Министерство юстиции не оставит попыток взыскать с “Газпрома” 80 млн. грн., которые ему в качестве дивидендов должна заплатить расположенная в Украине компания “Газтранзит”. Такое заявление сделал 26 июля министр юстиции Павел Петренко.
По его словам, Минюст подал кассационную жалобу на решение Апелляционного суда Киева, который не разрешил Министерству юстиции списывать эти деньги в пользу Украины.
Что же это за деньги и почему у украинских властей не получилось их взыскать? Если изложить эту историю в хронологическом порядке, то получим следующую цепочку фактов. В январе 2016 г. Антимонопольный комитет Украины оштрафовал “Газпром” на 85 млрд. грн. за злоупотребление монопольным положением на рынке транзита природного газа. “Газпром” оспорил это решение в украинских судах по сути, но пока шли судебные баталии, сумма штрафа росла за счет пени. В итоге штраф вырос вдвое – до 172 млрд. грн., а “Газпром” проиграл спор во всех инстанциях.
После этого Министерство юстиции стало разыскивать активы “Газпрома” в Украине, за счет которых можно было бы покрыть хотя бы какую-то часть штрафа. Хотя министр Петренко предупреждал, что даже если какие-то активы и найдут, то их явно не хватит для покрытия этой астрономической суммы.
Однако что-то “газпромовское” все же удалось найти. Например, в мае этого года Государственная исполнительная служба Украины, на которую возложена функция принудительного выполнения решений судов, арестовала компанию “Газпром сбыт Украина”, 100% которой принадлежит “Газпрому”. Российский монополист оспорил решение исполнительной службы в суде, но ему отказали.
“Газпром сбыт Украина” – это “дочка” “Газпрома”, через которую компания продавала на нашем рынке свой газ напрямую украинским промышленным потребителям. В 2010 г. “Газпром сбыт Украина” продала 2 млрд. куб. м газа, заняв около 15% промышленного рынка.
Госисполнительная служба нашла еще одну компанию “Газпрома”, за счет которой можно было урвать хоть шерсти клок. Это “Газтранзит”, созданная еще в 1997 г. для увеличения пропускной способности газотранспортной системы Украины в южном направлении, по которому российский газ поставляется в Турцию и на Балканы. Эта компания – совместное детище “Газпрома”, которому принадлежит 40,2% акций, “Нафтогаза Украины” – также 40,2%, а остальными 19,6% владеет турецкая Turusgas.
Основные активы “Газтранзита” – это здание в Киеве на ул. Сечевых стрельцов, 26-в, где он находится, земельный участок и автотранспорт. Однако прибыль компании, которая не имеет никаких модных производственных активов, за прошлый год составила 232,3 млн. грн. “Газтранзит” зарабатывает на обслуживании магистральной ветки газопровода Ананьев-Тирасполь-Измаил, по которому можно поставлять свыше 21 млрд. куб. м газа в год. За обслуживание ветки платил “Газпром”, с которым было подписано соответствующее соглашение. Однако после того, как была открыта охота на его активы в Украине и на акции “Газтранзита” был наложен арест, российский монополист разорвал действие этого соглашения.
Теперь Минюст во главе с Петренко ведет войну за ту часть дивидендов “Газтранзита”, которые полагаются “Газпрому” на его долю акций. В конце апреля этого года “Газтранзит” решил выплатить своим акционерам 209 млн. грн., и “Газпрому” из этой суммы причитается 80 млн. Почему же суд отказал Госисполнительной службе во взыскании денег?
Из решения суда следует, что госисполнители якобы банально поторопились с попытками забрать “газпромовскую” долю. Суд указал, что, согласно закону “Об акционерных обществах”, выплата дивидендов осуществляется в срок, не превышающий шесть месяцев.
По решению собрания акционеров “Газтранзита”, его акционеры должны получить дивиденды за 2016 г. не позднее 27 октября. “Таким образом, акционеры АО “Газтранзит” получат право на дивиденды с 27.10.2017″, – говорится в решении суда. Суд сделал вывод, что поскольку срок выплаты дивидендов на время вынесения решения суда о их конфискации еще не настал, то эти деньги – еще не деньги “Газпрома”, а пока что еще деньги самого “Газтранзита”.
Однако Минюст не хочет ждать октября, чтобы снова пойти в суд и требовать взыскания 80 млн. грн. Опасения Петренко понятны, ведь никто не даст гарантий, что эти деньги не растворятся или не появится еще какое-нибудь решение суда, но уже в пользу “Газпрома”. (Александр Суков, Деловая столица/Энергетика Украины и мира)