Усиление позиций НАКа в газовой отрасли в ущерб привлечению новых игроков не приводит к увеличению добычи голубого топлива и повышению энергонезависимости страны, зато может ухудшить взаимоотношения официального Киева с западными партнерами, прежде всего, Вашингтоном.
Несмотря на многочисленные лозунги о дерегуляции и либерализации газовой отрасли, чему должен был способствовать закон “О рынке природного газа”, в отрасли происходят диаметрально противоположные процессы. С каждым месяцем НАК “Нафтогаз” усиливает свои позиции, сохраняя полную монополию в транспортировке “голубого” топлива и доминирующее положение в газодобыче.
Курс на монополию
Общий курс на дерегуляцию и повышение эффективности пока не затронул газовую отрасль: игроки и правила остались те же, что и до 2014 г. Вопреки ожиданиям экспертов и внешнеполитических партнеров, процессы по либерализации и создании конкурентного поля государственными стратегами так и не были начаты. Вместо появления новых частных инвесторов, чье участие было бы целесообразно и оправдано в рамках Закона “О соглашениях о разделе продукции” (СРП), государственный монополист “Нафтогаз”, опираясь на политическое лобби, заявил о намерении получить новые лицензии. Тем самым, он еще больше укрепит свои позиции.
Логика НАК такова: чтобы эффективно управлять “неповоротливым монстром” с многочисленными активами, все ниточки должны быть в одних руках. В этом плане показателен пример борьбы за “Укргаздобычу” и почти победу за контроль над “Укртрансгазом”. Да, были у монополиста и неудачи, в частности, “Укрнафта” так и осталась в орбите группы “Приват” Игоря Коломойского, но и здесь точка не поставлена.
НАК так вошел во вкус, что в рамках усиления своего влияния начал присматриваться к розничному рынку транспортировки и сбыта, периодически совершая атаки на Group DF Дмитрия Фирташа, контролирующего подавляющее большинство облгазов в стране. Впрочем, первой ласточкой стал “Кировоградгаз”, во всех органах управления которого была проведена кадровая зачистка: людей младшего бизнес-партнера Дмитрия Фирташа по легендарной “Укргаз-энерго” Игоря Воронина заменили представители “Нафтогаза”.
При этом был открыт еще один фронт борьбы – на этот раз с Государственной службой геологии и недр (Госгеонедр). Именно на нее жаловался глава “Нафтогаза” Андрей Коболев в ходе 14-й ежегодной конференции YES в Киеве, заявив, что это ведомство не продлевает лицензии “Укргаздобычи” и забирают лицензии у “Нафтогаза”. Впрочем, нужно отметить, что газовый холдинг и его “дочки” просят выдать ему порядка 50 лицензий на практически все потенциальные площади, где можно добывать хоть какие-то значимые объемы газа. И это притом, что УГД уже сейчас занимает порядка 70-75% рынка всей газодобычи Украины, а антимонопольными правилами 35%-ная доля уже считается доминирующим положением.
Игры вокруг набсовета
Зацементировать свое влияние в отрасли и компании нынешнее ее правление планировало за счет утверждения Кабмином стратегии реструктуризации “Нафтогаза” согласно требованиям закона “О рынке природного газа”. Который вроде бы предполагает ряд инициатив по демонополизации отрасли, в частности, тот же самый анбандлинг “Укртрансгаза”, но на самом деле планы холдинга по закреплению позиций четко демонстрирует слайд из презентации проекта Стратегии развития “Нафтогаза”. И все это препарируется неким красивым лозунгом о потенциальном выходе НАКа на IPO.
Еще одной важной целью для нынешнего руководства НАКа является минимизация влияния набсовета на деятельность компании. В этом плане интересно появление в середине сентября статьи в Financial Times, где указывалось, что именно в результате действий Кабмина, который тормозит стратегию развития “Нафтогаза”, члены НС подали в отставку. Поэтому теперь заморожен набсовет и, соответственно, тормозится развитие всего холдинга.
