Энергетика и энергоресурсы Украины и мира

Украина: газотранспортная система (ГТС) может оказаться не готовой к отопительному сезону

Как стало известно РБК-Украина, украинская газотранспортная система может оказаться не готовой к предстоящему отопительному сезону. Об этом заявили главы профсоюзов и члены совета директоров госкомпании “Укртрансгаз”, обратившись в Кабмин, СНБО и к президенту за помощью.

В частности, коллектив компании обвиняет руководство своего основного акционера – “Нафтогаз Украины” – в срыве сроков выполнения планов по ремонтам и инвестиционной программы. Менеджмент компании называет эти заявления манипуляцией и говорит о необходимости “вычистить” проблемные тендеры и реформировать процедуру закупок для нужд “Укртрансгаза”. В ситуации разбиралось РБК-Украина.

Задействовали высшие силы

В распоряжении РБК-Украина оказалось три письма, в которых коллектив ПАО “Укртрансгаз” обращается к президенту Петру Порошенко, премьер-министру Владимиру Гройсману и секретарю СНБО Александру Турчинову с просьбой провести расследование по подготовке газотранспортной системы к отопительному сезону и принять меры. Документы были направлены в органы власти на прошлой неделе.

Из писем следует, что поводов для жалоб у сотрудников “Укртрансгаза” несколько – низкий уровень подготовки ГТС к зиме и кадровая политика акционера компании – НАК “Нафтогаз Украины”. В частности, члены совета директоров УТГ и главы профкомов заявляют, что “за первое полугодие 2017 года программы технического обслуживания и текущих ремонтов выполнены лишь на 24%, а инвестиционная программа – на 4%”. В связи с этим, по мнению коллектива госкомпании, “успешное прохождение отопительного сезона под угрозой срыва”.

Но в правлении “Укртрансгаза” с позицией коллектива не согласны и озвученные в обращениях сотрудников цифры называют манипулятивными. “Существует несколько показателей, которые свидетельствуют о выполнении компанией технических регламентов и финансовых программ поквартально, – пояснил РБК-Украина член правления ПАО “Укртрансгаз” Сергей Алексеенко. – Важно понимать, что не каждый квартал в течение года несет одинаковую финансовую нагрузку”.

По его словам, согласно финансовому плану “Укртрансгаза” на 2017 год, который согласован с правлением и набсоветом НАКа, существенная доля работ запланирована на III и IV кварталы. “Говорить о выполнении ремонтов по году в 24% – это манипуляция. Поскольку, во-первых, некорректно сравнивать два квартала к году, во-вторых, если смотреть поквартально, то в первом квартале план по текущим ремонтам был перевыполнен на 26%, а во втором выполнение составило 85%”, – заверил Алексеенко.

“То есть, это означает, что мы должны будем основные ремонты осуществлять в зимний период, когда отопительный сезон уже в разгаре и стоимость работ в разы выше”, – удивляется директор одного из филиалов УТГ, подписавший обращение к властям, но не пожелавший назвать свое имя.

Беспокоит сотрудников УТГ и то, что в первом квартале правление “Нафтогаз Украины” сменило менеджмент компании и “назначило на ответственные должности лиц без надлежащих знаний и опыта эксплуатации газотранспортной системы”. Ни в одном из писем не уточняется, о каких именно лицах идет речь, но недовольство коллектива вызывают “необоснованные увольнения” профессионального, по мнению сотрудников, и якобы “ставшего неудобным” для НАКа руководства “Укртрансгаза”. В пример таких необоснованных отставок приводится снятие с поста главы правления УТГ в июне 2014 года Игоря Лохмана, который восстанавливался в должности по решению суда, но уже в октябре того же года был снова уволен правлением “Нафтогаза”.

Вторая отставка, которой возмущен коллектив, произошла в марте 2017 года. Решением правления и набсовета НАКа был уволен президент УТГ Игорь Прокопив. Поводом к отставке стали выявленные в ходе аудита УТГ нарушения по проведению целого ряда тендеров по закупке работ и оборудования для нужд компании, поясняли тогда свои действия в НАКе. В данный момент Прокопив занимает должность заместителя министра энергетики и угольной промышленности.

