Индекс энергетических товаров агентства Bloomberg достиг максимального за 10 месяцев значения, сообщил 13 ноября глава отдела стратегий Saxo Bank на товарно-сырьевом рынке эксперт Оле Слот Хансен.
По его словам, энергетика сейчас привлекает к себе повышенный интерес со стороны инвесторов. “В условиях приближающейся зимы цены на природный газ вышли из многомесячного диапазона, а сырая нефть дорожала пятую неделю подряд на фоне возросших геополитических рисков. Премия в цене нефти за геополитический риск, которая начала расти после того, как 16 октября иракские военные силы вновь заняли город Киркук на севере Ирака, увеличилась еще больше по итогам совершенных на днях арестов и выдвинутых обвинений в адрес некоторых принцев, министров и олигархов в Саудовской Аравии. Дополнительным слоем в общей картине неопределенности легли напряженные отношения между шиитским Ираном и суннитской Саудовской Аравией”, – сказал Хансен.
Эксперт отметил, что целый ряд факторов, таких как перебои с поставками, стремительный рост спроса, сокращение мировых запасов и возросшие геополитические риски, привел к подъему инвестиционного спроса на сырую нефть, в особенности на марку Brent. По его словам, в связи с проблемами с ликвидностью на более отдаленном отрезке кривой спекулятивный спрос в основном сосредоточен на переднем конце кривой, что может создавать ложное восприятие дефицита на рынке.
“Усилившиеся геополитические риски, включая те, что связаны с “чисткой” в руководстве Саудовской Аравии, создали благодатную почву для “быков” по нефти, которые владеют позициями по Brent рекордным общим объемом 530 млн. баррелей, так как такие риски отодвигают на второй план продавцов, рискующих быть пойманными врасплох, если действительно начнутся перебои с поставками. На прошлой неделе ОПЕК опубликовала “Прогноз для мирового энергетического рынка” за 2017 год. Согласно прогнозу, в период с 2016 по 2022 год мировое потребление будет стабильно увеличиваться на 6,9 млн. баррелей в сутки и достигнет 102,3 млн.. Для ОПЕК проблема состоит в том, что в общем показателе роста пять млн. баррелей в сутки будут приходиться на производителей за пределами организации. К ним относятся американские компании, разрабатывающие сланцевые нефтяные месторождения, где, по мнению ОПЕК, добыча в течение ближайших четырех лет будет расти значительно быстрее, чем ранее ожидалось. Пересмотренный прогноз обнажил волнующую сейчас ОПЕК дилемму: поскольку ограничение производства нефти идет на руку конкурентам, спрос на сырую нефть, добываемую группой, существенно не изменится до тех пор, пока добыча нефти на сланцевых месторождениях не достигнет своего пика, что должно произойти после 2025 года”, – сказал Хансен.
По словам эксперта, еженедельная оценка добычи сырой нефти в США достигла исторического максимума на отметке 9,62 млн. баррелей в сутки, превзойдя предыдущий рекорд, установленный в июне 2015 года незадолго до того, как цены на нефть рухнули и нефтяное производство в США сократилось до приблизительно 8,4 млн. баррелей в сутки. Хансен сказал, что в октябре импорт сырой нефти в Китай снизился до минимального за 13 месяцев значения, так как из-за праздников рабочий месяц выдался короткий, а также по причине того, что независимые нефтеперерабатывающие предприятия выбрали свою ежегодную квоту на импорт.
