Европа не нуждается в газопроводе “Северный поток-2”, поскольку в будущем потребление “голубого топлива” в Евросоюзе сократится, говорится в материалах Еврокомиссии. Предложенные ей поправки в законодательство не направлены напрямую против этой трубы, однако делают проблематичным реализацию проекта. Эксперты считают, что все это лишь политические игры, а полностью заменить российский трубный газ Европе не удастся.
Европа не нуждается в газопроводе “Северный поток-2”, поскольку в будущем потребление “голубого топлива” в Евросоюзе сократится, говорится в согласованных поправках к Газовой директиве Евросоюза. В Еврокомиссии уверены, что из-за сокращения внутреннего производства и потребления топлива импорт газа в ЕС к 2030 г. будет стабильным. В совокупности с уже имеющейся инфраструктурой по импорту газа и ростом конкурентоспособности поставок сжиженного природного газа это делает бессмысленным строительство такой системы, как “Северный поток-2″, отмечается в пресс-релизе правительства Европейского союза.
Трубопроводы в зоне ЕС должны быть построены и эксплуатироваться в соответствии со всем применимым законодательством. ” Северный поток-2″ не может быть построен исключительно в соответствии с законодательством третьей страны, без учета основных принципов энергетического рынка ЕС, отмечают в ЕК.
Для этого Европейская комиссия разработала поправки в газовую директиву Третьего энергетического пакета, направленные на то, чтобы “все основные трубопроводы в ЕС и входящие в Европу эксплуатировались с одинаковой степенью прозрачности, были доступны другим операторам и действовали эффективно”.
К таким принципам относятся распространение на трансграничные трубопроводы недискриминационного установления тарифов на прокачку газа, доступ третьих сторон к возможности прокачивать “голубое топливо”, разделение деятельности по продаже и транспортировке газа, чему сейчас не соответствует единственный акционер проектной компании по сооружению трубопровода – ПАО “Газпром”.
Еврочиновники предлагают распространить действие Газовой директивы к газопроводам из третьих стран и тем самым “обеспечить юридическую определенность для всех заинтересованных сторон”.
Для реализации прежних транспортных проектов российской монополии для поставок газа в ЕС, в частности для “Северного потока-1″, условия были согласованы с Германией как страной, куда входила труба, и под действие третьего энергопакета российская часть не подпадала. Теперь еврочиновники хотят привести все трансграничные проекты в соответствие с действующим законодательством.
В ЕК заверяют, что нынешние поправки не направлены напрямую против российского проекта. Предложение касается всех газопроводов в и из третьих стран и не предназначено для предотвращения строительства любых новых газопроводов. Существующие газопроводы, на которые распространяется это предложение, входят в союз из Норвегии, Алжира, Ливии, Туниса, Марокко и России. Это предложение может также оказать влияние – пост-Brexit – на трубопроводы, соединяющие Великобританию с государствами-членами ЕС, подчеркивают в ЕК.
Стратегия диверсификации развивается вокруг таких приоритетов, как реализация Южного газового коридора, развитие центра жидкого газа в Средиземном море и содействие доступу к сжиженному природному газу (СПГ) и хранилищу газа, для которого Комиссия приняла стратегию в феврале 2016 года, напоминают в ЕК. ЕС также продолжит поддерживать транзит российского газа через Украину, отмечается в релизе.
Против реализации проекта ” Северный поток-2″ выступают Украина, Польша, прибалтийские страны. Американский закон о санкциях в отношении России прямо призывает противодействовать “Северному потоку-2”.
Киев и Варшава не хотят терять российский газовый транзит, который в случае строительства газопровода пойдет по дну Балтийского моря, напрямую из России в Германию. Сейчас уже работает газопровод “Северный поток” мощностью 55 млрд. куб. м (мощность второй очереди будет такой же).
Председатель комитета Верховной рады Украины по иностранным делам Анна Гопко оценила потери своей страны от прекращения транзита в $2-2,4 млрд. в год.
ЕС может создать правила, при которых ” Северный поток-2″ окажется в очень сложных условиях конкуренции. Скорее всего, так и произойдет – до 2030 года увеличатся поставки СПГ из США, в Европу пойдет туркменский и азербайджанский газ, поэтому “Газпрому” будет тяжело, отмечает аналитик Алор Брокер Кирилл Яковенко. Но вряд ли все обозначенные трансграничные газопроводы смогут закрыть потребности в топливе, добавляет эксперт.
“Заявления о будущей энергетической независимости за счет разнообразия предложения выглядят скорее попыткой политического манипулирования. Если смотреть на объемы поставок газа из России и объемы общего потребления в ЕС, то все это растет в последние годы быстрее прогнозов, а Россия здесь выступает по-прежнему ключевым поставщиком. Разрешение со стороны ЕК использовать Газпрому большие мощности Opal в холодные месяцы только доказывает тот факт, что ЕС больше старается держать маску лояльного к США и Украине партнера, но при этом продолжает обогащать “Газпром” энергодолларами, так как стабильность и энергетическая безопасность все-таки важнее дипломатических игр”, – подчеркивает аналитик.
Поправки Еврокомиссии не окажут принципиального давления на строительство газопровода, считает аналитик энергетического центра бизнес-школы “Сколково” Александр Собко. Угрозу для проекта могут представлять инициативы Дании по запрету прокладки газопровода в своих территориальных водах, считает эксперт. Если она будет реализована, то маршрут газопровода может измениться, что повлечет за собой дополнительные расходы и сдвинет сроки запуска газопровода, добавляет он. (Газета.ru/Энергетика Украины и мира)