Энергетика и энергоресурсы Украины и мира

Украина: правительство отменило конкурсный отбор директоров в наблюдательный совет НАК “Нафтогаз Украины”

Премьер-министру Владимиру Гройсману предстоит в кратчайшие сроки решить сложную задачу – до середины декабря сформировать набсовет НАК “Нафтогаз Украины” с большинством независимых директоров, состав которого не вызовет замечаний у международных финансовых организаций.

Учитывая, что после скандального увольнения в сентябре независимых членов, в набсовете нефтегазовой компании остался лишь один представитель, а процедура назначения новых занимает несколько месяцев, Кабинет министров пошел на беспрецедентный шаг. В частности, правительство отменило конкурсный отбор директоров в набсовет “Нафтогаза” и обязало Министерство экономического развития и торговли вносить на рассмотрение Кабмина кандидатуры напрямую.

По информации РБК-Украина, у Кабинета Гройсмана есть основания торопиться. Если в набсовете НАКа не будет сформировано большинство до конца года, ЕБРР не продлит компании кредит на закупку природного газа. Ведь корпоративная реформа в “Нафтогаз Украины” – одно из ключевых условий сотрудничества страны с международным банком. С другой стороны, решение правительства об отмене конкурса в крупнейшей госкомпании может поставить “под удар” ход корпоративной реформы в целом. Подробности – в материале РБК-Украина.

В жестких рамках

У правительства Владимира Гройсмана осталось меньше месяца для того, чтобы выбрать в наблюдательный совет НАК “Нафтогаз Украины” четырех независимых директоров. Если этого не произойдет, то Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) на своем последнем в этом году заседании совета директоров не сможет утвердить предоставление госкомпании займа на закупку газа в рамках револьверной кредитной линии. Как стало известно РБК-Украина, управляющий board международного банка планирует собраться с 10 по 15 декабря.

Для того, чтобы уложиться в сроки, Кабинет министров 10 ноября пошел на беспрецедентные меры, по сути, частично отменив процесс формирования набсоветов госпредприятий, предусмотренный корпоративной реформой. Исключение было сделано для НАК “Нафтогаз Украины”. Теперь директора в наблюдательный совет компании будут назначаться не на основании конкурсного отбора, как это предусмотрено законодательством, а решением акционера, то есть, Кабинета министров. Кандидатов на должности как независимых членов набсовета, так и представителей государства правительство обязало вносить на рассмотрение Министерство экономического развития и торговли (МЭРТ). Копией соответствующего постановления располагает РБК-Украина.

Такому решению Кабинета министров предшествовал скандал, разразившийся после того, как 19 сентября сразу два независимых директора – глава набсовета НАКа Пол Уорвик и глава комитетов совета по вопросам этики и аудитов Маркус Ричардс – написали заявления об отставке. Практически за месяц до этого были прекращены полномочия еще одного независимого члена Чарльза Проктора. Они проработали в набсовете компании не более полутора лет. До этого – в апреле 2017 года – о своем уходе с поста главы набсовета НАКа заявила тогдашний первый заместитель министра экономразвития Юлия Ковалив, представлявшая в совете интересы правительства.

В результате с сентября набсовет “Нафтогаза” оказался недееспособным – от своей позиции в нем не отказался лишь экс-министр энергетики и угольный промышленности Владимир Демчишин, назначенный представителем от Администрации президента. С этого момента функции наблюдательного совета, а значит и стратегическое управление компанией, фактически выполняет ее акционер – Кабмин.

А это противоречит принципам реформы корпоративного управления, которая была начата правительством в “Нафтогазе” еще в 2015 году в соответствии с принципами международной организации ОЭСР. Основная цель этой реформы – исключить политическое влияние и конфликт интересов, который может возникнуть, если стратегическое управление активом осуществляет акционер напрямую.

Введение корпоративного управления было ключевым условием, под выполнение которого ЕБРР в октябре 2015 года предоставил “Нафтогазу” под госгарантии кредитную линию в 300 млн. евро на три года для закупки газа и закачки его в подземные хранилища. В мае “Нафтогаз” эту сумму погасил, закупив за эти средства 1,7 млрд. куб. м газа. Но учитывая, что кредитная линия действует до 2018 года, компания может воспользоваться займами ЕБРР для закупки газа еще на два отопительных сезона. Впрочем, уже в июле банк выразил недовольство темпами реализации планов по реорганизации “Нафтогаза”.

