Производство сжиженного природного газа велось еще в начале прошлого века, но его противостояние с трубопроводным газом началось не так давно: в тот момент, когда у США появилось намерение отвоевать у России полученное по праву звание крупнейшего мирового поставщика газа, занять российскую долю в поставках на европейский рынок, а также вытеснить страну из Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).
На стартовавшем 20 октября Евразийском экономическом форуме в Вероне крупнейшие представители газовой отрасли обсудили перспективы энергетической отрасли Евразии и определили место России в ней.
Новатэк, СПГ, АТР
На страны Евразии приходится более двух третей мирового потребления энергии, причем континент потребляет 60% поставок газа, начал свое выступление со статистики глава газовой компании НОВАТЭК Леонид Михельсон, заметив, что в Европе и Азии в прошлом году потребление газа составило 500 и 700 млрд. куб. м газа соответственно. Она напомнил, что в силу исторических причин значительные объемы газа поступают в Западную и Восточную Европу по газопроводам, и только 17% импорта газа приходится на СПГ в регионе. “На Азиатском рынке мы видим иную картину: около 90% импорта газа идет в виде СПГ”, – сказал Михельсон, добавив, что увеличение спотовой торговли СПГ обеспечивает гибкость рынка и сближение уровня цен.
По его словам, в предыдущие 20 лет потребление природного газа выросло на 60%, а в следующие 20 лет оно вырастет еще на 40%. Он заметил, что в настоящий момент доля СПГ в общем потреблении газа составляет около 11% и будет устойчиво расти: в следующие 20 лет ожидается более чем двукратный рост.
“Реальный рост потребления значительно превысит текущие ожидания”, – отметил он.
Михельсон не оставил без внимания тему запасов газа на Гыдане и Ямале, которые оцениваются примерно в 9 трлн. куб. м.
“Себестоимость добычи здесь одна из самых низких в мире”, – сказал он, добавив, что она намного ниже, чем добыча сланцевого газа, используемого для производства СПГ в США, или добыча с шельфа, используемого для сжижения в Австралии. “По нашим оценкам, в регионе возможно производить более 100 млн. т СПГ в год”, – подсчитал Михельсон.
По его словам, ресурсная база и новые технологии позволят создать в регионе кластер с долей производства более 15% мирового рынка. Это обеспечит присутствие России на всех ключевых рынках газа в мире, заключил он.
Газпром, трубопроводы, Европа
Далее слово перешло генеральному директору “Газпром экспорта” Елене Бурмистровой, которая сразу обозначила, что Россия – это сердце энергосистемы Евразии, и ее место в этой системе уникально. В качестве доказательного примера она привела данные по прошлогоднему объему экспорта газа из России в страны дальнего зарубежья, который составил почти 180 млрд. куб. м, что стало рекордом за всю историю поставок. По ее мнению, в этом году рекорд будет побит.
Вместе с тем, Бурмистрова выразила абсолютную уверенность, что через несколько лет газ в Европу пойдет еще и через новые магистрали – “Северный поток – 2” и “Турецкий поток”. При этом, уверила она, это не нанесет никакого ущерба поставкам на китайский рынок, подчеркнув, что “Газпром” способен удовлетворить спрос самых взыскательных клиентов. Бурмистрова обратила также особое внимание, что миссия “Газпрома” заключается в обеспечении надежных поставок покупателям на долгосрочной основе.
Модератор после выступления Бурмистровой заметил, что не все игроки в Европе положительно относятся к увеличению поставок газа из России.
“Насколько вы опасаетесь поставок из США?”, – задал он вопрос главе “Газпром экспорта”. Бурмистрова начала свой ответ с того, что в компании очень много слышат о подобного рода угрозах.
“В споте я никак их не ощущаю. Мы видим, что доля СПГ, которая поступает в Европу из США, крайне мала. Более того, мы видим ряд отгрузок, которые были переадресованы на премиальные азиатские рынки”, – заметила она, пояснив, что это происходит из экономических соображений.
“Сложно конкурировать с поставками трубопроводного газа из России”, – отметила Бурмистрова, добавив, что стоимость таких поставок значительно более конкурентоспособна по отношению к любым СПГ-поставкам из США.
“Рынок голосует в первую очередь. Мы видим, что доля российского газа на европейском рынке увеличивается. Мы постепенно доводим ее уже до 34%”, – сказала Бурмистрова, заметив, что совсем недавно она составляла 30%.
Глава “Газпром экспорта” рассказала, что в своей ежедневной работе она не сталкивается с желанием со стороны европейцев снизить объемы закупки.
“Наоборот, мы говорим о продлении долгосрочных контрактов, мы говорим о заключении новых контрактов”, – сказала она, приведя в пример недавнее заключение контракта с Хорватией, которая несколько лет назад отказывалась от этого. Таким образом, сам рынок дает ответы на все вопросы, связанные с поставками газа и их выгодой, резюмировала Бурмистрова. (Прайм/Энергетика Украины и мира)