Реформа добывающей сферы пока не приносит ожидаемых результатов. В частности, добыча природного газа растет не настолько быстро, чтобы реализовать программу “20/20”. Эту проблему обсудили эксперты на круглом столе “Ориентиры для инвестора. План действий для эффективной работы добывающей отрасли”, который состоялся 6 октября в Киеве.

Корреспондент «Энергореформы» побывал на мероприятии и собрал мнения экспертов о том, что необходимо сделать в первую очередь для эффективной работы добывающей отрасли.

В Ассоциации газодобывающих компаний Украины считают, что есть три важнейших вопроса, влияющих на развитие отрасли – налоги, разрешительная система и прозрачность. “Согласно опросу десяти газодобывающих предприятий, который мы недавно провели, есть три большие темы. Первая, в части налогов, – стимулирование нового бурения. Вторая, в части регулирования, – принятие дерегуляционных норм в отношении разрешительной системы (законопроект 3096-д). И в части прозрачности – улучшение системы аукционов. Важно, чтобы были новые аукционы, был обеспечен либеральный доступ к государственной геологической информации”, – отметил исполнительный директор Ассоциации Роман Опимах.

Практика доказывает, что открытые и равноправные аукционы могут увеличить поступления в госбюджет более чем в шесть раз, подчеркнул он.

Система предоставления разрешений

Более прозрачная система предоставления разрешений на пользование недрами, по мнению многих экспертов, является одной из самых насущных потребностей добывающей отрасли.

Инвестору нужно дать возможность легко начать работу – после победы на аукционе получить спецразрешения и другие документы, считает руководитель программы DiXi Group Роман Ницович. “Не надо останавливаться на прогрессивном законопроекте 3096-д. Нужно переходить к единому интегрированному документу, который соединит экологические, санитарные, разрешительные и другие виды прав, чтобы упростить администрирование процесса”, – выразил уверенность он.

Гендиректор ExPro Consulting Геннадий Кобаль также считает одной из самых важных проблему продления действующих лицензий (спецразрешений на добычу) и получения новых. “Крупнейшая компания, государственная “Укргаздобыча”, подала в суд на Госгеонедра, поскольку та не выдает ей лицензий. “Укрнафта” судится с Госгеонедрами. Также этот госорган заблокировал три лицензии НАК “Нафтогаз Украины”. Еще десяток частных компаний тоже имеют проблемы с лицензиями. Правительство должно что-то сделать, чтобы решить эту проблему. Хотя Украина остро нуждается в газе и нефти, мы сами действующие месторождения останавливаем, потому что не подписываются разрешения, то есть из-за чисто бюрократических вещей”, – сказал он.

По словам главы “Укргаздобычи” Олега Прохоренко, процесс продления лицензий сильно тормозит работу компании. “Все, что касается государственных органов – это просто ужас. Я трачу время не на развитие добычи, а на походы по разным учреждениям, ищу, где задержалась наша лицензия, почему не выдали, кто не выдал, почему не дали согласование”, – возмущается О.Прохоренко.

По его мнению, все это свидетельствует о крайне низкой мотивации госорганов, где никто ни за что конкретно не отвечает.

“У меня предложение: давайте установим ключевые показатели эффективности половине государственного сектора по выполнению программы 20/20. Есть государственная программа развития добывающей отрасли, есть стратегические цели по ее выполнению, давайте установим чиновникам ключевые показатели эффективности. У них есть премия, есть вариативная часть компенсации. Я получаю премию, если я выполняю этот план. И пусть они тоже премию получают, если будет увеличение добычи газа. Если не будет – не получат. У них сразу появится мотивация, найдут бланки, лицензии”, – продолжил О.Прохоренко.

Без этого ситуацию в отрасли не изменить, убежден он. “Если не будем делать революционные вещи, не можем ожидать революционных скачков в добыче газа. В лучшем случае будет прирост на 3-4%, но надеяться на 20%, на то, что придут инвесторы… Этого не будет”, – сказал он.

“Если мы движемся так, как сейчас, то пройдет год-два и нечего не изменится. Та тенденция, которую мы показываем, это ресурс лицензий, которые есть в наличии. Мы не можем показывать рост нынешнего года в 4%, ежегодно. Эта траектория будет снижаться. Мы 2,5 года не получаем новых лицензий из-за Полтавского облсовета. Это в основном увеличение тех границ, которые уже есть в наличии. Это разведанные ресурсы, быстрый газ, просто берем и ставим на разведанную структур”, – подчеркнул глава “Укргаздобычи”.

Раскрытие геологической информации

Еще один важный вопрос, без решения которого разрешительная система не будет работать эффективно – доступ к геологической информации, которой владеет государство.

“Добывающие компании должны получить возможность – или за деньги, или бесплатно, но должен быть понятный и простой механизм получения геологической информации. Чем свободнее доступ, тем легче привлечь инвесторов”, – считает Г. Кобаль.

Украина сильно отстает от европейских и других стран в предоставлении геологической информации, признает и.о. главы Государственной службы геологии и недр Украины Олег Кирилюк.

“У нас на сегодня карты в большинстве случаев – это 1:200000. Из 61 листа карт у нас обработано лишь 45. 16 у нас вообще недоукомплектованы информацией. То есть, даже карты 1:200000 у нас не в полной мере есть. Большинство стран, у которых развито недропользование, пользуются картами 1:10000 и 1:5000”, – пояснил он.

На протяжении последних лет государство выделяет 100 млн. грн. на всю геологическую отрасль для проведения исследований рудных и нерудных ресурсов. А лишь для оцифровки данных, чтобы их упорядочить, презентовать и выставлять для привлечения инвесторов в течение двух лет потребуется еще около 60 млн. грн., отметил О. Кирилюк.

