Энергетика и энергоресурсы Украины и мира

Украина: львиная доля автомобильных трасс не освещена в ночное время

В Украине львиная доля автомобильных трасс не освещена в ночное время. Особенно это касается магистралей, расположенных за пределами населенных пунктов. Кроме того, отремонтированные дороги национального значения используются без подключения к электроснабжению.

Так около двух месяцев назад завершился ремонт Новообуховской трассы в Киевской области, профинансированный за средства займа ЕБРР. Но до сих пор дорога не освещается, хотя все необходимое для этого оборудование установлено. Схожая ситуация была и с трассами Киев-Чоп и Киев-Харьков. Пока электроэнергетики, национальный регулятор и дорожные службы играют в “бюрократический пинг-понг”, украинские водители ездят в темноте. Помимо этого, проблемы с присоединением к электросетям есть и у бизнеса. Подробности – в материале РБК-Украина.

Сделали почти все

Более двух месяцев назад завершился капитальный ремонт дороги национального значения, проведенный впервые за последние четыре года. Работы проводились на трассе Киев-Знаменка на отрезке от Киева до Обухова протяженностью 29 км. Модернизация дороги осуществлялась за счет кредита в 46,5 млн. евро от Европейского банка реконструкции и развития и Европейского инвестиционного банка. РБК-Украина уже ранее писала о проблемах, связанных с ремонтом этой трассы.

В Государственном агентстве автомобильных дорог (Укравтодор) заявляют, что отремонтированная дорога соответствует всем европейским стандартам безопасности. Построены двухуровневые переходы с лифтами для людей с ограниченной мобильностью, отремонтированы транспортные развязки, установлено барьерное ограждение и другие современные средства организации безопасности дорожного движения.

Но, спустя несколько месяцев после ремонта, трасса до сих пор не освещена.

Как сообщили РБК-Украина в пресс-службе Укравтодора, сейчас решается вопрос подключения оборудования к электросетям. “Этот пункт предусмотрен контрактной документацией в пределах ответственности подрядчика за выполненные работы”, – уточнили изданию в ведомстве.

Заместитель начальника Службы автомобильных дорог в Киевской области Василий Максимук говорит, что освещение – это второстепенный вопрос. “Сначала строится или ремонтируется дорога, а потом организовывается освещение. Это вспомогательный механизм для безопасного движения. По сути, это элемент благоустройства”, – отмечает он. По словам Максимчука, планом финансирования Службы предусмотрено 2,1 млн. грн. на подключение освещения на трассе Киев-Знамянка.

Источник издания на автодорожном рынке, знакомый с ситуацией, рассказал РБК-Украина, что основные строительные работы на отремонтированной трассе Киев-Знаменка закончены 18 августа текущего года. “Но на сейчас не окончены работы по оснащению внешнего освещения участков дороги из-за отсутствия возможности его присоединения к сетям электропитания, собственниками которых являются “Киевэнерго”, “Киевоблэнерго” и “Юго-Западная железная дорога””, – рассказал он.

Старший советник ЕБРР Антон Усов говорит, что в рамках финансирования ремонта одного из подходов к Киеву – участка трассы Киев-Знаменка – предусматривались деньги на освещение трассы. “Эти работы были нами профинансированы. Вопросы относительно подключения освещения к элетросетям стоит адресовать Укравтодору. Такая же ситуация сложилась и по ремонту участка трассы Киев-Одесса на подходе к столице”, – заявил он, не уточнив сумму, которая была на это потрачено.

Общие проблемы

Оказалось, что неосвещенные автомагистрали – массовая проблема в Украине. По словам эксперта автодорожной отрасли Олега Островерхого, в стране за пределами населенных пунктов все участки дорог вообще не освещены. “Как правило, освещаются перекрестки, пути путепроводов, места разворотов и другие подобные опасные с точки зрения движения участки трасс. Расходы на это оплачиваются областными службами автомобильных дорог. Но не везде оно работает, поскольку этому могут мешать те или иные юридические или технические нюансы. Например, объект не введен в эксплуатацию”, – объясняет он. Впрочем, официальную статистику по количеству неосвещенных украинских трасс в Укравтодоре РБК-Украина не предоставили.

Одна из причин – сложная бюрократическая процедура, не позволяющая быстро подключать объекты инфраструктуры к электроснабжению. “По отдельным объектам необходимо было получать согласования более чем у десятка учреждений и других участников, на это уходило несколько месяцев. Сложности, которые мы преодолеваем на сегодняшнем этапе с подключением объектов электроснабжения, возникали еще, когда проводился капитальный ремонт трассы М-06 Киев-Чоп и М-03 Киев-Харьков-Довжанский под ЕВРО-2012. Дороги были отремонтированы вовремя, но само освещение было запущено только в 2013-2014 годах”, – рассказал Василий Максимук.

Помимо бюрократии, возникают и другие проблемы, препятствующие своевременному электроснабжению дорог. Одна из них заключается в том, что бюджетные организации не могут работать по предоплате. “Мы имеем право оплатить авансом 30% стоимости работ, но в таком случае мы должны получить подключение объектов освещения через месяц. Но вместе с тем регулятор своими нормативно-правовыми актами установил, что процедура подключения занимает три месяца, – пояснил Максимчук. – К примеру, только месяц уходит на разработку техдокументации, а на закупку оборудования и его установку еще примерно полтора месяца. Все это также затягивало процедуру подключения”. По его словам, Служба автодорог Киевской области обратилась к НКРЭКУ за разъяснениями. “Нам разъяснили, что дополнительным соглашением разрешается отсчитывать месячный срок не с даты выдачи нам техусловий, а с момента установки оборудования”, – уточнил руководитель службы.

