Энергетика и энергоресурсы Украины и мира

Украина: строительство складов хранения сжиженного газа (СУГ) – ключевое направление “Укравтономгаза” на 2018 год

Ресурсный кризис в августе-сентябре 2017 г. вскрыл множество болевых точек украинского рынка СУГ. Это и слабость инфраструктуры, и нечестная конкуренция, и аспекты налогообложения… О причинах и последствиях кризиса enkorr беседовал с руководителем компании “Укравтономгаз” Андреем Дорофеевым, известным в Украине новатором газового рынка.

Стагнация автономного газоснабжения в Украине, под развитие которого была заточена компания, стимулировала “Укравтономгаз” развивать новые направления. Проекты, за которые не боится браться компания Андрея, проникают во все сферы функционирования рынка: законодательная база, хранение, трейдинг, автономное газоснабжение, работа с конечным потребителем, транспортировка, и многое-многое другое. Коротко обо всем – в небольшом интервью.

Enkorr: Августовский сбой в снабжении рынка обнажил проблему хранения СУГ в Украине. Мы видели, что в этот период вы активно продвигали услуги по хранению в цистернах. Какие успехи в этом направлении?

Андрей Дорофеев: Да, была у нас акция, во время которой мы предлагали хранение СУГ по $14,9/т. Но, по сути, это было предложение аренды вагонов или продажи. Просто вагоны в аренду мало кого интересуют, а хранение СУГ – всем интересно. Сейчас мы можем сдать в аренду 4 ж/д вагона на один год, до момента пуска нашей ГНС.

Enkorr: И вы тоже строите ГНС?!

Андрей Дорофеев: Да, настало время перейти от продаж емкостей к их эксплуатации. На оптовом рынке сжиженного газа меня знают как поставщика б/у емкостей сжиженного газа. С 2009 г. по 2014 г. – это было приоритетным направлением компании “Укравтономгаз”. Мы поставили более 200 емкостей для строительства ГНС ведущим компаниям рынка сжиженного газа. Емкости, бывшие в использовании, экономят до половины бюджета строительства ГНС, а по качеству не уступают новым. Мы не планируем строить склад на несколько тыс. т и конкурировать с основными игроками газового рынка. Даже наоборот, мы хотим сотрудничать и строить ГНС для совместной работы с ключевыми трейдерами газового рынка. Я придерживаюсь принципа – “маленькое и быстрое”. Строительство складов хранения СУГ – это наше ключевое направление на 2018 г.

У нас несколько реальных предложений земельных участков с ж/д ветками, уже сделали предварительное размещение оборудования на генплане, посчитали бюджет. Все проекты строительства ГНС сами не потянем, потому ищем инвесторов. Мы также предлагаем финансирование проектов складов хранения СУГ под 5-7% годовых.

Enkorr: А что же с автономным отоплением?

Андрей Дорофеев: Резкое подорожание сжиженного газа немного нас остановило. Пропан временно потерял инвестиционную привлекательность для систем отопления. Но не в долгосрочной перспективе.

Как вы знаете, недавно мы представили открытое письмо с инициативой обнуления акциза на СУГ. Данное письмо мы выслали на все профильные министерства и районные, областные государственные администрации. Суть нашего предложения – компенсация акцизного налога для конечных потребителей сжиженного газа, который используется для систем отопления и выработки тепловой электрической энергии. Конкретных результатов пока нет. Главная цель нашей инициативы – популяризация сжиженного газа для систем отопления. Отмена акциза – один из первых этапов стратегического плана развития “Укравтономгаза” на ближайшие 5 лет.

Далее – изменение остальной нормативно-правовой базы. В Украине она совершенно не соответствует уровню развитию этого рынка.

Пропан для отопления – это абсолютно новая тема для наших чиновников, и мы пытаемся донести до них европейские понятия энергобезопасности страны. СУГ – это не только автогаз, а достойная альтернатива природному газу.

Я думаю, мы вернемся к вопросу автономного отопления через пару лет после планового подорожания природного газа для населения.

