Реализация программы по продлению срока эксплуатации второго энергоблока Армянской АЭС – один из важнейших проектов в Армении, который можно поставить в один ряд с такими крупными инфраструктурными проектами, как строительство дороги “Север-Юг” и создание электроэнергетического коридора “Россия-Грузия-Армения-Иран”.
Все эти проекты направлены на существенное экономическое усиление страны, которое было бы невозможным без укрепления экономической безопасности, а также ее важнейшей составной части – безопасности энергетической.
Не секрет, что деятельность правительства по активной реализации таких стратегических проектов широко поддерживается рядом государств-партнеров, а также авторитетными международными организациями. Это вызывает недовольство некоторых недружелюбно настроенных соседей, которые пристально следят за любыми экономическими успехами Армении. А поскольку вмешиваться напрямую в деятельность руководства страны не представляется возможным, то противники избрали своей мишенью Мецаморскую АЭС, прекрасно понимая, какое преимущество экономике Армении дает эта станция. Так в СМИ тиражируется информация, подкрепляемая совершенно не убедительными для профессионалов, но кажущимися весомыми для простых граждан, тезисами о якобы опасности Мецаморской АЭС. Предлагаем простому читателю научиться отделять зерна от плевел: развеять свои сомнения и самостоятельно разобраться в проблематике, основываясь на реальных научных доводах, а не на вымыслах группы лиц, взявших на вооружение антиармянские настроения.
Итак: какими же страшилками пугает международное сообщество и в некоторой степени наше население та самая пропаганда в “анти-интересах” Армении? Хочется сразу оговориться, что большинство этих мифов были использованы в конце 1980-х годов, когда созданный ими общественный резонанс привел-таки к закрытию АЭС, что спровоцировало сильнейший экономический кризис, откинувший страну на полвека назад.
Миф 1: Станция стоит на тектоническом разломе и не выдержит сильного землетрясения.
Отрицать, что вся территория Армении расположена в сейсмологической зоне, конечно, было бы совершенно абсурдным занятием. Да, в нашей стране случаются землетрясения. В памяти армянского народа навсегда останутся события трагедии, произошедшей в 1988 году в городе Спитак. Ряд “экспертов” почему-то совершенно забывают тот факт, что эпицентр того землетрясения располагался в сотне километров от самой станции – и она выдержала стихийное бедствие, продолжив свою работу. Дело в том, что Армянская АЭС представляет собой промышленный объект, способный выдержать 9-балльное землетрясение по шкале Рихтера, при этом, резервный уровень безопасности гораздо выше. От разрушительного сейсмического воздействия станцию защищают мощные пласты базальта и шлака толщиной в 400 метров и длиною вплоть до берегов реки Аракс, а также гидроамортизаторы, которые в случае землетрясения жестко связывают фундамент станции и оборудование, не позволяя последнему перемещаться под воздействием толчков и инерции.
В 2015 г. экспертной комиссией Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) была проведена экспертиза вероятностного анализа безопасности (ВАБ) по сейсмике второго энергоблока Армянской АЭС. Международная комиссия пришла к выводу о полном соответствии параметров сейсмической безопасности ААЭС нормам МАГАТЭ. После аварии на АЭС “Фукусима” в Армении было проведено комплексное геофизическое исследование с привлечением ведущих экспертов из 7 стран мира. Их результаты размещены на официальном сайте МАГАТЭ и свидетельствуют об отсутствии под площадкой ААЭС активных тектонических разломов. Кроме этого, после повторного ввода энергоблока N2 в эксплуатацию в конце 1995 года, проведенного впервые в мировой истории, на станции была выполнена существенная работа по внедрению новейших систем безопасности. Как считает министр иностранных дел Армении Эдвард Налбандян, прискорбно, что некоторые государства, в частности, Азербайджан и Турция проявляют неуважение к МАГАТЭ и ее решениям: “Эти государства пытаются использовать международные площадки для своих узкополитических, пропагандистских целей, озвучивая в отношении Армении беспочвенные обвинения”.
Миф 2: На станции установлен такой же реактор, как на АЭС в Чернобыле, что в скором времени неизбежно приведет к катастрофе.