При этом постановление правительства, которое регулирует порядок оплаты услуг по предоставлению технических условий, вступило в силу лишь в марте этого года. “В результате этого ранее согласованные технические условия были отменены, и нам пришлось заново запрашивать техусловия, разрабатывать под них техдокументацию, согласовывать ее с “Киевоблэнерго”, “Юго-Западной железной дорогой” и т.д. Это заняло у нас несколько месяцев весной и летом текущего года. Такая же ситуация и по М-05 Киев-Одесса, где мы уже пошли по третьему кругу согласования техусловий”, – рассказал Максимчук.

В пресс-службе “Киевоблэнерго” РБК-Украина рассказали, что в ответ на заявления Службы автомобильных дорог в Киевской области о присоединении к электросетям компания своевременно подготовила проекты договоров о присоединении и технические условия. “В некоторых случаях, в частности, на отдельных участках автомобильной дороги Киев – Знаменка “Киевоблэнерго” были подготовлены технические условия, предусматривающие присоединение электроустановок наружного освещения к ближайшей линии электропередач компании, источником питания которых является ПС-110 кВ, находящихся в собственности “Юго-Западной железной дороги”, – отметили в “Киевоблэнерго”. – Проекты трехсторонних договоров о присоединении к электрическим сетям были направлены на согласование и подписание в “Юго-Западную железную дорогу”. В свою очередь, железная дорога не согласовала проекты договоров, ссылаясь на “отсутствие урегулированного порядка распределения между участниками договора о присоединении к электрическим сетям средств, уплаченных заказчиком как платы за присоединение”.

“Киевоблэнерго” в июне обратилось в национальный регулятор – НКРЭКУ – с просьбой разъяснить, каким должен быть порядок распределения средств. Но пока что в компании не получили ответ комиссии.

Василий Максимук рассказал РБК-Украина о том, что на отремонтированной трассе Киев-Знаменка необходимо подключить освещение в 12 точках. “На сегодня мы находимся на завершающей стадии по подключению почти всех 12 этих точек. Одна из точек будет подключена к сетям “Киевэнерго”, восемь точек – Юго-Западной железной дороги, и две – к “Киевоблэнерго”. Кроме того, одна точка будет подключена к сетям, которые принадлежат одновременно двум собственникам “Юго-Западной железной дороге” и “Киевоблэнерго”. В четырех точках уже установлено необходимое оборудование, в том числе подстанции. Они будет подключены к электросетям примерно до конца ноября”.

Добиться света

С проблемами с подключением к электросетям сталкивается большинство компаний в Украине при реализации инфраструктурных проектов. Cопредседатель Комитета по вопросам инфраструктуры Американской торговой палаты в Украине, руководящий партнер Международной юридической фирмы Integrites Алексей Фелив отмечает, что Украина сейчас занимает одно из последних мест в мировых рейтингах по уровню сложности подключения к электрическим сетям. “Стоит отметить, что от легкости такого присоединения зачастую зависит решение потенциального инвестора о входе в определенную страну, – говорит он. – Иногда, потенциальные инвесторы, узнав о сроках и стоимости подключения к электросетям в Украине, отказываются от своих планов по инвестированию в реальный сектор экономики Украины”.

Согласно рейтингу Doing Business 2018, Украина занимает 128-ое место в мире по простоте подключения к системе электроснабжения. В частности, в Украине для этого необходимо потратить 281 день при среднем уровне по Европе и Центральной Азии в 113,7 дней.

“Уровень сложности процедуры присоединения часто зависит от умения бизнеса договариваться с монополистом (энергетическими предприятиями, – ред.), и не редко, неформальным способом, – рассказал РБК-Украина руководитель сектора “Энергетика” в “Офисе эффективного регулирования” (BRDO) Алексей Оржель. – По результатам опросов бизнеса, который входит в Совет предпринимателей при Кабмине, Европейскую бизнес ассоциацию, Союз украинских предпринимателей, стоимость в 2015-2016 годах за присоединение 1 кВт мощности в среднем составляла 1-1,3 тыс. грн.. В то же время сроки выполнения процедуры нестандартного присоединения в диапазоне мощности 160-5000 кВт, (как правило, именно этот диапазон является самым интересным для бизнеса), составило в среднем не менее 18 месяцев”.

По словам Алексея Фелива, основными трудностями при подключении к электросетям в Украине являются отсутствие утвержденных генеральных планов, что в свою очередь влечет хаотичную застройку территорий, без четкого понимания и планов по развитию инфраструктуры, включая электрические сети. Кроме того, к трудностям он относит бюрократические препятствия в процедуре отвода земельных участков, отсутствие четких критериев для расчета стоимости подключения, желание оператора модернизировать сеть за счет новых абонентов, что, в свою очередь, связано с недостаточным финансированием (за счет тарифа) развития электросетей и большой срок для подключения к электросетям (до 360 дней).

По словам Алексея Оржеля, наиболее коррупционная составляющая при получении кроется в получении технических условий на присоединение (ТУ). “При обращении в энергоснабжающую организацию заказчик получает ТУ, в которых предполагается создание не только линии электропередачи, но и реконструкция существующих сетей распределительных компаний (монополистов) за счет заказчика. Из-за монопольного положения операторов систем распределения, из-за закрытости информации о фактическом состоянии сетей, а также загруженности электрических подстанций, заказчику выставляются завышенные требования по реконструкции существующих сетей. Уменьшить эти требования возможно через “неформальные” договоренности”, – объясняет он.

Алексей Фелив заключает, что, таким образом, очень часто стоимость подключения новых объектов к электрическим сетям может увеличить общую стоимость проекта на 20-30%. (Дмитрий Уляницкий, РБК-Украина/Энергетика Украины и мира)

Exit mobile version