Энергетика и энергоресурсы Украины и мира

Украина: как устроен бизнес группы «Трейд Коммодити»

Компании, связанные с Андреем Адамовским и Владимиром Трофименко выиграли тендеров почти на 10 млрд. Как им это удалось?

Инвесторы фаворита государственных топливных тендеров «Трейд Коммодити» вышли из тени. На пресс-конференции 16 октября предприниматели Андрей Адамовский и Владимир Трофименко официально признали, что финансируют бизнес скандальной компании. Сразу после общения с прессой Трофименко задержали детективы Национального антикоррупционного бюро. 17 октября Соломянский районный суд отпустил его под личное обязательство. Адамовскому правоохранители не стали усложнять жизнь.

На прошлой неделе сотрудники НАБУ и Специализированной антикоррупционной прокуратуры задержали замминистра обороны Игоря Павловского и главу департамента госзакупок Минобороны Владимира Гулевича. Они подозреваются в причастности к коррупционной схеме, повлекшей растрату более 149 млн. грн. при закупке топлива для армии у «Трейд Коммодити».

В ходе общения с прессой Адамовский и Трофименко назвали обвинения НАБУ беспочвенными и основанными на ложных фактах. Инвесторы компании убеждали общественность в прозрачности и законности своего бизнеса.

С 2015 г. «Трейд Коммодити» выиграла государственных тендеров на 6,9 млрд., став крупнейшим поставщиком топлива для Минобороны и “Укрзализныци”. Если добавить показатели связанных с ней компаний, эта цифра вплотную приблизится к 10 млрд. грн.

Как «Трейд Коммодити» удалось за такой короткий срок стать одной из самых успешных компаний на рынке?

Нефть, кино и метры

«Трейд Коммодити» получила известность на рынке в 2015 году, когда стала выигрывать крупнейшие государственные подряды. Компания регулярно поставляет топливо для Минобороны и “Укрзализници” – крупнейших бюджетных потребителей нефтепродуктов.

Ни Владимир Трофименко, ни Андрей Адамовский не являются ее учредителями. “Мы просто ее инвесторы, финансируем различные проекты”, – сказал Адамовский на пресс-конференции в Киеве. Единственный собственник и директор компании – Владимир Майко из Каменского.

Задержанный Владимир Трофименко – крупный бизнесмен, совладелец девелоперской группы НЕСТ. Другой совладелец НЕСТа – его брат Вадим Трофименко. Он бывший депутат Верховной Рады нескольких созывов от Блока Юлии Тимошенко и Нашей Украины.

В 2005 году братья были инвесторами строительства ТРЦ Троицкий в Киеве, но уступили проект Вадиму Новинскому. Сейчас в управлении компании находится более 55 000 кв. м офисных площадей в Киеве. Среди громких проектов группы – комплексы Покровский Посад, Ренессанс, Времена года и Айсберг. В 2011 году журнал Фокус оценивал состояние братьев Трофименко в $115 млн.

Основная компания группы НЕСТ – ПАО Недвижимость столицы. Трофименко возглавляет ее наблюдательный, вместе с ним в совет входит бывший глава СБУ Игорь Дрижчаный. В 2013-2014 гг. среди членов НС был Игорь Грынив, депутат и бывший глава фракции БПП в парламенте. Связи Трофименко с Грынивим позволяли СМИ говорить о лоббировании бизнеса «Трейд Коммодити» президентской вертикалью.

Еще один бизнес Трофименко – крупнейшая в Украине сеть кинотеатров Мультиплекс – Холдинг.

Как он пришел в нефтетрейдинг? “Ребята служили в одном из батальонов и мы для них занимались техникой, одежду шили полностью. В результате каким-то образом познакомились с волонтерами – это те, кто запустили Прозорро. Когда они запустили Прозорро, то всем сказали: “Заходите к нам, впервые государство честно будет закупать нефтепродукты”, – говорит Трофименко.

Второй инвестор «Трейд Коммодити», Андрей Адамовский, – крупный бизнесмен, один из основателей группы операторов связи Фарлеп, нефтетрейдера Вик Ойл. Правда, прославился Адамовский из-за конфликта вокруг крупного киевского ТРЦ Sky Mall. Бывший совладелец ТРЦ эстонец Хиллар Тедер обвинял Адамовского в рейдерстве. Бизнесмен обвинения опровергал. В середине 2016 года Тедер выиграл у Адамовского Лондонский арбитраж по делу Sky Mall, но решение суда до сих пор не выполнено.

В прошлом партнером и менеджером Адамовского был один из влиятельнейших депутатов от БПП Александр Грановский. Экс-директор ТРЦ Sky Mall Ольга Ткаченко работала помощницей Грановского в Раде и входила в правление Одесского припортового завода.