Enkorr: То есть “автономка” пока на стопе…

Андрей Дорофеев: Не совсем. Сейчас мы продвигаем смесители и испарители южнокорейской KGE. В Украине “Укравтономгаз” является эксклюзивным представителем компании. Испарители, которые мы завозим, – самый оптимальный вариант по соотношению цены и качества. Электрические испарители марки KEV серии SR – это разработка компании “Укравтономгаз” совместно с корейскими инженерами специально для Европейского рынка с учетом дополнительных требований систем контроля и безопасности. С 2014 г. продаем только эти испарители и спим спокойно.

Enkorr: В 2016 г. прогремел ваш форум (“Укравтономгаз” провел первый Всеукраинский форум “Учет нефтепродуктов 2016”). Почему не проводили его в 2017 г.?

Андрей Дорофеев: Основными задачами форума было наладить коммуникацию между чиновниками и бизнесменами, реформировать розничный акциз и легализовать строительство газовых заправок. Частично эти задачи были достигнуты: акциз ликвидировали, чиновники узнали о проблематике убогих строительных норм.

Через форум мы хотели развивать наше новое направление по удаленному мониторингу сжиженного газа, но мероприятие показало, что украинский рынок пока не готов к таким продуктам. Мы предлагаем газотрейдерам уменьшение затрат по логистике примерно на 3% и побороть воровство. Но на фоне прибылей в $200-300/т в период ценовых колебаний наше предложение выглядит абсурдно.

Мы обязательно вернемся к этому в 2019 г., после внедрения инициативы ГФС по обязательному учету сжиженного газа в резервуарах на АЗС.

Enkorr: Если прибыли действительно такие высокие, почему вы не идете в трейдинг?

Андрей Дорофеев: Мы пока сами не импортируем сжиженный газ, но поставляем ресурс нашим клиентам, которым мы построили системы автономного газоснабжения. В 2015 г. мы начали заниматься оптовой продажей сжиженного газа, приобрели 2 газовоза и установили на них кариолизные расходомеры, которые позволяют вести точный учет и удаленный online-мониторинг СУГ. Реализовали удаленный учет сжиженного газа на автоцистернах. Большими продажами сжиженного газа похвастаться мы не можем. Пока.

Enkorr: А на счет розницы не думали?

Андрей Дорофеев: Все направления развивать очень трудно – теряются приоритеты. Свои газовые заправки мы не строим, поскольку законно ввести их в эксплуатацию в Украине нереально. Наша система согласования с контролирующими органами ставит бизнесмена в тупик или требует космических вложений.

В то же время мы активно ищем участки для наших инвесторов, разрабатываем проектную документацию, строим и сдаем в эксплуатацию АГЗП. На LPG Ukraine 2017 я поделюсь опытом в этом направлении.

У нас есть небольшая производственная база, где мы изготавливаем газовые модули, но это направление не является для нас приоритетным. Демонтажи нелегальных АГЗП в этом году внесли серьезную корректировку на рынок газового оборудования. В прошлом году АГЗП продавались, как горячие пирожки, и не только у нас.

Enkorr: Ну и совсем удивил ваш недавно реализованный проект LPG-CAR. На чем он зарабатывает?

Андрей Дорофеев: LPG-CAR – это социальный проект для автомобилистов. Он призван помочь водителям объединиться и реализовать свои права на качественное обслуживание на АГЗС. Например, на АГЗС водителя заправили на 5 л больше, чем объем его баллона, а пожаловаться некому и, в общем-то, времени нет. Водитель может оставить отзыв на странице станции, прикрепить фото чека и паспорта на баллон. Эти сообщения будут мониторить общественные организации по защите прав потребителей и реагировать на нарушения. Мы хотим, чтобы водители сами признали LPG-CAR ревизором автогазового рынка. Владельцам газовых заправок мы предлагаем бесплатно рекламировать свой бренд, обновлять цены на своих газовых заправках и повышать лояльность водителей. Мы месяц назад пустили этот проект и у нас уже более 1 000 подписчиков.

Заработок? Да нет его. Наоборот – платим за рекламу. LPG-CAR – это мое хобби и реализация знаний интернет-маркетинга. Мы открыты к переговорам и в поисках партнеров для пуска совместных маркетинговых акций. (Беседовал Артем Куюн, Enkorr/Энергетика Украины и мира)

Exit mobile version