Но при этом правление, которое полностью подотчетное набсовету, абсолютно не афиширует тот факт, что те самые независимые члены НС Пол Уорвик и Маркус Ричардс еще летом заявили об отказе от должностей в “Нафтогазе”. Дело в том, что еще тогда иностранцев предупредили о том, что как только они подпишут контракт на постоянную работу в НАКе, они будут обязаны подать к концу года электронную декларацию с указанием всех своих доходов. Естественно, зарубежные топы отказались от такой перспективы.
Понятно, что летом данный факт не поднимался в “Нафтогазе”. Но как только у правления возникла необходимость надавить на правительство с утверждением “монопольной” стратегии, этот козырь был вытащен. Тем не менее, премьер-министр Владимир Гройсман, считающийся основным оппонентом менеджмента энергохолдинга, не поддался на провокацию, заявив, что НАК должен быть демонополизирован.
“Монополии всегда пытаются использовать свое положение, чтобы необоснованно повышать цены, повышать расходы. Я не допущу, чтобы любая монополия необоснованно хотя бы как-то приближалась к корректировке цен на газ в нашей стране”, – сказал он, призвав продолжить реформу “Нафтогаза” и провести анбандлинг НАК, разделив транспортировку и хранение, добычу и продажу газа.
Систему нужно менять
Все эти игры в монопольку могли бы пройти бесследно для “Нафтогаза”, если бы не одно “но”. Уже после 1 февраля Госдеп США будет отчитываться перед конгрессменами об успехах Украины на ниве реформ на газовой отрасли, в частности, разработки Стратегии энергетической безопасности Украины, которую должны подготовить Госсекретарь США, администратор Агентства США по международному развитию, Министр энергетики США совместно с украинским Кабмином.
И именно данный документ, как гласит закон о санкциях, должен предусматривать реальную либерализацию рынка газодобычи, создание независимого регулятора, наращивание собственной добычи, чтобы сократить зависимость от импорта и повысить надежность энергопоставок в страну.
Собственно, эти месседжи полностью вступают в конфронтацию со стратегией, которую так продавливает “Нафтогаз”. Более того, именно в плане усиления энергонезависимости Украины контраргументация НАКа выглядит крайне слабой. Так, по данным Министерства энергетики и угольной промышленности, предприятия “Нафтогаза” за 7 месяцев увеличили добычу газа всего на 2% (на 188,7 млн. куб. м) – до 9,4 млрд. куб. м.
В т. ч. числе “Укргаздобыча” показала прирост всего в 3% (на 253,6 млн. куб. м) – до 8,7 млрд. куб. м, тогда как “Укрнафта” сократила на 9,2% (на 70,2 млн. куб. м) – до 694,1 млн. куб. м. Тем временем, в январе-августе “Нафтогаз” импортировал 15,6 млрд. куб. м газа, что превышает прошлогодние показатели на треть. Более того, в структуре закупленных объемов доля импорта составила 41%.
Этот пример в очередной раз подтверждает факт, что в Украине ни одна госкомпания не может быть успешной, даже с таким энергичным менеджментом, как “Нафтогаз”. Более того, мировая практика уже не раз доказывала, что любая монополия особенно в газовой отрасли ущербна и приводила к глубоким экономическим кризисам (Аргентина, Мексика, Венесуэла). Да и украинская отрасль подтверждает тезис о полезности “частников”. Так, согласно данным Минтопэнерго, работающие в стране нефтегазодобывающие частные компании в январе-июле продемонстрировали прирост добычи газа на 6,1% (на 146,4 млн. куб. м) – до 2,5 млрд. куб. м. То есть, почти две трети от дополнительных объемов, поднятых “Укргаздобычей”.
Если “Нафтогазу” удастся продавить выделение себе уже упомянутых 50 лицензий на самые перспективные площади, то системные диспропорции в сфере газодобычи только усилятся и, в конечном итоге, усложнят самому НАКу достижения поставленных целей по повышению энергонезависимости страны. В этой ситуации правительству необходимо не только каким-то образом обуздать амбиции энергохолдинга, но и всеми силами способствовать привлечению в отрасль новых частных игроков, которые быстрее принесут инвестиции, технологии, а самое важное – уже в ближайшей перспективе дадут результат в плане увеличения газодобычи. (Андрей Писаревский, Uaprom.info/Энергетика Украины и мира)