий план предусматривал погашение налогового долга преимущественно за счет спорного газа в объеме 2 млрд куб. м.
В ГФС, выслушав предложение компании, взяли паузу. Возможно, потребуются изменения в законодательство, признается Роллинс. Но это уже компетенция правительства. И. о. главы ГФС Мирослав Продан, которого считают человеком из команды премьер-министра Гройсмана, не спешит форсировать события. Никакого ответа компании он пока не дал.
Нет ничего удивительного в том, что Продан не спешит. Особенно после истории с налоговыми рассрочками для газодобывающих компаний Александра Онищенко, которые, по большому счету, стоили ныне отстраненному от ГФС Роману Насировудолжности.
От инвестиций придется отказаться
Еще одна проблема – нехватка оборотных средств. На денежный поток, по словам Роллинса, не лучшим образом влияет действующая система аукционов по продаже нефти. В компании хотят ее изменить. И якобы передали в правительство свои предложения на этот счет.
“Сейчас система такая, что у нас, по сути, только один покупатель. Иногда бывает, что у нас совсем нет участников аукционов. Проблема в том, что правила аукционов ограничены. С начала года несколько аукционов не состоялись. Мы хотим изменить систему продажи. Мы также хотим экспортировать сырую нефть”, – говорит топ-менеджер “Укрнафты”.
Из-за нехватки средств, по его словам, срывается инвестиционная программа. В начале года Роллинс анонсировал амбициозные планы инвестировать 2,5 млрд грн в этом году. За первые 4 мес. потратили только около 200 млн. грн. вместо 0,5 млрд. грн. запланированных на этот период. В компании не скрывают, что заявленный план им пока не под силу.
“Мы отстаем от плана по инвестициям. Но видим рост по сравнению с прошлым годом. Не думаю, что 2,5 млрд грн реализуем. Если потеряем лицензии – это тоже скажется”, – добавил Роллинс.
Никаких компромиссов. Сначала верните долги
В правительстве пока, похоже, не собираются идти “Укрнафте” навстречу. Единственное условие – выплата долга.
“Компромисс может быть только в соблюдении действующего законодательства. Нужно поднимать каждое отдельное дело, смотреть какие есть нарушения. Если это задолженность, смотреть, как регулируется вопрос постановлением Кабинета министров и законом. И принимать решение. Но это решение принимает не Минприроды, а Госслужба геологии и недр”, – прокомментировал Realist`у министр экологии и природных ресурсов Остап Семерак.
Еще один высокопоставленный чиновник Кабмина, попросивший не указывать его в публикации, сказал, что сомневается в достижении договоренностей с менеджментом “Укрнафты”, но не сказал по какой причине. И предположил, что компания не сможет выплатить долг, следовательно, лицензии ей не продлят.
Как писало издание “БизнесЦензор”, Госгеонедра сейчас контролируют чиновники из команды премьер-министра Владимира Гройсмана и министра экологии и природных ресурсов Остапа Семерака. В частности, по данным издания, вр. и. о. ведомства Олег Кирилюк представляет интересы Максима Мартынюка – доверенного лица премьера, а первый замглавы Госгеонедр Николай Фощий – это креатура Семерака. В чем их интерес – сказать сложно.
Но, по неподтвержденной информации, в правительстве якобы разработан план раздела активов “Укрнафты”. По другой версии, авторы идеи раздела компании – чиновники “Нафтогаза”. Есть некие три сценария, обсуждать которые даже неофициально чиновники и менеджеры госкомпании отказываются. Роллинс, общаясь со СМИ, сказал, что не в курсе деталей переговоров на этот счет, так как не присутствовал при обсуждении плана раздела, если такие встречи действительно были.
Эксперт Института энергетический стратегий Юрий Корольчук считает, что последние события по “Укрнафте”, в том числе, связанные с отказом Госгеонедр продлевать компании специальные разрешения, это прямое давление на миноритарных акционеров – Коломойского и Боголюбова, которые уже много лет управляют компанией.
Корольчук допускает, что конечная цель давления – вытеснить “приватовцев” из компании, заставив их продать свою долю. Другой вопрос, в чьих интересах это может происходить.
“Для наших кредиторов всегда был актуален вопрос продажи пакета “Укрнафты”. Она уже реально приватизирована, есть частный инвестор, он владеет значительным пакетом акций. Его можно также сконцентрировать в руках после приватизации 50% + 1 акция государственного пакета. В контексте этого также могут осуществляться попытки выдавить Коломойского оттуда, и, возможно, даже склонить его к продаже миноритарного пакета сейчас условной третьей стороне. Я могу только догадываться, что этой третьей стороной могут быть люди, близкие к Порошенко. В принципе, сейчас в этом направлении никто больше не может двигаться”, – считает Корольчук. (Ростислав Шаправский, Realist/Энергетика Украины и мира)