Ранее СМИ неоднократно писали о возможной причастности Грановского к бизнесу «Трейд Коммодити». Адамовский эти предположения категорически опровергает. “Это просто трэш какой-то. Я категорически отрицаю какую-либо связь Грановского с «Трейд Коммодити»”, – заявил бизнесмен.

Как и в случае с братьями Трофименко, бизнес-связи Адамовского с нынешними представителями президентской партии, давали основания считать топливный бизнес «Трейд Коммодити» не чуждым Банковой.

Адамовский уверяет, что инвестировать в «Трейд Коммодити» его пригласил Трофименко.

Впрочем, Адамовский и Трофименко не единственные инвесторы компании. “Там пять или шесть групп партнеров. Есть акционеры компании – Майко. Есть люди, которые привлекаются для разных операций, – говорит Трофименко. – Принцип был построен на том, чтобы максимально дешево (организовать бизнес), без издержек на компании”.

Торгуют все

«Трейд Коммодити» – это лишь одна из компаний, которую курируют Адамовский и Трофименко. В реальности в условную группу «Трейд Коммодити» (ТК) входит около десятка компаний, у каждой из которой свое назначение.

Трофименко в общении с журналистами 16 октября подтвердил, что инвесторы имеют отношение к работе еще как минимум двух компаний – Авугуст Пром и Газтрейд. В совокупности эти три компании, по подсчетам издания «Наши Гроши», за 2015-2017 годы выиграли государственных тендеров на 9,9 млрд. грн.

Как и в случае с «Трейд Коммодити», среди учредителей Август Прома и Газтрейда нет ни Адамовского, ни Трофименко.

Владелец Газтрейда (Днепр, прежнее название – Раптория), по данным реестра юрлиц, – Дмитрий Львов. В 2013-2014 гг. он возглавлял компанию Нафта Кэпитал Груп, которая владеет топливной инфраструктурой в Каменском. В январе 2017 г. она передала Газтрейду в аренду резервуары для хранения топлива объемом более 2000 куб. м, а также наливные эстакады и другую инфраструктуру.

Компанией Август Пром владеет Георгий Гнояной из Каменского. Эта структура с 2016 года импортирует крупные партии дизельного топлива и авиационного керосина. За восемь месяцев этого года, по данным таможенных деклараций, которые есть у LIGA.net, Август Пром закупила топлива и присадок для бензинов за рубежом на более чем $100 млн.

Также компания в 2015 г. передала «Трейд Коммодити» в аренду бензовозы для перевозки топлива.

Двойной импорт

В условную группу «Трейд Коммодити» с большой долей вероятности входит компания Укр Петрол из Днепра. Сейчас компания принадлежит малоизвестному Роману Земнице. Ранее среди владельцев компании, по данным Наших Грошей, был Сергей Евтягин, который также владеет ООО Нефтехимтрейд. Эту компанию ранее возглавлял нынешний владелец «Трейд Коммодити» Вадим Майко.

Укр Петрол в 2015-2016 годах был крупным импортером присадок для топлива. По данным ФТС, которые есть в распоряжении LIGA.net, в 2015-2016 гг. компания закупила только в России компонентов бензинов на $6,5 млн. Среди них смеси ароматических углеводородов, пентан, изопентан, этилбензол, кумол. Укр Петрол является фигурантом уголовного производства, открытого Нацполицией в связи незаконным изготовлением топлива без уплаты акцизов. Факт поставки Укр Петролем присадок в адрес «Трейд Коммодити» зафиксирован в системе Прозорро.

После того как полиция заинтересовалась деятельностью Укр Петрола, группа «Трейд Коммодити» сменила основного поставщика компонентов топлива. С 2017 г. им стала компания ХимПродТорг ЛТД из Днепра. Ее единственный владелец и руководитель – Станислав Аркаев. Ранее он работал в Укр Петроле, где отвечал за антикоррупционную деятельность.

По данным таможенных деклараций в январе-августе компания завезла около 450 т N-метиланилина, которая добавляется в низкооктановое топливо для получения неэтилированных бензинов.

ХимПродТорг также импортирует крупные партии авиационного топлива наряду с «Трейд Коммодити» и Август Промом. Большинство таких поставок идут через известного трейдера Coral Energy, которого считают близким к азербайджанской Socar. Топливо импортируется из Греции, Италии, Туркменистана, Саудовской Аравии. В 2016 году крупные объемы топлива группа «Трейд Коммодити» закупала также в России.

