На днях президент Беларуси Александр Лукашенко посетил Украину с официальным визитом. По итогам данного визита не было подписано никаких коммерческих или иных договоров между странами, если не считать не являющегося международным договором меморандум о намерениях Беларуси поставлять в Украину минеральные удобрения.
Также Лукашенко договорился о транзите нефти в Беларусь через украинскую территорию и о создании совместных предприятий в разных сферах, в том числе в машиностроении и текстильной промышленности, а также об экспорте продукции будущих СП в третьи страны. Правда, эти договоренности письменно так и не были оформлены. А на проходившем одновременно в Киеве украинско-белорусском экономическом форуме, тем не менее, между коммерческими предприятиями двух стран были подписаны договоры на сумму свыше $45 млн., среди которых преобладали договоры о поставках белорусской продукции в Украину, в основном продукции машиностроения разных видов. Но Беларусь и без этого форума много лет является значимым экономическим партнером для Украины (в 2016 г. товарооборот Украины и Беларуси, как заявил белорусский президент в Киеве, вырос на 10% до $4 млрд.).
На наш взгляд, основной, и пока официально не афишируемой, целью визита президента Лукашенко в Киев мог стать вопрос транзита российского газа через территории обеих стран.
В 2016 г. “Газпром” существенно сократил транзит газа через территорию Украины до 82,2 млрд. куб. м при том, что мощность украинской газотранспортной системы составляет 120 млрд. куб. м газа в год. Однако в том же 2016 г. “Газпром” побил рекорд по экспорту газа в Европу, увеличив его до 179 млрд. куб. м. Заменой украинской ГТС стали газопровод “Северный поток”, позволяющий России экспортировать трубопроводный газ в Европу без третьих стран, а также старый газопровод “Ямал-Европа”, проходящий через территорию Беларуси и частично Польши. В 2016 г. газопровод “Ямал-Европа” закрывался на плановый ремонт, поэтому через территорию Беларуси газа было поставлено меньше, чем в прошлые годы. После 2019 г., когда могут быть введены в эксплуатацию газопровод “Турецкий поток”, а также, вероятно, “Северный поток-2”, “Газпром” может в лучшем для Украины случае сократить транзит газа через украинскую ГТС до 10-15 млрд. куб. м в год, а в худшем – отказаться полностью. Тогда в лучшем случае Украина уменьшит свои доходы от транзита газа с нынешних 2-2,5 млрд. евро в год до 600 млн. евро в год максимум, а в худшем – вообще лишится транзитных доходов. Но строительство двух мощных газопроводов в Европу вызывает обеспокоенность и у Беларуси. С учетом того, что Польша нередко угрожает России отказом от транзита через свою территорию, для Беларуси есть риск, что Россия после завершения строительства новых газопроводов откажется от транзита и через ее территорию. А Беларусь уже несколько лет ведет переговоры с МВФ о предоставлении ей кредитов, и в этом контексте терять валютную выручку Беларуси совершенно не приемлемо.
Полагаем, что белорусский и украинский президенты теоретически могли достигнуть пока неформальной договоренности о координации усилий в области будущих переговоров с Россией относительно хотя бы частичного сохранения транзита через свои страны в будущем. Не исключен и иной вариант – президент Беларуси приехал в Киев просто лишний раз прорекламировать свои услуги как уважаемого в Евразийском союзе политика и сильного переговорщика, который может помочь Украине в переговорах с Россией относительно будущего украинской ГТС, и, вероятно, в решении других спорных экономических и даже политических вопросов. Так что не исключено, что в Минске когда-либо могут состояться переговоры между Россией, Украиной и Евросоюзом по вопросу транзита российского газа в Европу. Но пока такая перспектива представляется маловероятной. Тем не менее, этот вопрос неизбежно выйдет на повестку дня упомянутых сторон, как только будет построен газопровод “Турецкий поток” или когда будет запущено строительство “Северного потока-2”. (Заместитель директора аналитического департамента Альпари Наталья Мильчакова, Альпари/Энергетика Украины и мира)