Едва на рынке автомобильного топлива утихли страсти после резкого повышения цены на автогаз, как выросли цены на дизтопливо и бензин. Ситуацией уже занялся Антимонопольный комитет, который начал исследование рынка на предмет наличия в действиях участников рынка антиконкурентных согласованных действий. 112.ua выяснял причины подорожания и сроки снижения цен.
Антимонопольный комитет начал исследование рынка светлых нефтепродуктов на предмет наличия в действиях участников рынка антиконкурентных согласованных действий. В комитете заявили, что встревожены ситуацией: с начала сентября средние розничные цены на бензин марки А-95 в Украине выросли более чем на 5%. Розничные сети, которые работают под брендами WOG, ОККО, SOCAR, за последние две недели повысили цены на 1,5-2 грн. за 1 л топлива. 26 сентября на стелах крупных сетевых АЗС цена за литр бензина А-95 уже не опускалась ниже 27,99 грн.
По данным “Консалтинговой группы А-95”, по состоянию на 27-28 сентября бензин А-95+ в среднем прибавил в цене еще одну копейку на литре и достиг отметки 27,26 грн./л. Стоимость дизтоплива по состоянию на 28 сентября составила 23,56 грн./л. Для сравнения: 8 сентября (когда началось подорожание, и топливо в один день прибавило в цене в среднем 10 коп./литр) дизтопливо еще стоило 21,97 грн./л, а бензин А-95+ был на отметке 25,76 грн./л. По данным интернет-портала Enkorr, накануне, 7 сентября, цены на железнодорожные партии дизельного топлива выросли сразу на 110 грн./т – до 23 330 грн./т. Средняя цена ты бензина А-95 в крупном опте выросла на 40 грн. – до 30 870 грн./т, а бензина А-92 – на 420 грн., до 29 450 грн./т.
Почему дорожает бензин и ДТ?
Директор “Консалтинговой группы А-95” Сергей Куюн отмечает две причины подорожания бензина и дизтоплива в Украине: рост котировок на нефть и нефтепродукты на европейских биржах и ослабление курса гривны. Котировки нефтепродуктов за последние 2 месяца выросли в среднем на 50-60 долл. “Это вылилось в прибавку около 1,2 грн. к розничной цене литра топлива”. Плюс, по его словам, очередной виток ослабления гривны дал ценам прибавку до 50 коп. на литре. “Таким образом, суммарно себестоимость топлива выросла на 1,7 грн./литр, и в сентябре мы увидели процесс появления этого удорожания на автозаправочных станциях”, – рассказал эксперт.
“Котировки нефти и нефтепродуктов на европейских биржах выросли в связи с разрушительными ураганами в США. Стихия парализовала работу предприятий, расположенных на побережье Мексиканского залива. Американский рынок очень сильно интегрирован в мировой и влияет на его формирование. Кроме того, США, как Канада и Саудовская Аравия, – крупный мировой производитель нефти и нефтепродуктов”, – пояснил главный редактор профильного издания “НефтеРынок” Александр Сиренко.
По данным агентства Bloomberg, по состоянию на 28 сентября цена нефти на мировых биржах достигла отметки 52 долл. /баррель, что является наивысшим показателем цены за последние два года. Со ссылкой на аналитиков Commerzbank AG, в качестве причин повышения биржевых котировок нефти агентство выделяет сокращение объемов экспорта нефти из США после урагана “Харви”, который пронесся над Мексиканским заливом. Стихия парализовала работу большинства расположенных там предприятий, отмечает Александр Сиренко. Также, по данным Bloomberg, котировки подогревают заявления турецких властей о намерении запретить курдам прокачку нефти по турецкой территории. Еще один фактор – заявления ОПЕК и России о намерениях продолжить переговоры в рамках сделки по сокращению добычи нефти.
Доллар на межбанковском валютном рынке торговался в диапазоне 26,49-26,52 грн., тогда как еще 29 августа он держался у отметок 25,44-25,46 грн. “Импортеры, видя ситуацию на валютном рынке, при формировании цены продажи бензина и дизтоплива закладывают риски. Ведь если национальная валюта нестабильна, они понимают, что для покупки доллара на межбанке им необходимо больше гривневой массы. По этой причине рынок работает с некоторым опережением”, – говорит Сиренко.
Кроме того, по словам главного редактора профильного издания “НефтеРынок”, на рынок нефтепродуктов также оказывает влияние и плановая остановка ключевого поставщика – Мозырского НПЗ. Его доля в общем объеме поставок дизтоплива в Украину в 2016-2017 гг., по данным UPECO, достигала 37,7%. Удельный вес предприятия в объеме импорта бензина еще выше: по результатам 8 месяцев 2017 года на него приходится 78,9% от всех поставок. (112.ua/Энергетика Украины и мира)