В сентябре Пол Уорвик и Маркус Ричардс, уведомляя главу правления НАКа Андрея Коболева об отставке, в своих письмах заявили, что план действий по внедрению корпоративного управления в компании “не был выполнен так, как нас уверяли”. “Уровень политического влияния (на набсовет) только рос, став, к сожалению, очевидной нормой. Несмотря на заверения со стороны правительства, которые нам были предоставлены, за последние пять месяцев никаких существенных подвижек не произошло”, – констатировали тогда в своих обращения оба независимых члена набсовета.

Реакция ЕБРР последовала незамедлительно. Банк выразил обеспокоенность, и с сожалением отметил, что у независимых директоров “не осталось иного выбора, кроме как уйти в отставку” и напомнил правительству, что единственное условие, выполнение которого позволит НАКу и дальше использовать кредитную линию банка – эффективный набсовет с большинством независимых членов.

Последствия для “Нафтогаз Украины” в частности, да и для украинского правительства в целом, могут быть не самые радужные. Вскоре после заявлений независимых членов набсовета об отставке, финансовый директор “Нафтогаза” Сергей Коновец пояснял РБК-Украина, что если ЕБРР полностью прекратит сотрудничество с компанией, она лишится доступа к дешевым кредитным ресурсам. “Если обязательства перед кредиторами нарушены, это может вызвать дефолт по кредитным гарантиям, как следствие, кросс-дефолт по всем обязательствам НАКа”, – заявил тогда Коновец.

Глава правления НАКа Андрей Коболев в сентябре говорил, что такая же ситуация может повториться и с кредитной Всемирного банка в 500 млн. долларов, которая была выделена компании на закупку газа в конце прошлого года. Впрочем, во вторник, 14 ноября, региональный директор ВБ по Украине, Беларуси и Молдове Сату Кахконен заверила журналистов, что “Нафтогаз” может и в дальнейшем пользоваться кредитной линией, предоставленной под гарантии ВБ. “Цель гарантий – поддержать закупку газа на зимний период. Это возобновляемая линия, и у нас нет необходимости закрывать ее”, – заявила Кахконен.

Но в неофициальных беседах и в международных финансовых организациях, и в Кабмине источники РБК-Украина говорят несколько иное. “Все МФО заняли консолидированную позицию. Если не будет набсовета с независимыми членами, то ЕБРР вряд ли пойдет на предоставление очередного займа, а Всемирный банк и МВФ поддержат это решение”, – сообщил РБК-Украина собеседник, близкий к переговорам Кабмина с ЕБРР. По его словам, “Нафтогаз” уже запросил у ЕБРР “сумму кредита, в три раза превышающую первый займ, то есть, порядка 900 млн. евро”.

Шагнули навстречу

Решение, которое чиновники приняли 10 ноября по отмене конкурсной процедуры по выбору членов наблюдательного совета НАКа, было не самостоятельным, а согласованным с ЕБРР. Как известно, если раньше состав набсовета компании состоял из пяти директоров, то в марте Кабмин расширил его состав до семи. Согласно законодательству, большинство в набсовете должны представлять независимые члены. “По сути, это решение – шаг правительства навстречу “Нафтогазу”, с которым у Кабмина в последнее время непростые отношения из-за цены на газ для населения и других вопросов. Ведь, если следовать конкурсной процедуре, то не меньше месяца конкурсная комиссия принимала бы заявки кандидатов, проводила бы отбор, потом – номинационный комитет при МЭРТ, потом – утверждение на заседании правительства. Это бы заняло минимум несколько месяцев”, – пояснил изданию источник в Кабмине.

Сделал шаг навстречу Украине и ЕБРР. В октябре президент банка Сума Чакрабарти заявил, что ЕБРР предоставил украинскому правительству перечень возможных кандидатур директоров в набсовет газовой госкомпани. “Мы предоставили правительству перечень возможных кандидатур. Это лица, которые, по нашему мнению, являются заинтересованными и смогут сформировать новый совет как можно быстрее. Мы сейчас ждем ответа правительства”, – заявил он тогда в интервью “Голосу Америки”.

Ни в ЕБРР, ни в “Нафтогазе”, ни в самом правительстве список с именами потенциальных независимых директоров набсовета не раскрывают. Но чиновники упростили процедуру отбора для НАКа только для того, чтобы “выбрать из этого списка, и быстрее запустить набсовет”, говорят во всех трех организациях.