О различиях между энергетическими установками на Армянской АЭС и АЭС в Чернобыле не говорил только ленивый, но многие по-прежнему продолжают утверждать, что на станциях установлены одинаковые реакторы. Пойдем по порядку. Для начала стоит отметить, что за время работы Армянской АЭС с 1995 года (год ее повторного запуска) не было зарегистрировано ни одного случая ЧП или аварийной ситуации. То есть уже больше 20 лет станция функционирует в нормальном режиме. На обоих блоках Армянской АЭС, включая модернизируемый 2-й, установлены реакторы типа ВВЭР-440. Это принципиально иной тип реактора, чем тот, что был установлен на ЧАЭС, поэтому повторение сценария чернобыльской аварии на ААЭС технически исключено. Кроме того, реакторы ВВЭР-400 отличаются от реакторов BWR, установленных на АЭС Фукусима. Дадим слово специалисту. “При проектировании Армянской АЭС был сделан правильный, обоснованный выбор технологичного оборудования для станции. Прежде всего, речь идет об установке реактора типа ВВЭР-440. Причем, для ААЭС была разработана специальная сейсмоустойчивая модификация – ВВЭР-440/270. Последующие события показали обоснованность этого решения. И трагедия на Чернобыльской АЭС с реакторами РБМК, и авария на японской АЭС “Фукусима” с реактором на кипящей воде, подтвердили его дальновидность. Установки ВВЭР-440/270 обладают большим запасом собственной безопасности, они, например, продолжали свою нормальную работу во время Спитакского землетрясения”, – говорит эксперт ООН по вопросам энергетики Ара Марджанян. После катастрофы в Японии на Армянской АЭС были проведены стресс-тесты по “пост-Фукусимским” стандартам, что позволило подтвердить надежность нашей станции. За прошедшие 25 лет ААЭС непрерывно находится в фокусе внимания не только республиканских специальных структур, но и под каждодневным пристальным контролем всех международных организаций. Более того, власти Армении добровольно и одними из первых в мире провели “пост-Фукусимские” стресс-тесты. “Консолидированное и официальное мнение этих профессиональных структур таково: все риски, связанные с ААЭС, контролируемы и находятся на приемлемом уровне. Ведь Армения заинтересована, прежде всего, в безопасности своих граждан”, – считает Ара Марджанян.
Здесь небезынтересна и позиция американских экспертных структур. Так, директор американской компании Engineering Planning and Management Роберт Калантари считает, что проблема Мецаморской АЭС “раздута”. “Армянская АЭС, как и любые другие действующие АЭС, соответствуют строгим стандартам безопасности”. Станция регулярно инспектируется, а реактор типа ВВЭР-440/270, установленный на ААЭС, адаптирован к специальным сейсмическим условиям. Кроме того, во время повторного запуска АЭС в была реализована дополнительная сейсмическая модернизация системы безопасности станции. Таким образом, ААЭС способна выдержать сейсмические волны, которые могут быть в регионе. Специалист особо подчеркнул, что, к примеру, на атомных станциях в США имеются 2 аварийных дизельных генератора, а на Мецаморской АЭС – 5, что позволяет значительно снизить все возможные риски. Еще один немаловажный факт, о котором забывают сторонники скорейшего закрытия станции: Армянская АЭС – единственная в мире станция, которая имеет режим естественной циркуляции, что позволяет в случае необходимости, даже без принудительной циркуляции, обеспечить охлаждение реактора в течение 72 часов.
Миф 3: Отсутствие в Армении финансовых и материальных ресурсов не дают возможность для поддержания безопасности станции
Армения совместно с Россией ведут работы по модернизации АЭС. Модернизация – это не только замена старого оборудования на новое, но и большой комплекс работ, направленный на обеспечение еще большей надежности и безопасности атомной станции. Эти работы совместно с армянскими специалистами выполняют также специалисты российской компании “Русатом Сервис”, специализирующейся на техническом обслуживании АЭС, построенных по российским проектам. Экс-гендиректор Армянской станции Сурен Азатян отмечает, что с 1993 г. по сегодняшний день в повышение безопасности Армянской АЭС было инвестировано свыше $200 млн. Средства предоставлялись Департаментом энергетики США, Европейским Союзом, Российской Федерацией. С момента повторного пуска второго энергоблока в 1995 году было проведено более 1400 мероприятий по повышению уровня ее безопасности. Еще $300 млн. будет инвестировано в рамках проекта по продлению срока эксплуатации энергоблока N2 ААЭС. Как следует из этих цифр, высказывания “экспертов” об отсутствии денег на поддержание работы станции не соответствуют реальности.