Теперь же в своих обращениях к первым лицам государства коллектив “Укртрансгаза” заявляет о “необоснованном и безосновательном” требовании администрации “Нафтогаз Украины” уволить вице-президента-главного инженера УТГ Игоря Бурака. В письмах говорится, что такие действия НАК предпринимает якобы после его выступления 7 июля на заседании СНБО, где рассматривался вопрос готовности украинской газотранспортной системы к зиме. “Игорь Бурак подтвердил (на заседании СНБО, – ред.) наличие проблем, связанных с выполнением оператором ГТС текущих ремонтов и производственных программ”, – отмечается во всех обращениях профкомов и членов совета директоров “Укртрансгаза”.

Источники РБК-Украина, близкие к СНБО подтвердили изданию, что такое заседание действительно проходило, и на нем выступали представители НАКа и УТГ, в том числе и Игорь Бурак. “Обсуждалось состояние ГТС и предстоящий отопительный сезон”, – заверил собеседник издания. Но, по его словам, ситуация не рассматривалась СНБО как критическая и угрожающая безопасности. Такие заявления в Совете назвали “фейком”.

Впрочем, источники РБК-Украина, знакомые с ситуацией изнутри, заверили издание, что после этого выступления правление “Нафтогаза” предложило Игорю Бураку написать заявление об увольнении “без объяснения причин и против его желания”. В НАКе эту информацию называют “клеветой”, заявив, что никого не заставляют покидать должности и писать заявления.

Связаться с самим Игорем Бураком РБК-Украина не удалось. Но собеседники издания в УТГ, подписи которых также стоят под обращением к властям, пояснили, что “руководству “Нафтогаза” не понравилось, что главный инженер не побоялся донести до СНБО реальную ситуацию с ремонтами”. Впрочем, говорить “под запись” источники отказались, сославшись на пункт в решении общих сборов акционеров “Укртрансгаза” (то есть, НАКа), согласно которому разглашение сотрудниками компании любой внутренней информации может стать поводом для их обоснованного увольнения. Пока Игорь Бурак продолжает исполнять обязанности вице-президента и главного инженера “Укртрансгаза”, а авторы письма до сих пор ждут ответа от первых лиц страны.

Тендерные баталии

РБК-Украина стали известны некоторые подробности доклада Игоря Бурака на заседании СНБО в начале июля. В его презентации говорилось о двух системных проблемах с финансированием ПАО “Укртрансгаз”, которые могут стать препятствием для эффективной подготовки оператора ГТС к отопительному сезону.

Прежде всего, речь идет о сокращении акционером компании “Нафтогаз Украины” планов по капитальным инвестициям. “НАК системно режет финансирование на модернизацию и ремонт магистральных газопроводов, подземных газовых хранилищ и компрессорных станций”, – сообщил изданию источник в УТГ.

“На этот год запланировано инвестиций на 7,3 млрд грн., но в первом полугодии профинансировано не более 0,4 млрд грн., то есть порядка 5% от запланированных на этот период средств”, – сообщают в УТГ.

При этом, 7 млрд грн. – это сумма, прописанная в утвержденном “Нафтогазом” финплане дочерней компании. Его еще предстоит утвердить правительству, но в совете директоров УТГ уже говорят, что и эта цифра не соответствует реальным потребностям компании в инвестициях. Госпредприятие изначально оценило их в 11,9 млрд грн.. Стоит отметить, что по информации РБК-Украина, Кабинет министров рассмотрит проект финплана “Укртрансгаза” на этот год на своем ближайшем заседании. До тех пор, пока финансовый документ компании не утвержден окончательно, менеджмент не может осуществлять капитальные инвестиции.

Недовольны сотрудники УТГ и состоянием текущих ремонтов. “Все тендера на закупку оборудования тормозятся правлением компании, с поставщиками, которые выиграли тендера ранее, не рассчитываются в срок, а тем временем количество инцидентов на магистральных газопроводах в прошлом году возросло на треть и продолжает расти”, – рассказал РБК-Украина источник в одном из филиалов УТГ на правах анонимности.

“Когда говорят, что УТГ не выполнил план по ремонтам и капинвестициям, это означает, что УТГ не оплатил по контрактам, которые заключены на проведение каких-либо работ или поставки товаров. По многим контрактам мы обнаружили, что предельные сроки оплаты наступают не по факту поставки или проведения работ, а через 130-180 дней после этого. Сейчас компания приняла решение четко выполнять условия контрактов в части сроков оплат”, – пояснил изданию Алексеенко. По его словам, по новым договорам, которые компания заключает в текущем периоде, условия закупки для всех контрагентов приводятся к “единому знаменателю”.

В УТГ отмечают, что ситуация с подготовкой к отопительному сезону остается тревожной, но ее нельзя назвать неудовлетворительной или критической. “Тревожная, потому что часть работ и закупок, которые мы планировали на третий квартал, либо откладываются, либо не осуществляются в виду того, что не завершена процедура реформирования процессов осуществления закупок. Мы до сих пор выявляем нарушения в наших подразделениях при подготовке документации на тендера. Мы иногда видим некачественную подготовку документации, которые некоторыми участниками рынка могут трактоваться как манипулирование, либо недостаточно четкие условия подготовки тендеров. Пока мы еще не вышли на тот уровень, когда наши подразделения готовят все четко и в срок. Менеджмент вынужден возвращать значительный объем запросов на проведения тендеров на места”, – отметил Сергей Алексеенко.

Причины, по которым менеджмент пересматривает подходы к процедуре закупок работ, оборудования и к обслуживанию контрактов с контрагентами, выигравшими тендеры, напрямую связаны с причинами увольнения предыдущего руководства “Укртрансгаза”.

Конфликт между главой правления НАК Андреем Коболевым и тогдашним президентом УТГ Игорем Прокопивым разгорелся в сентябре прошлого года. Публичным он стал после того, как по просьбе Прокопива и без согласования с “Нафтогазом” был изменен устав компании-оператора ГТС. Она была выведена из-под контроля акционера и переподчинена Минэкономразвития напрямую. Ситуацию тогда разрешил премьер Владимир Гройсман, переподчинив газовую монополию и ее “дочки” Кабмину.

В то же время “Нафтогаз” заявил о системных нарушениях в процедурах госзакупок в УТГ. Сомнения у НАКа вызывали тендеры, на которых приобреталось оборудование и работы для реконструкции трех дожимных компрессорных станций на сумму более 4 млрд грн.. Второй крупный тендер, который вызвал вопросы касался работ для внутритрубной диагностики 4,6 км магистральных газопроводов на сумму 258 млн. грн. Его выиграла компания Integrity West pipelines testing (ОАЭ), но победу в конкурсе обжаловал другой участник тендера Rosen Europe B.V. (Нидерланды).

“В результате админколлегия Антимонопольного комитета отклонила эту жалобу и признала тендер состоявшимся, – вспоминает нынешний замминистра энергетики, экс-президент УТГ Игорь Прокопив. – Проблема не в коррупции, потому что на меня ничего нет, и быть не может. Проблема в расхождении взглядов на стратегию компании УТГ с ее акционером – НАКом. Я не могу оптимизировать без объяснения весомых причин такой комплексный объект как ГТС. А вдруг руководство НАКа начало резать тендеры, требовать сокращения сервисных служб и т.д. В результате этих действий диагностика магистралей не проводилась уже два года, текущие ремонты тормозятся, и все это грозит серьезными последствиями для ГТС”.

По словам Сергея Алексеенко, проблемы с закупками и анализом капитальных инвестиций в УТГ до сих пор носят системный характер. И это отражено в отчете аудитора (компания Deloitte & Touche) за прошлый год. В частности, по словам Алексеенко аудиторы не нашли достаточных обоснований для осуществления капитальных инвестиций на сумму 1,8 млрд грн.. Под вопрос аудиторы поставили целесообразность закупок товаров и услуг на 4,5 млрд грн. – суммы, из которых в том числе осуществлялось приобретение оборудования и текущие ремонты.

“Аудитор проверял проведенные компанией тендеры выборочно. По некоторым из них была завышена цена закупки. А по некоторым вопросы возникли, потому что покупалось оборудование, которое уже и так было на складах компании, и наши планы не предусматривали его использование в текущем году. Менеджмент компании, который был назначен в марте, взял на себя обязательства пересмотреть подходы к планированию, инвестициям и текущим ремонтам”, – уточнил РБК-Украина Сергей Алексеенко. При этом член правления УТГ уточнил, что система закупок реформируется по приказу акционера – НАК “Нафтогаз Украины”, а по нарушениям, которые имели место в ходе проведения тендеров в прошлом году, компания намерена обращаться в правоохранительные органы.

“Пока руководство пересматривает подходы, УТГ вынуждено проводить текущие ремонты за счет аварийного запаса материально-технических ресурсов, которые есть на складах. Если так пойдет и дальше, зимой мы его исчерпаем, а новых закупок, которые разрешает менеджмент, пока катастрофически не хватает на наши нужды. Грубо говоря, нам скоро будет трубопроводы нечем сваривать”, – жалуется один из членов совета директоров “Укртрансгаза”.

Игра в стратегию

Со стороны коллектива компании конфликт и непосредственно с правлением “Укртрансгаза”, и с акционером в лице НАК “Нафтогаз Украины” трактуется так, что руководство “чистит” компанию, освобождая ее от всех несогласных. “В действиях администрации НАК “Нафтогаз Украины” мы видим попытку переложить ответственность за действия невежд на техническую интеллигенцию предприятия”, – пишут сотрудники УТГ в своем обращении к властям. В неофициальных комментариях РБК-Украина они говорят, что не понимают реформ, которые проводит НАК и бояться, что в результате ГТС будет передано другой компании – “Магистральные газопроводы Украины”, а система подземных хранилищ и сервисных служб будет существенно оптимизирована и доведена до банкротства.

С другой стороны, правление компании говорит, что их действия – часть стратегии, а коллектив “достаточно трепетно” воспринимает любые изменения, которые происходят на предприятии. “Компания проходит серьезную трансформацию, связанную с переосмыслением стратегии и приведением структуры компании к определенным требованиям”, – уточнил Алексеенко.

В частности, речь идет о работе компании УТГ после 2019 года, когда заканчивается срок действия транзитного контракта НАК “Нафтогаз Украины” с российским “Газпромом”.

Важно понимать, что УТГ не является стороной этого договора, но в его рамках компания выполняет определенный технологический регламент, связанный с поддержанием мощности и обеспечением стабильности транзита. “”Газпром” и правительство РФ строит новые газопроводы в обход Украины. И не собираются отказываться от этих планов. Мы не можем их игнорировать. Это обязывает нас предусматривать вариант стратегии развития ГТС, при котором потребуется сокращение внутренней мощности, чтобы адаптировать систему к тем рыночным условиям, в которых мы можем оказаться в 2019 году. Мы используем все доступные каналы, в том числе суды, чтобы помешать этим недружественным действиям, но нужно понимать, что для российского руководства это принципиальный проект и существенный риск есть. Если сейчас мы используем систему на 50%, а после 2019 г., допустим, будем использовать лишь 20% мощности, то нам необходимо готовиться к выведению из плана капитальных инвестиций”, – говорит Сергей Алесеенко.

“”Укртрансгаз” не сторона контракта с “Газпромом”. Но есть техническое соглашение с российской стороной, которое мы должны выполнять. Это значит, что мы должны сейчас и во время действия транзитного контракта обеспечить мощность “на входе” в ГТС в 275 млрд куб. м и 175 млрд куб. м “на выходе”. 72 компрессорные станции должны “стоять в ружье”, из 700 агрегатов как минимум треть должны быть готовы к работе. На это нужны ресурсы, иначе система не будет работать. А нам говорят – оптимизируйтесь, но в то же время, обеспечьте и транзит, и закачку, и стабильный отопительный сезон. При том, четкого плана по сокращению мощностей после 2019 года до сих пор нет”, – говорит член совета директоров УТГ, отказавшись назвать свое имя.

По информации РБК-Украина, 24 июля члены совета директоров “Укртрансгаза” встречались на совещании с руководством “Нафтогаз Украины”. “НАК продолжает настаивать на своем”, – резюмировал один из присутствовавших на совещании, отказавшись уточнить подробности. (Мария Цатурян, РБК-Украины/Энергетика Украины и мира)

Exit mobile version