Энергетика и энергоресурсы Украины и мира

Мир: вокруг «Северного потока-2» разгорается новая газовая война

Зарубежные партнеры “Газпрома” по проекту “Северный поток-2” говорят о желании продолжить в нем участвовать, несмотря на санкции США, сообщил 4 сентября вице-премьер Аркадий Дворкович. Дело здесь не только в финансировании, но и в том, что наличие зарубежных частных партнеров – признак, что проект является коммерчески эффективным, пояснил он.

Что касается денег, то Россия может изменить структуру финансирования “Северного потока-2” из-за новых санкций США, но надеется, что экономические факторы окажутся важнее политических, добавил Дворкович.

Закон, подписанный в начале августа президентом США Дональдом Трампом, в частности, предполагает, что глава государства сможет налагать санкции на лиц, вкладывающих в строительство российских экспортных трубопроводов более 5 млн. долларов за год или 1 млн. долларов единовременно. Кроме того, в законе отдельно прописано, что США продолжат противодействовать проекту “Северный поток-2”. Закон также сокращает максимальный срок финансирования российских нефтегазовых компаний с 90 до 60 дней.

Соглашение о финансировании “Северного потока-2” оператор проекта Nord Stream 2 AG и европейские партнеры подписали в конце апреля. Согласно этому документу, Shell, OMV, Engie, Uniper и Wintershall предоставят Nord Stream 2 AG кредиты по ставке 6% годовых до 2019 г. При этом финансирование Nord Stream 2 предоставит и сам “Газпром” на таких же условиях.

В июле Nord Stream 2 AG уже привлекла заем от европейских партнеров на 324 млн. евро, говорится в отчете “Газпрома” по МСФО. Выделение последующих займов будет зависеть от решений Nord Stream 2 в отношении общего финансирования проекта.

Кто, если не европейцы?

По мнению опрошенных “Прайм” экспертов, финансирование со стороны европейских партнеров – самое выгодное для “Газпрома” с точки зрения получения последующих прибылей. “На их долю приходится половина от 9,5 млрд. евро, в которые оценивается проект. Их участие означает, что они будут заинтересованы в сбыте, а это немаловажно на фоне того, что Европа постоянно стремится снизить зависимость от российского газа. Союзники, готовые отстаивать интересы совместного проект – ценный ресурс” – уверен замдиректора группы корпоративных рейтингов АКРА Василий Танурков.

Конечно, “Газпром” в состоянии построить трубу самостоятельно, без участия инвесторов, однако это не очень желательно. Во-первых, нужны лоббисты в деле продажи газа в Европу, а во-вторых – рентабельность трубопроводных проектов ниже, чем добывающих. С этой точки зрения компании желательно ограничить инвестиции “в трубу” путем разделения с партнерами, считает эксперт. У нее несколько снизился ряд финансовых показателей в течение полугода, поэтому в случае необходимости деньги придется занимать на рынке, напомнил он.

В этом случае вероятные партнеры – китайцы или арабские инвестфонды (Катар и т.п.). По мнению Тануркова, это не так хорошо, поскольку они не будут пользоваться поддержкой в Европе. “Не факт, что ЕС пустит их при условии владения трубой напополам с “Газпромом”, чтобы не давать рычаги власти”, – считает эксперт.

Однако газовая монополия уже привлекала Китай в качестве соинвестора по трубопроводным проектам, причем договориться по цене было сложно, напомнил замдиректора Фонда национальной энергобезопасности Алексей Гривач. “Привлечение китайских банков в качестве соинвестора исключать нельзя, но, принимая во внимание стоимость финансирования, это маловероятно”, – считает он. По мнению эксперта, в случае необходимости государство само может выступить в качестве гаранта или соинвестора проекта, чтобы он был завершен. Финансирование возможно, к примеру, из Фонда национального благосостояния, предназначенного как раз для реализации инфраструктурных проектов.

Газовые войны

При этом окончательного решения по поводу строительства второй ветки “Северного потока” европейские страны пока не приняли. Как сообщалось недавно, правительство Дании подготовило и направило в соответствующие органы законопроект, позволяющий отказать в заявке компании Nord Stream 2 AG по строительству газопровода по дну Балтийского моря, если власти страны сочтут, что проект угрожает ее внешнеполитическим интересам и безопасности. Планируется, что предложения правительства парламент Дании рассмотрит в октябре.

Российский сенатор Алексей Пушков предположил, что в Дании начали сомневаться по поводу строительства газопровода “Северный поток-2” только после санкций США, таким образом, источник давления, по его мнению, очевиден.

Санкции действительно негативно повлияли на перспективы “Северного потока-2”, полагают эксперты. Без этого возражения Дании и других игроков, например, Польши, были бы несущественны, уверен Гривач. Уже был момент, когда ряд европейских стран возражали против строительства, но в конечном счете было решено отдать право решения Еврокомиссии. Та дала “добро”, и все подчинились, напомнил он.

Но, несмотря на санкции, не стоит забывать, что “Северный поток-2” – коммерчески выгодный проект, в реализации которого заинтересованы многие европейские игроки. Среди них ключевые страны Европы – Германия, Австрия, Италия. Опыт противодействия подобным проектам со стороны США далеко не всегда удачен, поскольку никто в Европе не готов отказаться от дешевого российского трубопроводного газа в пользу предлагаемых американцами альтернатив. Сжиженный газ – а речь идет именно о нем – существенно дороже, а при отсутствии выбора если США законтрактуют большую часть необходимого Европе объема, цены будут расти еще более быстрыми темпами. (Наталья Карнова, Прайм/Энергетика Украины и мира)

Exit mobile version