Российский “Газпром” признает, что новые санкции США могут создать риски как для реализации проектов газопроводов “Северный поток-2” и “Турецкий поток”, так и для обслуживания действующих газопроводов, однако точно их оценить можно только в случае принятия специальных актов президента США или толкований Минфина страны. Об этом говорится в отчете российского газового холдинга по РСБУ.
В отчете отмечается, что после подписания президентом США Дональдом Трампом вступил в силу закон от 2 августа 2017 г., который, в частности, наделяет президента США правом во взаимодействии (координации) с союзниками США вводить определенные санкционные меры в отношении любого лица, которое сознательно, после принятия закона США, совершало инвестиции или продавало товары, поставляло технологии или оказывало услуги Российской Федерации (на сумму более $1 млн. или в совокупности в течение года на общую сумму более $5 млн.) в сфере строительства и обслуживания российских трубопроводов, экспортирующих энергоресурсы.
“Введение данных санкционных мер может создать риски как для реализации перспективных газотранспортных проектов “Турецкий поток” и “Северный поток-2”, так и обслуживания действующих экспортных газопроводов, таких как “Северный поток” и “Голубой поток”. При этом более точно оценить указанные риски представляется возможным только в случае принятия специальных актов президента США, направленных на реализацию указанного правомочия, а также опубликования официальных разъяснений или толкований со стороны министерства финансов США”, – отмечается в документе.
Ранее агентство Moody’s отмечало, что новые санкции США могут помешать “Газпрому” использовать проектное финансирование при реализации строительства газопровода “Северный поток-2”, а также ослабить переговорные позиции о тарифах на транзит газа через Украину.
В настоящее время “Газпром” строит несколько экспортных газопроводов в рамках своей стратегии диверсификации экспортных маршрутов и повышения надежности и эффективности экспортных поставок газа. К ним относятся “Северный поток-2” и “Турецкий поток”, строительство которых компания планирует завершить к концу 2019 году, когда истекает срок действия ее текущего контракта на транзит газа через Украину. “Северный поток-2” должен связать Россию с Германией через Балтийское море, а “Турецкий поток” свяжет Россию с Турцией через Черное море.
По усмотрению президента США, санкции могут включать запрет американским компаниям или банкам предоставлять кредиты, покупать акции или облигации компаний, попавших под санкции, осуществлять валютные сделки, экспортировать товары, услуги, технологии лицам, попавшим под санкции, а также осуществлять денежные переводы через финансовые институты в пользу этих лиц и использовать любую собственность, подпадающую под юрисдикцию США, в пользу этих лиц.
На должностных лиц предприятий, попавших под санкции, могут распространяться ограничения при выдаче въездных виз США. Хотя в тексте закона говорится о том, что президент США может вводить санкции по согласованию с союзниками США, в настоящий момент мало ясности, как это может быть реализовано на практике.
Кроме того, через 180 дней после вступления в действие закона должностные лица США должны подготовить отчет для Конгресса, в котором будет проанализировано влияние расширения санкций на российский государственный долг, на российские квазигосударственные предприятия и на российских олигархов. В результате могут быть приняты дополнительные санкции, что усилит негативное отношение инвесторов и подрядчиков к российскому риску. (ТАСС/Энергетика Украины и мира)