В этом году ПАО “Укрнафта” прекратила добычу на 7 месторождениях. 23 сентября истекает срок действия еще двух лицензий. Компания уже потеряла почти 20% добычи. Добытчик бьет во все пиар-колокола и выводит сотрудников на митинги под Кабмин, требуя у Госгеонедр продления лицензий на 20 лет и пытаясь натравить на ведомство силовиков. Как выяснилось, “Укрнафта” немного не договаривает: лицензии ей не продлевают из-за долгов.
Действующий Порядок выдачи и продления спецразрешений напрямую запрещает Госгеонедр продлевать спецразрешения компаниям-должникам. Об этом служба официально заявила 12 сентября после встречи с руководством “Укрнафты”.
“В случае наличия у заявителя задолженности по уплате рентной платы за пользование недрами для добычи полезных ископаемых, орган по вопросам предоставления разрешений отказывает в продлении срока действия разрешения”, – объяснили в ведомстве. Исключения составляют те месторождения, с которых близлежащие села напрямую снабжаются газом. И то эти лицензии можно продлевать максимум на 1 год, вместо стандартных 20 лет. Характерно, что столь ясную суть вопроса “Укрнафта” в своей пира-риторике не упоминает.
Было, но прошло
До апреля 2016 г. неуплата налогов действительно не считалась основанием для отказа в продлении лицензий на добычу полезных ископаемых. Когда налоговый долг “Укрнафты” достиг около 10 млрд. грн., Кабмин внес изменения в Порядок выдачи спецразрешенией и запретил Госгеонедрам продлевать лицензии должникам по ренте. В октябре того же года “Укрнафта” обратилась в суд, чтобы эту норму отменить и добилась положительного для себя решения.
Правда, Госгеонедра все равно отказывались продлевать “Укрнафте” лицензии. В начале июня компания остановила добычу на Южно-Панасовском месторождении в Сумской области, оставив без газа близлежащие села. Это сработало, но не надолго: правительство сначала изъяло норму о налоговом долге, но буквально на следующий день новым постановлением вернуло ее обратно. В конце июля “Укрнафта” опять пошла судом на Кабмин, рассмотрение дела по сути назначено на 20 сентября.
Хитрый Роллинс
Все понятно и справедливо: хочешь лицензию – погаси долги по ренте. Тем более речь не идет о погашении всего огромного долга “Укрнафты”, который подбирается к 14 млрд. грн. В 2016 году парламент снизил ренту на нефть и сама “Укрнафта” оценивала эффект в 1,3 млрд. грн. Возможно, совпадение, но именно о такой прибыли – 1,3 млрд. грн. – отчиталась компания по итогам первого полугодия 2017 года. Эти деньги можно было бы направить на погашение первоочередных долгов и открыть себе путь к продлению лицензий. Неужели Марк Роллинс и прочие высокооплачиваемые менеджеры “Укрнафты” это не понимают?
Похоже, установка на жизнь у менеджмента “Укрнафты” иная. Компания не только не погашает долги, она их наращивает. По данным ГФС, за 4 последних месяца компания увеличила налоговый долг более чем на 900 млн. грн. до 13,7 млрд. грн. “Укрнафта” говорит, что это ошибка и роста долга нет. Но в любом случае нет и его погашения. Роллинс присвоил этим долгам статус “исторических” и посоветовал по всем вопросам обращаться к Коломойскому, написало недавно издание “Украинская правда”.
Учитывая, что об особых инвестиционных прорывах тоже ничего не слышно, компания все более явно движется в фарватере интересов миноритарных акционеров. Открыто об этом говорят как циничные аукционы по продаже сжиженного газа компаниям “Привата на 15-20% ниже рыночных, так и псевдо-аукционы по продаже нефти, когда круг участников ограничен все тем же “Приватом”, а сделки происходят только когда цена достигает минимальных значений. Филиал компании “Полтаванефтегаз” продолжает без предоплаты отпускать нефтепродукты “приватовским” структурам, которые потом уходят в банкротство. Ключевые направления деятельности тоже под надежным присмотром правильных людей. За спинами согласованных с “Нафтогазом Украины” презентабельных членов правления трудятся “реальные пацаны” Феликс Лунев и Вячеслав Карташов. Первый курирует ключевые статьи доходов “Укрнафты” – продажи нефти, нефтепродуктов и сжиженного газа, второй – юридические вопросы. Иными словами, ни один договор или распоряжение не проходят без визы “приватовцев”. Не смущает Роллинса и то, что Карташов курировал договоры, по которым и сформировалась пресловутая историческая задолженность.
Понять стратегию менеджмента “Укрнафты” несложно. Зачем гасить долги и платить налоги, если намного дешевле размещать пиар0материалы в СМИ и выводить людей на митинги под Кабмин? Глядишь, прокатит.
А между тем в текущем году уже закончилось действие 7 лицензий на добычу нефти и газа. 23 сентября истекает срок еще двух. Компания уже потеряла почти 20% добычи нефти и газа, также более чем на треть сократился выпуск СУГ. В 2018 г. у “Укрнафты” заканчивается срок действия лицензий на еще 28 месторождений. Всего сейчас у компании 76 действующих спецразрешения. В июле глава компании Марк Роллинс говорил: “Если ничего не изменится, через два-три года можно будет говорить, что компания выйдет из бизнеса, перестанет быть игроком рынка, и это будет конец для нефтяной отрасли в Украине”. Понимает ли он, что станет одним из ее могильщиков? (Виталий Крижевский, Сергей Куюн, Enkorr.com.ua/Энергетика Украины и мира)