Из семи НПЗ в Украине осталось два. Самочувствие последних вызывало тревогу, но в этом году ситуация улучшилась. “Укртатнафта” (Кременчугский НПЗ) и “Укргаздобыча” (Шебелинский ГПЗ) впервые за четыре года добились увеличения доли на рынке нефтепродуктов до 21%, или на треть. При комплексном подходе у этих производителей есть потенциал для обеспечения до 50% потребности Украины в моторном топливе. Но на пути к этому результату очень много “если”.
Резкое падение нефтяных цен в мире в 2014-2015 гг. сопровождалось столь же резким повышением маржи переработки. Все просто: цены на нефтепродукты снизились не так сильно. Для отечественных переработчиков ситуация сложилась еще лучше: цена на их продукцию устанавливается исходя из паритета импорта, который поступает с хорошими премиями.
Это также обусловлено небольшой долей внутреннего производителя. Но ситуация начала меняться, пусть и не так быстро, как хотелось бы. Объем переработки нефти в первом полугодии увеличился на 8% – до 1,35 млн. т.
Основную роль сыграл Кременчугский НПЗ, который возобновил импорт азербайджанской нефти. Поддержку ему оказал Шебелинский ГПЗ, который смог перекрыть снижение поставок украинского сырья импортом из Казахстана.
Группа “Приват”, управляющая компанией “Укртатнафта”, заключила контракт с азербайджанской SOCAR на ежегодную поставку 1,3 млн. т нефти. За первое полугодие завод принял 386 тыс. т каспийского сырья, отстал от графика, но все равно увеличил переработку до 1,1 млн. т, нарастив выпуск бензинов и дизтоплива до 638 тыс. т (+15% к показателю 2016 г.).
Потенциал есть для принятия и больших объемов. Проектная мощность НПЗ – 18,6 млн. т, по официальным данным – 7 млн. т. Также предприятие благодаря несложным “косметическим” мероприятиям по модернизации смогло обеспечить качество продукции по стандарту Евро-5. Почему же тогда программа реализуется ни шатко ни валко?
Основная проблема – в сбыте. С момента рейдерского захвата в 2007 г. “Укртатнафта” была переориентирована исключительно на обеспечение сети заправок группы “Приват” – крупнейшей в стране (более 1600 станций, или 25% рынка).
В последние годы розничные продажи сократились на 20-30%, а увеличение загрузки завода дает избыточные объемы топлива, которые нужно кому-то продавать оптом. Этот рынок переполнен белорусским и российским топливом, а конкуренция строится на оперативности отгрузок, отсрочках платежей и удовлетворении прочих “капризов” покупателей.
Готов ли “прогибаться” под клиента “Приват” и готов ли рынок работать с “Приватом”, известным в стране и далеко за ее пределами своей непредсказуемостью? Весной этого года первые попытки найти желающих подписать долгосрочные договоры провалились, как будет дальше – посмотрим.
Самая болезненная тема – продажа бензина. Здесь, похоже, не обойтись без сотрудничества с крупнейшими сетями заправок, которые одновременно являются конкурентами на розничном рынке.
Ситуация конфликтная.
“Сейчас мы везем топливо из Литвы и Беларуси, а как мы объясним клиенту, что продаем такой же бензин, как на “Укрнафте” и ANP?” – говорит менеджер одной из “премиальных” сетей АЗС. По его словам, необходимо проследить и за стабильностью качества.
У “Привата” есть также вариант продажи прямогонного бензина в качестве сырья для запущенного в июне этого года завода “Карпатнефтехим”. По имеющимся данным, стороны изучают такую перспективу, но пока видимых результатов нет.
По уверениям менеджмента Кременчугского НПЗ, в 2018 г. завод готов принимать еще больше нефти – 1,8 млн. т. С учетом нефти украинской добычи это позволит заводу принять более 3 млн. т, чего здесь не видели с 2012 г. Подробнее говорить о дальнейших перспективах завода не позволяет его повышенная закрытость и секретность.
Например, с 2014 г. завод официально не отчитывается перед Минэнергоугля об объемах переработки сырья и выпуска продукции. Никто не знает, какие технические преобразования произошли на НПЗ за десять лет, которые “Приват” управляет предприятием. Точно известно одно – новые установки на заводе не появились.