По мнению Р. Ницовича, к процессу оцифровки, стандартизации и публикации геоинформации можно привлечь международных доноров. “Наша дорожная карта будет выполнена лишь тогда, когда заработает соответствующий информационный портал для работы с этой информацией и последние данные, которые находятся в Геоинформе, будут переведены в цифровой формат и стандартизированы”, – подчеркнул он.

Полная прозрачность в отрасли

По мнению Р. Ницовича, отрасль в целом должна перейти на принятые сейчас в мире стандарты прозрачности.

“Верховная Рада приняла закон о применении международных стандартов финансовой отчетности в этой отрасли. Чтобы полноценно внедрить соответствующую Директиву ЕС по финансовой отчетности, мы призываем принять законопроект 6229, который говорит о раскрытии информации именно на уровне конкретных проектов так, как это сейчас делают сотни западных компаний.

Мы также говорим о применении лучших западных практик в части раскрытия контрактов. Законопроект предлагает раскрытие существенных условий контрактов но, как вариант, можно также говорить о полном их раскрытии. Такую практику применяют почти 40 стран”, – сказал он.

Эксперт также считает необходимым устранить любые законодательные пробелы, которые позволяют скрывать конечных бенефициаров, а также создать систему верификации этой информации. “Если мы достигаем такого уровня раскрытия информации, то вопрос о создании единого государственного портала с данными о сфере добычи станет техническим вопросом”, – выразил уверенность он.

Геологоразведка

По мнению О.Кирилюка, без увеличения вложений в геологоразведку Украине не удастся выполнить программу “20/20”.

Все развитые страны не только имеют информацию на сайтах с полным доступом, но и активно ведут геологические исследования, каждый год разрабатываются новые месторождения, отметил он. А геологическая отрасль Украины за прошлый год ввела лишь одно месторождение. При этом были получены разрешения более, чем на 100 новых месторождений. Таким образом, в Украине фактически отсутствует пополнение минеральной сырьевой базы.

“Мы говорим, что месторождения не выставляются на аукционы. Почему люди обращаются в “Укргаздобычу” для получения спецразрешений? Потому, что на сегодня государственные предприятия имеют 251 спецразрешение на углеводороды из 480. Никто из инвесторов не хочет прийти в Украину и получить месторождение, которое не подтверждено на 100%, не понимая, что там находится”, – говорит руководитель Госгеонедр.

На сегодня большую часть работу по геологоразведке взяла на себя “Укргаздобыча”, но отрасль в целом не развивается, считает О.Кирилюк.

“Есть программа 20/20 и мы за три неполных года должны обеспечить добычу дополнительно 5 млрд. куб м газа. Геологическая академическая наука говорит о том, что с таким количеством спецразрешений мы не сможем выполнить эту задачу. Не сможем нарастить добычу, добавив 30, 40, 50 новых разрешений. Мы можем увеличить ее только за счет открытия новых месторождений. В прошлом году мы отправили поисковый корабль на шельф, он провел работы, но прошел год, и мы не можем интерпретировать полученные данные. В этом году мы дважды отправляли корабль, но у нас в Госгеонедрах нет денег, чтобы обработать и интерпретировать данные. Фактически отрасль не развивается”, – констатирует он.

По мнению Президента Украинской нефтегазовой академии Богдана Клюка, для кардинальных изменений в государственном секторе необходимо, по примеру стран ближнего востока, Норвегии, Италии, создать под эгидой Минэнергоугля госпредприятие, которое бы занималось изучением именно нефтегазового направления. В таком ГП государство должно владеть контрольным пакетом акций, иметь возможность разрабатывать месторождения и привлекать инвестиции.

Налоги и другие вопросы

Замглавы профильного комитета ВР Ольга Белькова считает критически важной задачей, как раскрытие геологической информации, так и упрощение разрешительной системы, а также введение стимулирующего налогообложения.

“Без раскрытия геологической информации, системного проведения аукционов, решения проблематики регуляторного режима, особенно земельных вопросов и местных разрешений, справедливой и конкурентной налоговой системы, которая бы привлекала новых инвесторов, план “Украина-20/20”, “Украина – нетто-экспортер” не является реальным”, – сказала она.

Г. Кобаль также считает важным снижение налогов. “Есть соответствующий законопроект, которым снижаются налоги и рента для добычи из новых скважин. Этот законопроект уже учтен в проекте бюджета на 2018 год, который подал Кабмин, так что его, вероятно, примут”, – сказал он.

Кроме того, эксперт акцентировал внимание на завершении реформы рынка газа. “Реформа рынка газа остановились где-то на полпути. Чтобы рынок газа заработал, нужно продолжать их, в частности, провести анбандлинг НАК “Нафтогаз Украины””, – отметил Г. Кобаль.

Изменения в отрасли должны происходить быстро, тогда они будут эффективными, убежден и.о. главы Комитета Верховной Рады Украины по вопросам ТЭК Александр Домбровский.

“Нужны очень быстрые изменения, нестандартные решения. Если мы понимаем, что не сможем принять новый Кодекс о недрах – нет возможностей и времени, – то давайте его точечно изменять в самых ключевых, критических позициях, которые дадут нам возможность прорваться вперед. Если говорим о лицензиях, которые не используются, условно говоря, три года, давайте быстро выставим их на аукцион и дадим возможность государственным и частным компаниям, конкурируя, увеличить поступления в бюджет и объем добычи природного газа. Это просто пример того, где нам нужны очень быстрые решения”, – подытожил он. (Энергореформа/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий