Энергетика и энергоресурсы Украины и мира

Украина: отопительный сезон 2017-2018 годов – газ или уголь

Хватит ли запасов газа и угля, чтобы пережить зиму.

Украина и Россия вполне ожидаемо так и не пришли к общему знаменателю в цене газа в рамках действующего до конца 2018 г. контракта. А ведь Стокгольмский арбитраж обязал обе стороны договориться, но это так и не дало положительного результата.

Все идет по плану?

“Мы провели переговоры с “Газпромом” по контракту на покупку-продажу газа, – прокомментировал глава правления “Нафтогаза” Андрей Коболев. – Они недавно завершились, с их результатами мы идем в трибунал для получения окончательного решения относительно новой формулы расчета стоимости газа и некоторых других аспектов дальнейшей работы с этой компанией”.

По мнению экспертов, ничего удивительного в этой неудаче нет, поскольку стороны и не собирались договариваться. Ведь вопрос закупки газа не в РФ, а в Европе, в Украине является не экономическим, а сугубо политическим. Поэтому объективно более низкая цена российского газа по сравнению со “словацким” не является аргументом. Тем более, что в этом деле “Укртрансгаз” собирается установить рекорд – на его сайте счетчик суммирует дни, на протяжении которых Украина не покупает топливо напрямую в России (на 28 сентября это составило 671 дня).

А что же делается в украинских хранилищах газа? “Укртрансгаз” утверждает, что к началу отопительного сезона выйдет на 16,4 млрд. кубов, а сейчас закачка топлива на 20% опережает прошлогодние показатели. Так что, на первый взгляд, беспокоиться не приходится.

Споры о цене: слишком низкая или слишком высокая?

Напомнить о себе решили в АМКУ: неожиданно в ведомстве заметили, что действующие тарифы на газ и тепло для населения весьма высоки. И даже написали письмо в Кабмин, в котором выражают недовольство существующей методикой определения цен на газ и тепло. АМКУ предложил определять стоимость газа с учетом стоимости газа, купленного “Нафтогазом” на внутреннем рынке.

Одновременно антимонополисты заметили и признаки монопольного положения “Нафтогаза” в сфере реализации природного газа, и предложили разрешить покупку топлива прямо у “Укргаздобычи” и “Черноморнафтогаза”, и прочих импортеров.

Однако, радоваться жителям Украины пока не стоит. Эксперты весьма скептически оценивают перспективы неожиданного “прозрения” АМКУ и сомневаются, что цены на газ в Украине будут снижены.

Дело в том, что по действующему законодательству АМКУ никакого влияния на тарифную политику оказать не может – тарифы устанавливает Кабмин. К тому же письмо несколько запоздало, поскольку нынешняя формула формирования тарифов действует уже второй год. Да и западные кредиторы не согласятся на снижение тарифов.

Для чего же тогда это письмо было написано? Вариант остается только один: чтобы в переговорах с МВФ правительство имело дополнительный козырь: мол, АМКУ требует изменить ценообразование.

Фактически в Антимонопольном комитете предлагают высчитывать цену газа как среднее арифметическое цен отечественного и импортного топлива. Но эксперты поясняют, что это трудновыполнимо, поскольку никто не представляет, как высчитывать этот усредненный тариф. Даже на украинских предприятиях цена добычи разнится в разы: на одних она составляет $100 за 1000 куб. м, на других – $350. Определять средний тариф в таких условиях невозможно.

Давать добро на снижение тарифов не торопятся и в МВФ.

“Цены на газ в Украине очень низкие по сравнению с соседями, – цитируют СМИ заместителя директора-распорядителя Международного валютного фонда Дэвида Липтона. – И если Украина мечтает об энергетической независимости, она должна инвестировать в инфраструктуру, что возможно лишь при условии, когда цены на газ будут отражать развитие событий на рынке”.

Прекрасно разбирающийся в украинском социуме мистер Липтон добавил, что малообеспеченные граждане защищены от высоких тарифов коммунальными субсидиями. А остальным, по его мнению, и вовсе жаловаться не на что: повышать тарифы вполне допустимо, ибо в стране выросли минимальные зарплаты. То, что эти повышения совершенно несопоставимы, да и коснулся рост зарплат далеко не всех, представителя МВФ не беспокоит.

Против такого указания не смог устоять и украинский премьер Владимир Гройсман.

“Цена на газ должна формироваться на основе рыночной и справедливой формулы. И мы просчитываем ее вместе с нашими партнерами, вместе с МВФ”, – заявил глава правительства.

Не газом единым…

Но, как говорится, не газом единым. Ведь Украине нужен еще и уголь! Который по аналогичным политическим причинам нельзя покупать ни в Донбассе, ни в РФ. Остались лишь весьма далекие и потому экономически малоцелесообразные варианты.

Учитывая, что Ринат Ахметов закупает уголь для своих облэнерго в ЮАР, государственные потребители тоже не стали искать легких и ближних путей, решив везти уголь из США.

Недавно гендиректор американской компании XСoal Эрни Трешер преподнес президенту и премьеру ценные подарки – пакетики с первым американским углем, прибывшим 13 сентября в порт “Южный” (Одесская область) из Пенсильвании (США).

Порошенко остался подарком весьма удовлетворен.

“Больше никто не вправе шантажировать нас после того, как прибыл первый американский корабль, как реализация моих договоренностей с президентом США Дональдом Трампом об энергетической безопасности нашего государства, – отметил Порошенко. Обеспечена энергетическая независимость нашего государства. В 2016 году мы только учились жить без российского газа, а сегодня мы доказали всему миру, что мы способны прожить без него. И газ перестал быть политической удавкой и начал быть обычным товаром”.

Теперь остались только два вопроса: хватит ли нам этого угля и почем теперь будет электроэнергия? Эксперт Валентин Землянский полагает, что дефицит угля на отопительный сезон может составить около 4 млн. т. “Уголь из ЮАР уже практически весь выбран, есть немного австралийского, но это не спасет ситуацию в целом, – говорит эксперт. – Есть американский, стоимость которого может достичь $130 за ту и есть вариант импорта из РФ по $80 за ту”.

Землянский утверждает, что сейчас на складах ТЭС накоплено всего 1,5 млн. т угля, хотя к приближающемуся началу отопительного сезона его должно быть 3,6 млн. т. Так что в случае нехватки угля в стране снова могут быть веерные отключения электроэнергии в часы пик.

Украинцы забеспокоились: не вырастут ли тарифы на электричество из-за дороговизны заокеанского угля? Все же $113 за ту – сумма немалая. Особенно учитывая, что в мае “Центрэнерго” разорвал контракт с Грузией на поставку энергетического угля именно из-за высокой цены – $96 за ту. Но в итоге так получилось, что американский уголь по 113 оказался для нас более приемлемым, чем грузинский по 96.

Тем не менее, эксперты успокаивают: роста тарифов не будет. Сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич рассуждает чисто арифметически, напоминая: доля пенсильванского угля (700 тыс. т) в общих объемах потребления не так уж высока. Учитывая, что в 2016 году Украина сожгла 31,3 млн. т угля, выходит, что “американец” составит чуть более 2% потребления. Так что к росту цен это привести не должно.

Правда, этот расчет не учитывает другие аспекты ценообразования в нашей стране. Уменьшится прибыль самого “Центрэнерго”, да и украинское правительство вряд ли упустит возможность по “уважительной причине” попросить украинцев затянуть пояса еще туже. (Comments.UA/Энергетика Украины и мира)

Exit mobile version