Таким образом, выполнение комплекса научно-технологических, строительно-монтажных и организационных мероприятий как по продлению срока безопасной эксплуатации блоков первого поколения, так и по вводу в эксплуатацию блоков высокой степени готовности создает основу для поддержания на существующем уровне производства электроэнергии АЭС и дальнейшего плавного замещения блоков первого поколения, выводимых из эксплуатации, блоками третьего поколения.
В первую очередь, внедрение блоков третьего поколения и постепенный ввод быстрых реакторов с естественной безопасностью создадут основу широкомасштабного развития атомной энергетики XXI века.
Достройка энергоблоков АЭС высокой степени готовности
В соответствии с Программой развития атомной энергетики продолжается строительство энергоблока №3 Калининской АЭС (строительная готовность – 60%), энергоблока №5 Курской АЭС (70%) и консервация энергоблока №1 Ростовской АЭС (70-75%). При обеспечении необходимого финансирования указанные блоки могут быть введены в эксплуатацию в течение ближайших 2 – 4 лет.
Финансирование программы капитального строительства осуществляется в основном за счет собственных средств:
- амортизационные отчисления АЭС – 40% от общего объема инвестиций;
- целевые инвестиционные средства в тарифной надбавке на электроэнергию: АЭС и концерна “Росэнергоатом” – 19% и 33% соответственно;
- средства федерального бюджета и другие источники – 5% и 3% соответственно.
Дополнительными источниками инвестиций для ввода в эксплуатацию блоков с высокой степенью готовности являются:
- средства бюджета развития Российской Федерации;
- экспорт электроэнергии;
- переуступка части основных фондов, не связанных с ядерным циклом, частным инвесторам;
- получение внешнего заимствования с немедленным гашением процентов за счет имеющихся инвестиционных средств Минатома России и окончательным возвратом за счет реализации электроэнергии АЭС на экспорт.
Проектирование новых энергоблоков АЭС
Для замещения мощностей на российских АЭС, которые будут выводиться из эксплуатации в связи с исчерпанием проектного ресурса, в России разработаны проекты энергоблоков АЭС нового поколения большой и средней мощности. Эти проекты базируются на большом опыте создания и отработки оборудования.
Перспективная политика Минатома России направлена на оптимизацию и консолидацию сил, средств и экспериментальной базы организаций отрасли на важнейших направлениях разработок проектов новых АЭС, организации разработки отечественных конкурентоспособных систем и оборудования АЭС, отладку механизмов тендерного выбора проектных решений и поставщиков оборудования. Разработка концепции единого проектно-конструкторского и научно-экспериментального комплекса способного эффективно реализовывать весь цикл НИР и ОКР составит нормативную основу этой политики. (В. Черкасов – wdcb.ru)
(Продолжение)