На вопросы АрмИнфо отвечает советник министра энергетических инфраструктур и природных ресурсов РА Арег Галстян.
– Арег Арегович, менее чем через два месяца начнутся поставки оборудования для реализации программы по продлению срока эксплуатации энергоблока N2 Армянской АЭС. Тем самым, начинается второй этап программы. Хотелось бы узнать, какие конкретно мероприятия предстоит осуществить в рамках данного этапа?
– В соответствии с постановлением правительства РА и программой по продлению второго энергоблока Армянской АЭС вся работа разделена на два этапа. В рамках первого этапа была проделана огромная подготовительная работа, которая оказалась достаточно длительной и масштабной. Было проведено обследование порядка 4500 единиц оборудования. Собственно, от итогов первого этапа зависело то, приступим ли мы ко второму этапу или нет. В ходе первого этапа было проведен полный анализ инструментального оборудования, особенно первого контура, где находится реактор, и все оборудование, которое находится в данной технологической цепочке. С привлечением лучших специалистов и соответствующих инструментов были также тщательно и досконально обследованы арматура, трубопроводы, строительные конструкции. По итогам недавно завершившегося планово-предупредительного ремонта можно утверждать, что почти завершился первый этап программы по продлению, хотя некоторый объем работ еще предстоит выполнить. Самое главное, мы получили все исходные данные, которые свидетельствуют о хорошем состоянии реакторной установки. На основании полученных данных сейчас проводятся расчеты, просчитываются различные сценарии. В результате этих работ будет подготовлен отчет о состоянии металла. Подобного рода обследования проводились и раньше с привлечением лучших зарубежных компаний и специалистов. Сегодня на основании этих данные можно говорить о том, что дела на станции обстоят неплохо. Но одно дело предварительные анализы и совсем другое – доскональное изучение с применением самых современных методик, применяемые при продлении срока эксплуатации блоков. Сейчас мы находимся именно на этой стадии. Уверен, что все пройдет нормально, сюрпризов быть не должно.
С учетом того, что сроки реализации проекта достаточно сжатые, мы параллельно проводим подготовительные работы для реализации второго этапа. Например, восстанавливаются железнодорожные пути в целях доставки крупногабаритного оборудования на станцию. В октябре текущего года они будут уже приняты в эксплуатацию. Причем, речь идет не только о восстановлении железнодорожного участка от Армавира до станции, но и на территории самой АЭС, что необходимо для подвоза крупногабаритного оборудования прямо к цеху, где оно должно быть установлено. Тем более, как Вы заметили, с ноября начнутся поставки оборудования для второго контура АЭС. Все оборудование – генераторы, трансформатор, оборудование для модернизации турбины, конденсатор, так называемое тепломеханическое и электрическое оборудование, будет поступать поэтапно. Мы планируем в ходе ППР 2018 полностью заменить тепломеханическое оборудование турбогенератора, предстоит, в частности, заменить старые узлы на новые. Кроме того, будет полностью модернизирована системная электрическая подстанция мощностью в 220 Кв. Предстоит также провести капитальный ремонт градирен, которые являются очень важным элементом, влияющим на параметры эффективности работы блока. Мы уже близки к тому, чтобы начать работы по градирням и надеемся, что эту часть работ выполнят армянские компании. Основной упор в рамках ППР 2018 будет сделан и на повышение уровня систем безопасности – это электроника, автоматика, насосы, задвижки. Реализация программы позволит обеспечить повышение технико-экономических параметров блока, увеличить объемы производства электроэнергии, выйти на более высокие объемы мощности блока, которые на 10% или на 300 млн. кВт.ч будут превосходить проектные мощности.
– Дополнительные объемы электроэнергии позволят без проблем обслуживать российский экспортный кредит в $270 млн.?
– Без сомнения. Станция должна возвращать кредит за счет выработки электроэнергии, получая за нее деньги. И если электроэнергии продается больше, соответственно, будет больше поступлений финансовых ресурсов, а это дает больше возможностей для беспроблемного обслуживания кредита. Тем самым, и нагрузка на тариф окажется гораздо меньшей.
– Сколько уйдет времени на ППР 2018?
– В 2018 году сроки планово-ремонтных работ окажутся достаточно длительными. Но дело в том, что блок будет остановлен не полностью. Вначале будет отключена одна турбина, на которой будет проводиться модернизация, а вторая продолжит свою работу.
Потом весь блок будет остановлен на более короткое время, в течение которого обе турбины не будут работать. После их модернизации вначале будет запущена одна турбина, а спустя короткое время – и вторая. На ремонтные работы уйдут порядка шести месяцев. По программе мы основной объем работ завершим в 2018-2019 г.г. Потом останутся работы не первой степени важности, которые сможет выполнить сама станция.
– Армения укладывается в установленную для нее квоту в 20% на освоение российского кредита?
