В Чернобыльской зоне начато строительство “ядерного могильника”, куда, как предполагается, уже с 2019 г. будет свозиться отработанное топливо с трех украинских АЭС. Наличие собственного хранилища избавит Украину от необходимости вывозить ядерные отходы в Россию, что сегодня обходится нашей стране довольно дорого, не говоря уже о политической стороне вопроса. Насколько безопасным для людей и окружающей среды будет строящийся могильник и какие риски он несет, выяснял “Апостроф”.
В зоне отчуждения Чернобыльской АЭС началось строительство централизованного хранилища отработанного ядерного топлива (ЦХОЯТ). В его сооружении, официальный старт которому был дан 9 ноября, принимает участие американская компания Holtec.
Соглашение о строительстве ЦХОЯТ было подписано между “Энергоатомом” и Holtec еще в 2005 году, однако дело сдвинулось с мертвой точки лишь в 2014-м, когда в зоне отчуждения под хранилище были выделены земельные участки. Ожидается, что строительство ЦХОЯТ будет завершено в 2019 году. После этого туда будет вывозиться отработанное топливо с трех украинских атомных станций – Южно-Украинской, Хмельницкой и Ровенской.
Как отметила посол США Мари Йованович, которая приняла участие в церемонии начала строительства ЦХОЯТ, Украина с 2005 года потратила $2 млрд. на вывоз и хранение отработанного ядерного топлива в РФ.
Безопасность превыше всего
Главный вопрос, который возникает в связи с сооружением “ядерного могильника”, это безопасность для людей и окружающей среды.
“В реализации такого проекта, как строительство ЦХОЯТ, самым важным моментом является система радиологического контроля. То есть необходим постоянный мониторинг фона и температуры блоков, в которых будет храниться отработанное ядерное топливо. Кроме того, необходимо понимать, что накопление радиоактивных отходов в любом случае будет незначительно повышать радиационный фон. Это показывает опыт Запорожской АЭС, где уже более 10 лет хранят радиоактивное топливо”, – сказал “Апострофу” заведующий лабораторией радиоэкологической безопасности и радиационного мониторинга Украинского научно-исследовательского института экологических проблем (Харьков) Григорий Коваленко.
Начальник отдела радиационной защиты Государственного научно-технического центра по ядерной и радиационной безопасности Владимир Богорад, который предоставлял консультации по поводу проекта ЦХОЯТ, отмечает риски, связанные с тем, что ядерное топливо имеет тенденцию к самопроизвольному нагреву.
“Именно при нагреве до определенных температур может произойти разгерметизация [контейнеров для хранения], – сказал эксперт “Апострофу”, добавив, что этот риск предусмотрен проектировщиками. – Топливо все равно не вытечет в почву, система защиты предусматривает такие ситуации, и они предупреждены”.
В целом, по его словам, в проекте ЦХОЯТ учтены различные рисковые ситуации. “Угроз этот объект не несет, и подвергать сомнению безопасность его эксплуатации не стоит. Главная угроза этого объекта в том, что на нем действительно будут храниться основные опасные радионуклиды – цезий, стронций, плутоний и уран”, – сказал Богорад.
По словам заместителя директора по научной работе Института геохимии окружающей среды НАН Украины Юрия Ольховика, особенно опасным является хранение плутония.
“Плутоний очень “ползучий” и легко может проникать в окружающую среду. В сборках, которые будут храниться на ЦХОЯТ, это вещество присутствует в том числе, но, безусловно, не в чистом виде, поскольку оно участвует в ядерных реакциях при работе АЭС”, – пояснил он “Апострофу”.
В то же время директор Киевского эколого-культурного центра Владимир Борейко отмечает, что на сегодня до конца неизвестно, каким образом ведет себя отработанное ядерное топливо во времени.
“Это значит, что оценка экологической угрозы очень условна”, – сказал он “Апострофу”.
Главная угроза
Однако основным риском является не технический и не экологический, а человеческий фактор.
“Каким образом будет гарантирована безопасность транспортировки и охрана этого объекта? С учетом того, что в Японии, которая значительно опережает Украину, произошла такая серьезная авария на станции “Фукусима”, слишком большая ответственность – прогонять через Дарницкий или Киевский вокзалы эшелоны с отработанным ядерным топливом”, – заявил Владимир Борейко. Особые риски, по его мнению, будут при выгрузке отработанного топлива из вагонов и в период, когда оно будет храниться на открытом воздухе.
Эксперты отмечают, что для минимизации влияния человеческого фактора должна быть выстроена система контроля и реагирования на любые ситуации.
“В случае каких-либо повреждений бетых блоков топливо можно перегрузить в другой без существенных угроз для окружающей среды, но сделать это нужно вовремя. Что касается осадков, которые будут выпадать на эту открытую площадку, и пыли, которая там будет образовываться, необходимы исправно работающие системы смыва, очистки и все так же – контроль за этим”, – отметил Григорий Коваленко.
Еще одна потенциальная угроза – это террористические акты. “В условиях, которые сложились в Украине, – это основная опасность, которую станет представлять ЦХОЯТ как стратегический объект”, – заявил Владимир Богорад.
Временное решение
Вместе с тем альтернатив по обращению с отработанным ядерным топливом у Украины немного.
“Теоретически вывоз украинского ядерного топлива – это проблема исключительно политическая и процесс договорных отношений. Но, во-первых, утилизировать топливо в странах Европы или дальше – это процесс очень дорогостоящий, даже в части транспортировки через страны ЕС. Во-вторых, экологические организации и “зеленые” очень активны в странах ЕС”, – сказал Юрий Ольховик, высказав сомнение, что Германия или Франция, например, захотят принимать у себя украинское ядерное топливо.
При этом специалисты подчеркивают, что хранение отработанного топлива – это временное решение.
“Ровно до того момента, пока не появится новая технология и возможности в Украине для переработки этого ядерного топлива. И нужно сказать, что переработка топлива – это по-настоящему самая грязная и сложная часть процесса в обращении с отработанным ядерным топливом”, – подчеркнул Григорий Коваленко.
“Топливо будет храниться до того времени, пока уже наши потомки не найдут нужное решение через 50 или 100 лет. Сейчас выбор состоит в следующем: найдут ли наши внуки способ переработки этого отработанного топлива и будет ли экономически выгодно его использовать либо же появится технология его безопасного захоронения”, – резюмировал Юрий Ольховик. (Виктор Авдеенко, Апостроф/Энергетика Украины и мира)