Энергетика и энергоресурсы Украины и мира

Украина: Национальное антикоррупционное бюро (НАБУ) не оставляет попыток “докопаться” до сути формулы “Роттердам+”

Национальное антикоррупционное бюро Украины не оставляет попыток “докопаться” до сути внедрения Национальной комиссией, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ) скандальной формулы “Роттердам+”.

Эта формула была введена в действие НКРЭКУ в мае прошлого года. Цель введения формулы – обеспечение деньгами энергетических компаний, которые столкнулись с дефицитом угля-антрацита, поставлявшегося с территории ОРДЛО. По задумке авторов формулы, она должна позволить энергокомпаниям закупать антрацит, поставки которого были с территории ОРДЛО были ограничены, по импорту.

Суть формулы “Роттердам+” в том, что при расчете оптовой цены на электроэнергию в тариф для тепловых электростанций закладывается средняя цены угля по импортному паритету за последние 12 месяцев. При этом ориентиром служит цена на угольной товарной бирже в Роттердаме с учетом доставки угля в Украину. Иными словами – в тариф на электроэнергию, которую производят украинские тепловые электростанции (ТЭС) была заложена средняя стоимость энергетического угля в портах Амстердама, Роттердама и Антверпена за последний год плюс цена доставки этого угля в Украину.

Введение этой формулы было воспринято неоднозначно. В числе ее противников – депутаты Верховной Рады и эксперты энергетики, которые считают, что за счет введения этой формулы владельцы ТЭС получают незаслуженные барыши, тогда как вся тяжесть по оплате электроэнергии, которая в результате введения этой формулы выросла в цене, ложится на потребителя. Все это из уст разных экспертов уже неоднократно звучало за последний год, и откровенно негативное отношение простых украинцев к “роттердамской формуле” вполне естественно и понятно.

Так что НАБУ, открывая 24 марта этого года уголовное дело по “Роттердам+”, занималась не только своей прямой антикоррупционной деятельностью, но в какой-то степени политической (что совсем не чуждо ведомству Артема Сытника). Даже если юридических последствий у этого дела не будет никаких, что весьма вероятно, имидж борца с ненавистным “Роттердамом” антикоррупционерам никак не помешает.

8 августа стало известно, что в июле НАБУ обращалось в Соломенский районный суд Киева с ходатайствами дать детективам доступ к банковским счетам компаний “Центрэнерго” и “ДТЭК Днепроэнерго” в рамках расследования обоснованности введения скандальной формулы функционерами НКРЭКУ. НАБУ считает, что председатель комиссии Дмитрий Вовк и другие члены КНРЭКУ, используя служебное положение и действуя в интересах генерирующих компаний, создали условия для получения энергокомпаниями сверхприбылей. А именно – ввели в действие формулу формирования оптовой рыночной цены на электроэнергию “Роттердам+”. По мнению НАБУ, эта формула создала все условия для роста цены продажи электроэнергии на оптовом рынке. По данным из открытых источников, с мая 2016 года, когда начала действовать формула “Роттердам+”, средний тариф на электроэнергию, которую ТЭС продают в оптовый рынок, вырос более чем на 60% – с 1079 грн. за 1 МВТ-ч до 1684 гривни за 1 МВТ-ч.

Ранее суд уже давал НАБУ доступ к документам самой НКРЭКУ, которые касаются этой злополучной формулы. Однако на этот раз детективы получили “от ворот поворот” – доступа к банковским документам энергокомпаний суд не дал. На какой стадии находится следствие, и чем грозит этот отказ, НАБУ не комментирует, объясняя это тайной следствия.

Тем временем депутаты и эксперты не оставляют надежд, что НАБУ докопается до сути проблемы. Эксперт энергетического рынка Андрей Герус, который ранее сам входил в состав НКРЭКУ, уверен, что применение “Роттердам+” позволяет энергетическим компаниям дополнительно зарабатывать около 1 млрд. грн. ежемесячно, при этом эти деньги вынимаются из карманов покупателей электроэнергии – населения и промышленности.

Герус уверен, что энергокомпании, и главным образом ДТЭК Рината Ахметова, которому принадлежит 75% всех мощностей теплоэлектростанций, применяет формулу “Роттердам+” даже к тому углю, который везется из России или даже из Украины. “8500 км – приблизительно такое расстояние “Роттердам-Одесса-Добротвор (Львовская обл., “ДТЭК Западэнерго”, которое учитывается в формуле “Роттердам+” для тарифов на электроэнергию и оплачивается потребителями. 100 км – приблизительно такое расстояние от Нововолынска, откуда реально поставляется уголь на Добротворскую ТЭС”, – написал он на своей странице в Facebook.

При этом данные статистики указывают, что основная масса угля импортируется в Украину из России, в том числе – с принадлежащих ДТЭК шахт в Ростовской области. В частности, в январе-июле этого года в России украинскими компаниями было закуплено угля на 762 млн. долларов, и это – почти 52% от всей суммы импорта. На долю США пришлось четверть поставок угля – 378 млн. долларов, Канады – почти 8% на сумму 116 млн. долларов. Основной спор вокруг “Роттердам+” – насколько оправданно применять эту формулу ко всем закупкам угля, в том числе – из России. “Все элементарно и просто: берешь наиболее удаленную точку Европы, прибавляешь транспортные затраты – закладываешь все это в тариф – а возишь из ближайших шахт, где совсем не европейские зарплаты у шахтеров”, – описывают свое видение применения формулы “Роттердам+” Андрей Герус.

Удастся ли НАБУ довести уголовное дело по “Роттердам+” до логического конца и передать его в суд? Весьма сомнительно. Тем более, что депутаты и эксперты неоднократно заявляли, что главный бенефициар этой формулы – владелец ДТЭК Ринат Ахметов. Но даже если и удастся, то в суде это дело ждет не менее длительная эпопея рассмотрения, которая может затянуться на годы – большой бизнес умеет защищать свои деньги.

Поэтому формула “Роттердам+” и им подобные будут действовать в Украине до тех пор, пока не заработает нормальный цивилизованных рынок электроэнергии и не будет создан действительно независимый регулятор НКРЭКУ. Рынок создаст условия для конкуренции различных производителей. И тогда всякий “Роттердам+” потеряет актуальность – цена покупки угля будет сугубо внутренним делом энергетической компании, ведь в конечном итоге главное значение будет иметь цена на электроэнергию, которую она предложит своим клиентам. (Александр Суков, Деловая столица/Энергетика Украины и мира)

Exit mobile version