На все эти клеветнические инсинуации может быть только один ответ – ответ не наш, как стороны заинтересованной. Это ответ и не просто ответ, а многочисленные оценки и свидетельства самой авторитетной организации в области ядерной энергетики – МАГАТЭ. Группа экспертов по ядерной безопасности МАГАТЭ не так давно завершила оценку долгосрочной эксплуатационной безопасности на Армянской атомной электростанции. Согласно выводам этой организации, которую представляла группа специалистов из Аргентины, Болгарии, Канады, Индии, Украины и самой МАГАТЭ, функционирование ААЭС соответствует всем международным стандартам. Были отдельно рассмотрены программы, связанные с длительной эксплуатацией станции, вопросы, связанные с человеческими ресурсами и управлением. Эксперты выделили плюсы в работе станции, среди которых программы аттестации сейсмической безопасности и модернизации безопасности. Был предоставлен и ряд рекомендаций по улучшению долгосрочной эксплуатационной безопасности. Например, на ААЭС должна быть разработана и внедрена методология, согласно которой все системы, связанные с безопасностью, должны оцениваться на предмет длительной эксплуатации. Руководство ААЭС выразило готовность выполнить все рекомендации и попросило МАГАТЭ запланировать проведение следующей миссии приблизительно через 18 месяцев. Доклад будет рассмотрен в штаб-квартире МАГАТЭ, а окончательный доклад будет представлен в течение трех месяцев.
Миф 4: Вода, используемая в АЭС, отравленная радиацией, орошает поля крестьян Араратской долины, а радиоактивные материалы утилизируют на исконных азербайджанских оккупированных территориях.
Армения, как и все нормальные страны, не собирается рубить сук, на котором сидит, и придает колоссальную важность укреплению ядерной безопасности и реализации международных правовых документов на национальном и международном уровнях, в том числе, и за счет создания жизнеспособного национального законодательства в этой области.
Вся деятельность Армянской АЭС регламентируется целым рядом международных правовых актов. Стандарты безопасности ААЭС гарантируют, что радиоактивные отходы и отработанное ядерное топливо со станции не представляют никакой опасности ни для Азербайджана, ни для региона в целом. Поэтому заявления о том, что из-за работы станции в регионе наблюдается повышенный в десятки раз радиационный фон, а в реках плавают рыбы-мутанты, выглядят просто разбушевавшейся фантазией и попыткой выдать желаемое за действительное. Станция ежегодно проходит проверки, в ходе которых эксперты замеряют параметры окружающей среды. Дальше эти отчеты публикуются в свободном доступе. Раз станция функционирует до наших дней, и нет постановлений о ее закрытии, значит вывод один: никакой угрозы для окружающей среды и населения Армянская АЭС не представляет.
Кроме того, не стоит забывать, что принципы обеспечения безопасности на ААЭС подразумевают, что даже теоретическая возможность вывоза ядерного топлива или веществ с территории станции полностью исключается. Армения в 2015 году приняла ряд изменений в решениях правительства, которые касались экспорта радиоактивных материалов и правил лицензирования импорта, правил физической защиты радиоактивных материалов, физической защиты армянской атомной электростанции и ядерных материалов и повышения безопасности. В отношении РАО на основе рекомендаций МАГАТЭ для ААЭС была разработана “Стратегия по Управлению Радиоактивными Отходами и Отработавшим Ядерным Топливом”. Поэтому утилизация отработавших радиоактивных материалов происходит также под контролем авторитетных международных организаций. (АрмИнфо/Энергетика Украины и мира)