“В условиях геополитической нестабильности нефть марки Brent выиграла больше с точки зрения цены, чем марка WTI, и ценовая разница между двумя сортами дополнительно увеличилась. Служба энергетической информации США прогнозирует, что разрыв между ценами на WTI и Brent будет сохраняться на уровне шести долларов до второго квартала 2018 года, после чего он уменьшится до четырех долларов за баррель. Из-за увеличившейся добычи нефти на сланцевых месторождениях появились дополнительные трудности с транспортировкой сырья из центра хранения в Кушинге (штат Оклахома) на побережье Мексиканского залива. Помимо потенциальных рисков, связанных с поставками, фокус внимания в ближайшие недели будет сосредоточен на заседании ОПЕК в Вене, намеченном на 30 ноября, в особенности на обсуждении вопроса продления срока действия соглашения о сокращении добычи нефти в марте следующего года. Нефть марки Brent на прошедшей неделе консолидировала полученные достижения. Рынок по-прежнему перекуплен, но если геополитическая обстановка продолжит накаляться, то рост не прекратится. Несмотря на завышенную длинную позицию в руках фондов, угроза падения рынка остается низкой, если только цена не вернется в область ниже 60 долларов за баррель”, – считает Хансен.
Коснувшись рынка драгоценных металлов, Хансен отметил, что спустя год после президентских выборов в США золото не желает выбираться из узкого торгового диапазона, сформировавшегося вокруг уровня 1250 долларов за унцию, а серия понижающихся вершин и повышающихся минимумов говорит о том, что металл остро нуждается в стимуле для нового движения.
“Основные движущие факторы цены золота, такие как курс доллара США, реальные процентные ставки и ставка по федеральным фондам, толкали металл в противоположные стороны на протяжении последнего года. Положительный эффект от низкого курса доллара был сбалансирован повышением реальных ставок доходности и ставки по федеральным фондам. Первоначальное падение цены золота после выборов в ноябре 2016 года было вызвано эйфорией из-за возможных последствий для экономики и налогово-бюджетной системы обещанных Трампом расходов на инфраструктуру и налоговых реформ. Когда наступил 2017 год и популярность нового президента наряду с его способностью провести в жизнь благоприятную для экономики политику иссякла, внимание переключилось на геополитические угрозы”, – сказал эксперт.
По его словам, ценовые колебания создали непростые условия для трейдеров, в том числе для хедж-фондов, которые несколько раз были застигнуты врасплох. В частности, как отметил Хансен, после выборов, когда возникла необходимость в сокращении почти рекордной длинной позиции, а затем снова, в начале года, когда цена золота резко возросла под влиянием снизившихся ожиданий повышения процентной ставки в сочетании с геополитической нестабильностью.
“По итогам недели, окончившейся 31 октября, спустя семь недель продаж, длинная позиция фондов состояла из 167 тыс. лотов, то есть за прошедший год она уменьшилась всего на 10 тыс. лотов, но при этом по-прежнему превышала среднее за три года значение на уровне 110 тыс. лотов. Еще большей стабильностью характеризуется инвестиционный спрос на биржевые продукты, обеспеченные золотыми слитками, где общий объем вложений сократился всего на 2%. В ближайшем будущем золото продолжит опираться на происходящее на других рынках, в частности на курс доллара и процентные ставки. В ходе азиатского тура Трампа по четырем государствам геополитические риски, связанные с Северной Кореей, уменьшились, в то время как на родине предложенный республиканцами план налоговой реформы может не набрать необходимое большинство голосов, особенно в Сенате. Новость о возможных проблемах с принятием налоговой реформы вызвала повышение цены нефти на прошедшей неделе, но пока изменения были совсем незначительными, что лишний раз подчеркивает тот факт, что рынок находится в затруднительном положении. Спрос со стороны инвесторов, ищущих защиту для своего капитала, до сих пор смягчал негативные последствия от продаж среди фондов, но в отсутствии четкого направления трейдерам на данном этапе, вероятно, следует рассматривать относительно короткий инвестиционный период. Тем не менее, пережив самую последнюю волну продаж без нового понижающегося минимума, золото может привлечь к себе дополнительный интерес, если цена пройдет отметку 1290 долларов за унцию. В этом случае откроется путь к октябрьскому максимуму на уровне 1306 долларов”, – сказал Хансен. (Анвар Мамедов, Ирина Парфенова, Trend/Энергетика Украины и мира)