Украинский бизнес не может пускать новые производства из-за проблем с электросетями. Проблема дороговизны и длительности сроков в этом процессе связана с тремя факторами: злоупотреблениями чиновников облэнерго на местном уровне, несовершенством госрегулирования, а также с общей политика облэнерго, владельцы которых мыслят короткими денежными потоками, а не терминами долгосрочной капитализации. Такое заключение выдал эксперт по вопросам энергетики Андрей Герус.
“Казалось бы, облэнерго должны быть заинтересованы в увеличении количества клиентов, а они действуют прямо наоборот, создавая массу сложностей для предприятий, которые хотят запустить новое производство или расширить старое”, – подчеркнул он.
Надежда на новый закон
По словам эксперта, ст. 21 нового закона “О рынке электроэнергии” может существенно исправить ситуацию. В частности, у бизнеса появляется возможность заказать на стороне разработку проекта присоединения. При этом сумма расходов на проектные работы должна исключаться из платы за нестандартное присоединение. Эти нормы должны заработать уже весной следующего года, через 9 месяцев после вступления в силу самого закона.
“Если подзаконные акты будут правильно прописаны, то сроки подключения могут быть сокращены в два раза. То есть, у нас есть полгода, чтобы улучшить ситуацию”, – заверил Герус.
Закон “О рынке электрической энергии” вступил в силу с 11 июня 2017 г. после официального обнародования его текста в газете “Урядовый курьер”. Документ внедряет нормы Третьего энергетического пакета ЕС, в том числе в вопросе разделения компаний по направлениям распределения и передачи электроэнергии. Он предусматривает внедрение новой модели рынка и на его реализацию отводится двухлетний переходной период.
По словам и.о. председателя комитета Верховной Рады по вопросам топливно-энергетического комплекса, ядерной политики и ядерной безопасности Александра Домбровского, сформированный при Кабмине Координационный центр по внедрению нового рынка электрической энергии начнет работу над вторичным законодательством (в том числе, подзаконными актами) уже 29 сентября.
По данным чиновников для имплементации положений закона о рынке электроэнергии нужно разработать и утвердить более сотни нормативно-правовых актов. НКРЭКУ в августе текущего года утвердила график их принятия. Ключевые даты принятия отдельных нормативных актов – 31 декабря 2017 года и 11 июня 2018 года.
Бизнес не верит
В то же время бизнес не верит в такую возможность, пока условия по самому подключению будет, как и прежде, выставлять оператор системы распределения электроэнергии.
Как рассказал UBR.ua глава Черниговского областного объединения организаций-работодателей “Сиверщина” Виктор Лазарь, статья о присоединении к энергосетям не решает проблему.
“Ни один закон не может решить проблем монополии. Все думали, что облэнерго будут торговать электроэнергией. А монополисты начали торговать техническими условиями, загоняя потребителя в ситуацию, когда эти условия невозможно выполнить. Тем самым создавая почву для коррупции”, – отметил он.
И уточнил, что сейчас больше 160 проектов в Черниговской области не могут запуститься по причине невозможности подключиться к энергосети. Так же проблема и в других регионах.
АМКУ проверил во втором квартале 2017 г. 25 энергопередающих предприятий и выявил около 80 нарушений. Как сообщил начальник отдела рынков электроэнергии департамента исследований и расследований рынков ТЭК и ЖКХ Антимонопольного комитета Украины Олег Крижановский, при проверке больше половины из них (51%) касалось именно присоединения к сетям, а еще 32% нарушений относилось к созданию барьеров для выхода на рынок поставщиков э/э по нерегулируемому (то есть рыночному) тарифу. Это при том, что поставки 88% электроэнергии юрлицам производится по регулируемому тарифу.
“В новом законе сказано, что технические условия устанавливает эксплуатирующая организация, то есть все равно все замыкается на облэнерго”, – заметил Лазарь.
Эксперт по вопросам энергетики, президент общественного союза Киевская региональная энергетическая ассоциация Александр Трохимец предложил унифицировать подключения до 12 кВт. И только все что больше отправлять на индивидуальное подключение (нестандартное), потому что у каждой местной сети своя конфигурация.
“Даже в Киеве реальная стоимость подключения в разных местах уже будет разной. Не говоря уже о разных облэнерго. Потому новый закон вряд ли поможет”, – считает Трохимец.
По словам экспертов, чтобы уйти от злоупотреблений монополий, нужны открытые данные по техническим возможностям сетей. Например, сейчас нет методики расчета загруженности сетей, нет единой методики расчета пропускной способности.
“А значит, предприятие не может доказать свою правоту (или правоту облэнерго) о возможности подключения новой мощности в конкретной точке сети”, – говорят предприниматели.
Поэтому облэнерго могут свободно писать, что в данной точке сеть перегружена и предлагают подключение в 15 километрах. А проверить это нельзя, так как нет методики.
“Например, на просьбу о присоединении предприятия к электросетям в одной точке города, ему выдают техусловия о присоединении на другом конце населенного пункта. Что делает стоимость подключения для небольших предприятий просто “космической”, – рассказал Виктор Лазарь.
И привел пример: в Черниговской области строят завод, который будет потреблять 2 МВт энергии. И через эту территорию идет четыре линии по 110 КВт. Но местные энергетики дают ТУ такие, что надо заплатить 22 млн. грн. при стоимости коробки здания на 5 тыс. кв. м завода в 20 млн. грн.
“В этих техусловиях указано, что надо реконструировать все подстанции в округе.
А потом предлагают сделку. И тогда рядом сразу находится кабель”, – заметил Лазарь.
Кроме того, в январе 2017 года НКРЭКУ установила стоимость присоединения в размере 11,3 тыс. грн. за киловатт мощности (без НДС). Это только за то, чтобы подключиться к существующей сети.
По словам экспертов, пока все козыри на руках у энергетиков. Только облэнерго могут делать стандартный проект, только они могут закупать оборудование и выполнять работы. Поэтому предприятие должно платить за те же трансформаторы по завышенной стоимости.
Компании не хотят судиться с облэнерго, потому что все равно придется обращаться к монополисту. При этом стоимость на одну и ту же услугу в разных областях может отличаться в три раза. (Константин Симоненко, ubr.ua/Энергетика Украины и мира)