На рынке розничного газораспределения Украины новости: десятки его игроков стали участниками открытого Генпрокуратурой уголовного дела. Этим производством у Юрия Луценко пытаются заставить облгазы платить за пользование сетями. Те не соглашаются ни в какую, тем самым резко повышая шансы НАК “Нафтогаз Украины” на реализацию его стратегии по переделу контроля над газораспределительной инфраструктурой.
Региональные газоснабжающие компании (гор- и облгазы) – это отдельный мир отечественного ТЭК. В том смысле, что эти предприятия появились на свет еще на заре независимости Украины, но за четверть века работы ни одно из них не решило проблему эксплуатации распредсетей.
Бoльшая вина в этом за владельцем этого имущества – государством, которое никак не может определиться с условиями его использования. Чтоб понять глубину проблемы достаточно одного факта: центральная власть страны уже четырежды меняла ответственного за это имущество, но при этом ни разу не довела до конца идею формирования цивилизованных правил игры на этом рынке.
Возможно, так получилось потому, что есть у кого просить денег – с середины 2000-х годов половина облгазов (22 из 40) перешла под контроль Дмитрия Фирташа. В президентскую каденцию Виктора Януковича это было не плохо. В 2012 г. специально под Дмитрия Васильевича появилось постановление Кабмина №770, по которому ответственным за распоряжение сетями вместо “Нафтогаза” стало Министерство энергетики.
Это повлекло за собой переоформление отношений государства с облгазами: вместо договоров “О пользовании” появились договора “О предоставлении в хозяйственное ведение”, что по существу представляло собой первый шаг на пути приватизации распредсетей. Но планы смешала миграция Виктора Януковича в Россию. Уже через полгода после этого – летом 2014-го – вышеупомянутое постановление Кабмина №770 было отменено, а “Нафтогаз” – восстановлен в правах распорядителя газовой инфраструктуры.
Так сломались планы Фирташа на приватизацию сетей, но это были не все плохие новости. В 2015-м появилась идея пересмотра условий, на основании которых облгазы эксплуатируют государственные трубопроводы. В принципе, мысль была справедливая, потому что до этого госимущество работало на частные компании фактически бесплатно: тогдашними договорами было предусмотрено только обязательство облгазов вкладывать в поддержку трубопроводов 50% своей чистой прибыли, или “не менее 4% остаточной стоимости эксплуатируемого имущества”.
В любой украинской компании размер чистой прибыли – это цифра, которая зависит от квалификации ее главного бухгалтера. Поэтому облгазы всегда заканчивали календарный год с отрицательными финансовыми результатами, и поэтому же их вложения в инфраструктуру всегда ориентировались на упомянутые 4% от их остаточной стоимости. В живых деньгах это были копейки, поэтому и появилась идея о введении платы за пользование трубопроводами.
Полгода назад она даже материализовалась: по данным UAprom, весной этого года облгазы подписали так называемые “договора платности”, но с маленьким нюансом. В пункте разногласий, предусмотренном в каждом из этих контрактов, компании делали приписки, суть которых выражается простой фразой: мы начинаем платить за сети только после того, как эта строка расходов будет включена НКРЭ в структуру тарифа.
На выходе получилось интересно: де-юре облгазы были переведены на платные условия, которые они де-факто не исполняют. Так этот рынок работает уже почти полгода, но скуку решила развеять Генпрокуратура. Недавно управление особенно важных дел Департамента международно-правового сотрудничества ГПУ открыло уголовное дело, участниками которого стали все четыре десятка облгазов.
“В соответствии с данными расследования, газораспределительные сети используются облгазами бесплатно по сегодняшний день, что нарушает государственные интересы. С целью фиксации обстоятельств совершения уголовного правонарушении, необходимо осуществить доступ к документам о проведении финансово-хозяйственной деятельности облгазов”, – говорится в материалах дела, которым располагает UAprom.
В рамках этого производства ГПУ в ближайшее время рассчитывает получить доступ к финансово-хозяйственной деятельности каждой из компаний. Простыми словами, у Юрия Луценко нацелились получить подтверждение о невыполнении облгазами обязательств об оплате за пользование. Как только это произойдет, начнется самое интересное: либо газовщики перейдут от виртуальной оплаты к реальной, либо этот рынок войдет в фазу передела. Первый тут в очереди “Нафтогаз Украины”. (Дмитрий Рясной, Uaprom.info/Энергетика Украины и мира)