В порт Клайпеды пришла первая партия сжиженного природного газа (СПГ) из США. Литовские власти надеются, что страна станет региональным распределительным центром (хабом) для американского газа. Они также считают, что поставки заокеанского сырья помогут снизить цены на газ в соседних странах и самой Литве. Аналитики не считают газовую политику Литвы рациональной и эффективной, отмечая, что российский трубопроводный газ сейчас намного дешевле, чем СПГ.
Министерство энергетики Литвы сообщило, что газовоз Clean Ocean доставил первую партию СПГ из США в порт Клайпеды. В заявлении ведомства отмечается, что Литва стала первой балтийской страной, куда прибыл американский газ.
Литовские власти говорят, что покупка американского СПГ поможет им добиться энергетической независимости (от России), снизить цены на топливо, а также сделает в перспективе Литву региональным газовым хабом.
“Такие события стоят отдельной графы в истории энергетики Литвы. Являясь важнейшим стратегическим партнером, США сегодня становятся и важным партнером в поставках газа для всего региона. Это усилит не только энергетическую независимость, но и усилит конкуренцию среди поставщиков газа, которые гарантируют лучшие цены на газ для потребителей Литвы и всего региона”, – заявил министр энергетики Литвы Жигимантас Вайчюнас.
Компания Lietuvos duju tiekimas подписала в июне контракт на поставку СПГ с американской Cheniere Marketing International (входит в Cheniere Energy). Второй газовоз должен прибыть в Клайпеду в сентябре.
Литва, пытаясь снизить зависимость от поставок “Газпрома”, несколько лет назад взяла в аренду плавучий терминал Independence (“Независимость”), который принимает СПГ, и платит за него примерно 43 млн. евро в год. Эта сумма не компенсируется прибылью от коммерческих поставок, и литовские власти пытаются добиться от Евросоюза компенсации на его содержание, но пока безуспешно.
Аналитики не считают газовую политику Литвы рациональной и эффективной и отмечают, что российский трубопроводный газ намного дешевле, чем СПГ.
Директор по исследованиям VYGON Consulting Мария Белова напоминает, что контракт с Cheniere предполагалось заключить еще в первые месяцы 2016 года, и переговоры шли в итоге более года, “что свидетельствует о достаточно низкой привлекательности данного СПГ для Прибалтики”.
По результатам прошлого года страна получала газ из двух источников: России (40% рынка) и Норвегии (60%), отмечает Мария Белова. При этом, по данным за первые пять месяцев 2017 г., доля российского газа выросла до 67%, что “говорит о его ценовом преимуществе”.
По данным Еврокомиссии, цена российского газа для Литвы в первом квартале 2017 г. составила $180/тыс. куб. м, норвежского СПГ – $241. По оценкам VYGON Consulting, цена американского СПГ, если бы его поставки были осуществлены в этот период, находилась бы на уровне $254.
“Поэтому ожидать снижения внутренних цен на газ в Литве с началом поставок американского газа безосновательно”, – резюмирует Мария Белова.
Руководитель направления “Газ и Арктика” Энергетического центра бизнес-школы “Сколково” Роман Самсонов говорит, что подобные поставки имеют больше рекламный характер, чем практический смысл.
Он также считает, что рассчитывать на снижение цен на газ литовским потребителям не стоит. “Создание и содержание терминала СПГ Литве изначально обозначало рост расходов в области газификации. Потеря такого стратегического партнера, как “Газпром”, практически не оставила шансов Литве получить возможность участвовать в формировании цены”, – полагает он.
Роман Самсонов отмечает, что газ из США не дешевле, чем тот, который Литва покупает сейчас, и “скорее может быть использован только в спекулятивных целях”. Он полагает, что попытка создать сильную конкуренцию поставщиков СПГ не привела к снижению его цены, а расходы только увеличились.
Что касается планов Литвы стать газовым хабом, то аналитики считают такой сценарий возможным. Мария Белова отмечает, что импортные мощности страны (газопровод из России плюс регазификационный терминал) кратно превышают потребности Литвы в голубом топливе – так, при общем объеме потребления в 2016 г. в 2,2 млрд. куб. м мощности только одного приемного терминала составляют 4 млрд. куб. м.
Кроме того, Евросоюз не выделяет соответствующее финансирование на строительство терминалов по приему СПГ соседним с Литвой странам, но с момента запуска “Независимости” “намекает соседям на активное его использование”. Тем более что клайпедский терминал СПГ имеет технические возможности поставлять газ в Латвию и Эстонию.
“После того как будут построены газопроводы из Литвы в Польшу (запуск ожидается в конце 2019 г.) и из Эстонии в Финляндию, клиентская база “Независимости” может расшириться. Однако с точки зрения экономики Латвии и Литве выгоднее построить собственные терминалы, нежели использовать клайпедский”, – считает Мария Белова.
Роман Самсонов соглашается, что “в удаленной перспективе Литва могла бы рассчитывать на использование своего терминала и порта с инфраструктурой”.
“Но для этого нужно полностью перестроить испорченные отношения с крупнейшими поставщиками и игроками. Но структура рынка СПГ в Европе также будет меняться, и не в лучшую для Литвы сторону”, – считает он.
Пока США не удается покорить европейский газовый рынок. На конец мая этого года в Европу из Америки ушло всего 19 танкеров, что составило 13% всего отгруженного из США сжиженного газа. Газовозы приходят преимущественно в порты Испании и Португалии. У этих стран есть несколько регазификационных терминалов и нет долгосрочных контрактов с “Газпромом”. “Главная причина низкого интереса к европейскому рынку – его экономическая непривлекательность”, – поясняют в VYGON Consulting. (Петр Орехин, Газета.Ru/Энергетика Украины и мира)