Вся так называемая модернизация заключается в перепрофилировании действующих установок, что неизбежно сказывается на запасе прочности и производительности завода. Поскольку именно на потенциале Кременчугского НПЗ базируется перспектива украинской нефтепереработки, сложно спрогнозировать возможные параметры отрасли в будущем.
Полмиллиона… Шебелинки
В 2016 г. Шебелинский ГПЗ начал производство топлив по стандарту Евро-5, что позволило заводу изменить известное отношение к себе как к некоему цеху по выпуску нефтепродуктов. Теперь основной проблемой является сырье.
“Укргаздобыча” искала его везде. В этом году удалось закупить 16 тыс. т нефти от казахстанского “Жаикмуная”. В июле законтрактовала 5 тыс. т азербайджанской нефти из запасов “Укртранснафти” и рассчитывает докупить еще 34 тыс. т этого сырья.
Также известно, что госкомпанию интересуют легкая азербайджанская нефть и иранский газоконденсат, который впервые привез к нам SOCAR. Разумеется, предприятие подбирает и все свободное сырье внутренней добычи, но возможности здесь ограничены.
Сергей Федоренко, директор по коммерческим вопросам “Укргаздобыча”, говорит, что в текущем году завод выйдет на объем переработки в 530 тыс. т. Это будет означать, что компании удалось оттолкнуться от дна.
В этом году обращает на себя внимание снижение выпуска товарного бензина и дизтоплива.
Сергей Федоренко объясняет это конъюнктурой: “Мы производим то, что выгодно продавать. Сейчас ставка на нефтехимию, делаем прямогонный бензин и отправляем на экспорт. В 2017 г. мы реализовали международным трейдерам около 100 тыс. т нефтехимического сырья”.
Уже в 2018 г. Шебелинский ГПЗ переработает 550 тыс. т нефтехимсырья, утверждает Федоренко. По его словам, основной расчет – на собственное сырье, ведь наращивание инвестиций в добычу уже дает результаты: недавно “Укргаздобыча” заявила о выходе на рекордные показатели производства газа за пять лет.
Параллельно компания “подтягивает” и технологические процессы. В 2016 г. заработала гидроочистка дизтоплива, позволяющая выпускать продукт стандарта Евро-5. В следующем году ее мощность возрастет с 120 тыс. т до 200 тыс. т.
Следующий шаг – наращивание выпуска бензинов. На финальной стадии – проект комплекса изомеризации, строительство начнется в следующем году. Это позволит переориентироваться с технологических на высокооктановые бензины и резко сократить потребление импортных компонентов (МТБЭ).
Памятники нефтепереработки
Каковы перспективы других НПЗ? В СМИ иногда можно встретить упоминания о Лисичанском и Одесском заводах, шансы на восстановление которых эксперты отрасли оценивают как близкие к нулю.
Одесский завод недавно был национализирован и будет передан Кабмину.
Техническое состояние НПЗ, его небольшая мощность, расположение в городской черте, отсутствие своего выхода к морю – это отнюдь не весь перечень проблем, заслоняющих его перспективу. И это если не принимать во внимание украинский инвестиционный климат, а речь идет о вложениях в сотни миллионов долларов.
Ненамного больше шансов и у ЛИНИКа, расположенного в 20 км от линии фронта. Завод ориентирован на поставки российской нефти, и на этом вопрос перспектив можно считать закрытым.
Но и мощностей Кременчугского НПЗ и Шебелинского ГПЗ достаточно для существенного наращивания рыночной доли производителей хотя бы до 50%. Это позволит повысить устойчивость системы обеспечения страны топливом и даст предприятиям возможность развиваться.
Однако на пути к этой цели слишком много препятствий. Преимущественно они связаны с непредсказуемостью будущего группы “Приват” и Кременчугского НПЗ. Положение бизнеса Игоря Коломойского крайне шатко, что заставляет его проводить очень консервативную инвестиционную политику, точнее – просто поддерживать завод на плаву. Учитывая это, серьезно рассуждать о перспективах отрасли невозможно. (Сергей Куюн, БИЗНЕС, Oilnews.com.ua/Энергетика Украины и мира)