“В списке больше десяти фамилий. Преимущественно, это международного уровня иностранные менеджеры, профессионалы с идеальной репутацией. Есть и украинские фамилии. В правительстве уже выбрали из этого перечня четверых, которые, возможно, станут новыми членами набсовета НАКа. Этот вопрос – в стадии обсуждения и он разрешится в ближайшее время”, – рассказал РБК-Украина источник, знакомый с ходом переговоров правительства и банка, но отказался назвать конкретные фамилии потенциальных кандидатов.

Отменив конкурс, Кабмин может значительно “сэкономить время” и к декабрю утвердить четырех независимых директоров. “Тогда в набсовете “Нафтогаза” сформируется большинство – пять директоров из семи (пятый – Владимир Демчишин), условие по преимуществу независимых соблюдено, и совет может приступать к работе, не дожидаясь, пока Кабмин найдет еще двух представителей от правительства”, – уточнил собеседник РБК-Украина. По его словам, если Кабмин не успеет сформировать “костяк” набсовета до заседания совета директоров ЕБРР, то рассчитывать на выдачу кредита на закупку газа не стоит. “Следующий board банка соберется не раньше февраля. Украине нужны деньги на закачку топлива, особенно, в преддверии зимы и в условиях нехватки энергетического угля. Нужно сформировать запас, а у “Нафтогаза” собственных средств на закупку млрд. куб. м газа нет”, – пояснили изданию в правительстве на условиях анонимности. По данным “Нафтогаза”, за 9 месяцев 2017 года в подземные хранилища было закачано 17,5 млрд. куб. м газа. В среднем в отопительный период стране необходимо порядка 30-33 млрд. куб. м.

В ЕБРР РБК-Украина официально подтвердили, что выполнение плана по корпоративному управлению НАК “Нафтогаз Украины” “по-прежнему является важнейшим условием для дальнейшего сотрудничества Украины с ЕБРР”. В МФО также уточнили, что понимают решение правительства по отмене конкурса “как форс-мажор” и надеются на позитивный исход ситуации.

“Вместе с тем, такое решение (по отмене конкурса) может быть только временным. Все понимают, что оно ситуативное, и, когда набсовет будет сформирован и заработает, правительству, вероятнее всего, придется отменить свое постановление и вернуться к понятной и прозрачной для ЕБРР и других партнеров конкурсной процедуре”, – пояснил РБК-Украина источник в другой международной финансовой организации, не пожелавший назвать свое имя.

Осторожно и неоднозначно комментируют действия Кабмина и сами чиновники. В сообщении на своем официальном сайте МЭРТ обращает внимание, что “Минэкономразвития осуществляет подготовку проектов актов КМУ, которые связаны с управлением госкомпаний”. “Но, одновременно, субъектом инициативы остается Кабмин, который направляет министерству поручения по оформлению решений, МЭРТ обеспечивает лишь техническую функцию”, – говорится в пресс-релизе ведомства. В министерстве, таким образом, пытаются заранее переложить ответственность за последующий выбор кандидатур на правительство. “МЭРТ ожидает, что кандидатуры членов набсовета НАК будут поданы в ближайшее время”, – уточняется в сообщении Минэкономразвития.

“В министерстве Степана Кубива с форс-мажорным решением по отмене конкурса не согласны. Они считают, что это ставит под удар всю корпоративную реформу, ведь по факту МЭРТ будет вносить те кандидатуры, какие “спустят сверху”, и там это понимают. Сегодня это согласовано с ЕБРР, а завтра это будут люди, которых захочет премьер”, – пояснил РБК-Украина источник в Кабмине.

“Ситуация, которая происходит с корпоративной реформой “Нафтогаза”, и в частности, с вынужденной мерой правительства по отмене конкурса в набсовет, наглядно демонстрирует, что украинская бюрократия не готова к прозрачному соревновательному процессу, – считает директор Центра исследований энергетики Александр Харченко. – Это также свидетельствует о том, что де-факто реформа корпоративного управления под угрозой срыва. Это “откидывает” страну назад в имиджевых и экономических рейтингах и осложняет процесс привлечения инвесторов в энергетический сектор”. (РБК-Украины/Энергетика Украины и мира)

Exit mobile version