“Поставщики, которые поставляют нам нефтепродукты – это в основном компания Coral. Это чистый трейдер, азербайджанская компания с офисом в Женеве и Лондоне. Они нам возят нефтепродукты из Беларуси, в том числе, из Мозыря. Там тоже “арктическое” топливо”, – рассказал Трофименко журналистам.

Помимо ХимПродТорга в конце 2016-начале 2017 г. компоненты бензина для ТК поставлял в Украину также Август Пром. Это тот же кумол и N-метиланилин. Присадки завозились из России (ПАО Пигмент, ЗАО Сибур-Петрокон) и Индии (Aarti Industries Limited).

В самих поставок компонентов в Украину нет ничего незаконного, если в дальнейшем они не применяются для нелегального производства топлива и неуплаты налогов. Группа «Трейд Коммодити» в том числе владеет мини-НПЗ в Каменске.

В ТК официально не подтверждают “родственность” с перечисленными фирмами. “Указанные вами компании имеют разных собственников. Мы не обладаем информацией о том инвестировали ли господа Владимир Трофименко и Андрей Адамовский в указанные вами, помимо «Трейд Коммодити», компании”, – написал LIGA.net директор по корпоративным коммуникациям Роман Могила.

В целом модель бизнеса группы «Трейд Коммодити» за два года стала более чем эффективной. С прошлого года бизнесмены из Каменского потеснила на тендерах таких гигантов топливного рынка как ОККО, WOG и Socar.

Сейчас на ТК приходится более половины всех тендеров «Укрзализныци» и Минобороны.

Опт и розница

У группы «Трейд Коммодити» есть розничный бизнес по продаже нефтепродуктов. Это сеть АЗС под брендом SKY. Заправками управляет компания Мета Оил из Днепра. Ее единственным владельцем в госреестре сейчас значится собственник Август Прома Георгий Гнояной. Впрочем, сами АЗС по все видимости находятся у компании только в аренде.

Настоящие владельцы заправочных комплектов засветились в системе Проззоро. Это уже упомянутая Нафта Кэпитал Груп. Владельцем этой компании является КУА Кэпитал Групп, входящей в группу НЕСТ. Одним из поставщиков нефтепродуктов для сети SKY выступает Газтрейд.

Инвесторы и формулы

Финансовые гарантии для группы «Трейд Коммодити» предоставляет банк Пивденный. Этот же банк сейчас выступает юридическим собственником ТРЦ Sky Mall, после того как конфликтующие собственники – Тедер и Адамовский – не расплатились по кредиту.

В феврале 2017 года глава Госрезерва в интервью профильному изданию Enkorr рассказал, что от имении «Трейд Коммодити» переговоры ведет именно Адамовский.

“Адамовский был у меня в кабинете два раза. Мы обсуждали ситуацию, связанную с прошлогодним тендером «Трейд Коммодити» на поставку бензина А-80, – сообщил Мосийчук. – Они действительно выиграли на прозрачном аукционе и даже снизили цены… Но по факту оказалось, что через две недели топливо начало расслаиваться в наших резервуарах”.

“Я бизнесмен, получаю прибыль. Меня интересуют только деньги. Я пришел инвестировать в эту компанию («Трейд Коммодити»), организовывать финансирование, потому что это молодые ребята, которые никого не боятся, которые пришли в систему Прозорро”. – рассказал Адамовский журналистам 16 октября.

В чем секрет успеха? Трофименко говорит, что «Трейд Коммодити» выигрывает за счет более низкой цены на топливо, которую не могут себе позволить другие поставщики. “Мы нашли логистику, как сделать дешевле и выиграть $10 у остальных. Они («Трейд Коммодити») пошли по пути более дешевой перевалки. До этого все валились в Одессе. Они нашли нефтебазу в Николаеве (принадлежит Альфа-Нафте) и предложили по импорту валить нефтепродукты. На этой нефтебазе, в отличие от одесских, перевалка стоила на 30-40% дешевле”.

Впрочем, по многим выигранным тендерам группой «Трейд Коммодити», контрактная цена на топливо в дальнейшем повышалась с помощью дополнительных соглашений. Этой практикой пользовались и другие компании. Ситуацию с манипулированием тендерами мог бы изменить формульный подход к ценообразованию на топливо, когда стоимость продукции привязывает к котировкам агентства Platts. Разговоры о внедрении такого механизма безуспешно продолжаются с 2014 г.

Среди покупателей топлива ТК не только госкомпании и ведомства, но и структуры СКМ Рината Ахметова, говорит Трофименко. Как распределяются продажи между госссектором и частным бизнесом, в компании не уточняют. (Евгений Головатюк, Лига Бизнес/Энергетика Украины и мира)

Exit mobile version