– Стараемся, хотя и имеются ограничения. Тем не менее, имеются условия соглашения, и мы обязаны укладываться в его рамки…
– В рамках программы модернизации проводится ли работа с международными структурами, такими, как МАГАТЭ и ВАО АЭС?
– У нас очень хорошие плодотворные отношения с обеими структурами. Нам по всем вопросам оказывается необходимое содействие. Значителен в этом деле вклад МАГАТЭ, помогают нам и различные страны. Совсем недавно на станции завершилась партнерская проверка Всемирной ассоциации операторов атомных станций (ВАО АЭС). “Свежий глаз” всегда полезен, поскольку каждая станция обладает своим опытом эксплуатации, и применение лучшего мирового опыта на Армянской АЭС оказывает нам несомненную услугу. Экспертная группа ВАО АЭС из разных стран мира была большой, она провела доскональную проверку, выявив недостатки, за что мы ей весьма признательны. Эти недостатки, без сомнения, будут устраняться. У нас также всегда бывают профессиональные миссии МАГАТЭ, ориентированные на различные направления, начиная от культуры безопасности по эксплуатации, и заканчивая вопросами безопасного использования ядерного топлива. Они дают рекомендации, замечания, которые мы обязаны в определенные сроки устранить. В этом плане наши отношения с международными признанными организациями находятся на очень хорошем уровне, мы всегда выполняем все их требования. Кроме того, по вопросам безопасности раз в три года станция представляет в МАГАТЭ национальный отчет. Весной текущего года подобный отчет был представлен. В следующем году будет представлен отчет о радиоактивных отходах и отработанном ядерном топливе. В этом году был представлен очень хороший отчет. Должен заметить, что в вопросе безопасной эксплуатации станции всегда есть, что улучшить. И в немалой степени этому способствует сотрудничество с международными структурами. После аварии на японской АЭС “Фукусима” требования по всем направлениям безопасности были резко повышены, включая и физическую безопасность станций. Каждая страна, эксплуатирующая атомные станции, в том числе, и мы, начали вкладывать большие деньги в повышение уровня безопасности в рамках программы по продлению срока эксплуатации второго энергоблока ААЭС.
– Вы упомянули о программе, финансируемой российской стороной. А каково участие в проекте самой станции? Вкладывает ли ААЭС свои финансовые ресурсы?
– Без сомнения. После утверждения регулятором тарифной маржи, составляется инвестиционный план, которым и руководствуется Армянская АЭС. Причем, план составляется на несколько лет. Каждый год в зависимости от ситуации вносятся корректировки в мероприятия, которые мы выполняем на свои деньги, в том числе, и по части повышения уровня безопасности.
– Можно ли ожидать, что в течение ближайших 10 лет Армении, наконец, определится с новым ядерным энергоблоком?
– Уверен, что этот вопрос будет решен в ближайшее время. Сегодня для нас очевидно одно: мы будем строить блок средней мощности до 600 МВт. или малой мощности. Все будет зависеть от того, какие технологии, в том числе, по стоимостным характеристикам, появятся на рынке в ближайшие два года. Еще пять лет назад, когда принималось решение о строительстве нового блока в 1 тыс. МВт, на рынке не было ни одного предложения по мощностям средней и малой мощности. Между тем, в мире мало стран, которые могут себе позволить строительство блоков мощностью в 1 тыс. и более мегаватт. Сегодня уже несколько стран мира развернули на рынке очень высокую конкуренцию, предлагая мощности средней и малой мощности. Для такой страны, как Армения, идеальным вариантом является строительство блока мощностью в 600 МВт. Он очень хорошо вписывается в энергосистему страны. Сейчас на рынке имеются технологии строительства подобных ядерных энергоблоков, в том числе и 50 мегаваттные, так называемые модулярные реакторы, есть и реакторы мощностью в 100, 200, 300 МВт. Можно использовать 50-мегаваттные модульные реакторы, которые предусматривают сборку 12 реакторов, что даст в итоге один блок в 600 МВт. Причем, вначале можно будет ограничиться 6 реакторами, доведя впоследствии мощности до искомых объемов, в зависимости от уровня развития страны. Естественно, для нас это идеальное условие.
– Вопрос с подготовкой специалистов для атомной энергетики в последнее время поднимается все чаще и чаще. Что делается и сделано в данном направлении?
– Этот вопрос сложен не только для Армении, но и для всех стран мира. Проблема действительно имеет место. Задача состоит в плавной замене персонала станции более молодыми кадрами. По положению на сегодняшний день проблема пока не стоит так остро. У нас очень сложная проблема по квалифицированным сертифицированным сварщикам, профессионалам со средне- специальным образованием. Здесь у нас действительно имеются очень серьезные проблемы, сварщиков крайне не хватает, что заставляет нас постоянно приглашать специалистов из других стран. Но этот вопрос решается. Сейчас на базе НИИ “Арматом” открывается центр по подготовке сварщиков. В этом деле нам помогает Департамент энергетики США. Это будет специализированный центр, который будет готовить и предоставлять сертификаты сварщикам высокого класса. Также на базе “Арматома” откроется центр по подготовке специалистов, использующими инструментарии по неразрушающему контролю. Эти две специальности наиболее востребованы в Армении, и с открытиями двух центров мы намерены решить проблему. Очень энергично в плане подготовки кадров работает Национальный Политехнический Университет Армении, который неплохо взаимодействуют с Российской Федерацией и США. Россия ежегодно выделяет Армении бесплатные квоты на обучение армянских студентов в лучших специализированных вузах РФ. Одним из таких образовательных центров выступает МИФИ. К сожалению, Армения не полностью использует эти квоты. Россия, например, предоставляет нам ежегодно 10 мест, а мы направляем 5 человек. Переподготовкой армянских специалистов занимается Национальный исследовательский цент “Курчатовский институт”. Самое главное, поезд двинулся. Если в предыдущие годы мы не проявляли активности в этом направлении, то сейчас эта активность очевидна. Я даже успел пообщаться с армянскими студентами, которые в этом году поедут в Россию продолжать обучение в магистратурах.
– В ближайшее время МИФИ проведет в Армении конкурс среди армянских студентов по физике и математике, победители которого получат право продолжить обучение в данном вузе..
– Эта инициатива принадлежит ГК “Росатом”, с которой установлены прекрасные отношения. Совместно с государственной корпорацией реализуются крупная программа мероприятий, одним из направлений которой является развитие ядерной инфраструктуры. Речь идет не только об атомной станции, но и обо всем том, что связано с развитием атомной энергетики, в том числе, и подготовке кадров.
– Не так давно совместными усилиями Национального Политехнического университета и Армянской АЭС была создана научно-исследовательская лаборатория. Можно ли говорить о начале формирования научного кластера?
– Совершенно верно. Такое соглашение действительно подписано. Но должен заметить, что у нас уже имеется серьезный институт в лице “Арматома”, который ориентирован исключительно на атомную энергетику. В советские времена он был филиалом крупнейшего московского института, а с развалом СССР обрел статус самостоятельного субъекта. Самое главное, мы не растеряли кадровый потенциал этого института. В нем работают профессионалы с большой буквы, стремится работать в нем и молодежь. В институте проводятся работы не только по заказу Армянской АЭС, но и по заказам МАГАТЭ, целого ряда стран. Те работы, которые они выполняют, очень высокого уровня. Например, они производят системы антисейсмической защиты (СИАЗ), которые являются их “фишкой”. СИАЗ теперь полностью конкурентноспособны на мировом рынке. Они также на высоком уровне изготавливают учебные приспособления – макеты, стенды, программы для обучения ремонтного персонала, компьютерное сопровождение. Конечно, необходимо развивать и другие направления в целях диверсификации источников получения заказов. Кроме того, Политехнический университет проводит лабораторные работы, во время которых студенты в онлайн-режиме проводят исследовательскую работу на исследовательских реакторах в США. Имеется также научное подразделение в Государственном комитете по регулированию ядерной безопасности, которое обеспечивает научную поддержку регулятора. В нем собраны очень квалифицированные кадры, разрабатывающие научные экспертизы. Конечно, мы не Россия, и не США, но постепенно, шаг за шагом идем в направлении формирования мощного научного кластера в сфере ядерных исследований. Тем более, что по некоторым направлениям мы выглядим весьма достойно.
– Недавно правительство приняло решение о закрытии первого блока Армянской АЭС. Срок реализации проекта определен в 30 лет, а объем привлеченных инвестиций в данный проект должен превысить $340 млн. Почему это решение принимается именно сейчас?
– Объем инвестиций пока приблизителен, никто точной цифры сказать сейчас не сможет. В конце следующего года буде разработана и утверждена обновленная стратегия вывода первого блока из эксплуатации. Подобная стратегия на средства Европейского Союза была разработана еще 8 лет назад. Но с тех пор прошло много времени, изменились методики, подходы, что требует обновления стратегии. С учетом того факта, что второй блок будет эксплуатироваться до конца 2026 года, надо было определиться с первым блоком. На основании обновленной стратегии и будет определена стоимость проекта. Очевидно лишь одно, средства будут тратиться не сразу. На первом этапе, который займет 10 лет, будут использованы незначительные финансовые ресурсы. В течение данного периода времени предусмотрено осуществить демонтаж оборудования второго контура первого блока, которое не загрязнено. После первого этапа начнется подготовительная работа ко второму этапу, который продлится порядка 20 лет. И здесь речь будет идти о демонтаже оборудования первого контура блока, который включает в себя реакторную установку. (АрмИнфо/Энергетика Украины и мира)