Энергетика и энергоресурсы Украины и мира

Украина: до марта 2018 года НКРЭКУ будет парализована, не имея кворума для принятия решений

Из-за ухода одного из своих членов, до марта 2018 г. НКРЭКУ будет парализована, не имея кворума для принятия решений. Почему так произошло?

С 13 ноября Национальная комиссия по регулированию энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ) не может принимать решения из-за того, что один из ее членов – Борис Циганенко – ушел в отпуск по болезни. Официально об этом стало известно в пятницу, 17 ноября, когда из-за отсутствия кворума не состоялось заседание Регулятора.

Если до своей ротации 26 ноября Циганенко не выйдет с больничного, страна как минимум на 2,5 месяца (до марта) останется без энергетического Регулятора.

НКРЭКУ регулирует рынки электроэнергии, газа, тепла и коммунальных услуг с годовым объемом около 450 млрд. грн. Комиссия выдает лицензии, утверждает тарифы и инвестпрограммы для лицензиатов.

С одной стороны ее паралич негативно скажется на инвестициях в зеленую энергетику, имплементации закона о рынке электроэнергии и тарифах для участников рынка в первые месяцы 2018 г. С другой – не даст повысить и так завышенный тариф для генерации ДТЭК Рината Ахметова на 2018 г.

История ротаций

Сейчас в НКРЭКУ работают всего 4 члена из 7 – минимально возможное количество комиссионеров, необходимых для принятия решений.

Это следствие принятия Закона об НКРЭКУ, который был утвержден Верховной радой в сентябре 2016 г. и вступил в силу в декабре того же года.

Согласно закону, существующий состав Комиссии, назначенный президентом Петром Порошенко по старым правилам, постепенно должен быть заменен новыми членами. По новым правилам их по-прежнему утверждает президент, но с подачи номинационной Комиссии по отбору членов НКРЭКУ.

В марте 2017 г. Порошенко утвердил план ротации членов НКРЭКУ – по 2 человека каждые полгода. К тому времени в НКРЭКУ работал 6, а не 7 членов.

Еще в начале 2016 года ставленник Бориса Ложкина Валерий Тарасюк ушел в отставку с поста члена НКРЭКУ. Его место так и осталось вакантным вплоть до принятия закона о Регуляторе.

Согласно плану ротации, до 26 мая 2017 года ушли в отставку Юрий Голляк и Владимир Евдокимов. До 26 ноября, в течении ближайшей недели, должны уйти в отставку Виктория Морозова и Борис Цыганенко.

До 26 мая 2018 года, на ротацию должны уйти последние члены, утвержденные президентом – Руслан Машляковский и глава НКРЭКУ Дмитрий Вовк.

Игра в затягивание

Номинационная Комиссия по отбору членов НКРЭКУ состоит из пяти человек – двое от президента, двое от парламента и один от Кабмина. Правительство голосует за кандидатуру, представленную министром энергетики Игорем Насаликом, который также ориентируется на президента.

Теоретически Комиссия по отбору могла быть сформирована еще в начале года – сразу после утверждения плана ротации членов НКРЭКУ. Уже тогда было понятно, что с декабря 2017 года Регулятор будет недееспособным, потому что в нем останутся всего два комиссионера.

Но назначать в номинационную Комиссию своих представителей никто не спешил. Первым своих делегатов туда отправила Рада, проголосовав в начале октября за назначение Светланы Голиковой и Василия Яструбинского.

Это произошло после долгих интриг внутри парламента, когда Рада несколько раз отклоняла кандидатуры, которые лоббировало окружение президента.

Сразу же после Рады был назначен и представитель Кабмина – Николай Ницак. И лишь спустя больше месяца – 24 ноября – Комиссия по отбору была доукомплектована представителями президента.

От президента туда вошли Василий Котоко и легенда отрасли – 87-летний Семен Поташник.

В Законе о регуляторе четко прописаны сроки избрания членов НКРЭКУ. Первый этап – это оглашение конкурса на избрание членов НКРЭКУ. С этого дня претенденты имеют 45 дней, чтобы подать заявки.

После завершения приема заявок, Комиссия по отбору в течении 30 дней проводит необходимые процедуры по избранию члена Регулятора.

При максимально быстрой работе всех заинтересованных сторон, процедура назначения члена НКРЭКУ занимает 2,5 месяца. Для того чтобы в декабре Регулятор не остался без кворума, Комиссия по отбору должна была начать работу хотя бы в августе-сентябре.

Как обеспечить Ахметову чаевые

Почему Петр Порошенко затягивал с назначением представителей в Комиссию по отбору?

Дело в том, что нынешний состав сформирован самим Порошенко по представлению его ставленника Дмитрия Вовка, который сейчас возглавляет НКРЭКУ. До сегодня решения принимались членами НКРЭКУ единогласно.

Главное решение года – утверждение Оптовой рыночной цены (ОРЦ) и тарифов для генерации электроэнергии. Этим решением распределяется более 200 млрд. грн “Энергорынка”.

Согласно так называемой “Формуле Роттердам+”, которую НКРЭКУ ввела с начала 2016 года, в следующем году примерно на 20% должны вырасти тарифы для тепловой генерации. Такое заключение можно сделать из прогнозного энергетического баланса на 2018 год, который уже утвердило Минэнергоугля.

Более 70% тепловой генерации сосредоточено в энергохолдинге ДТЭК Рината Ахметова. Кроме того, без одобрения НКРЭКУ госпредприятие “Энергорынок” не может передать тепловой генерации деньги в размере 2 млрд. грн на закупку угля в счет долга за выработанную электроэнергию.

Эти деньги должны быть переданы по распоряжению правительства №776 от 18 октября. Согласно документу ГП “Энергорынок” обязано привлечь кредит для выплаты долгов тепловой генерации, большая часть которой принадлежит Ахметову.

Выплата долгов компаниям других видов генерации не предусмотрена. Другими словами, паралич НКРЭКУ более всего невыгоден компании ДТЭК Рината Ахметова.

Самый дорогой пациент в стране

Почему Борис Циганенко устранился от участия в работе регулятора?

До назначения в НКРЭКУ Циганенко был директором ООО “Энерджи Консалтинг”, которое контролируется олигархом Константином Григоришиным.

Именно Циганенко занимался в Комиссии вопросами, связанными с закупкой трансформаторов госкомпанией “Укрэнерго” у “Запорожского трансформаторного завода” (ЗТР) Константина Григоришина.

Скандал с этой закупкой разгорелся летом 2015 года. В итоге менеджмент “Укрэнерго” был сменен. Пост руководителя покинул Юрий Касич, который до этого руководил облэнерго Григоришина. А трансформаторы были куплены по цене, в два раза ниже заявленной.

Осенью 2015 года Григоришин дал интервью УП, в котором обвинил Ахметова в том, что тот “кормился и продолжает кормиться с украинской энергетики”.

Кроме прочего, источник БЦ в энергетическом рынке сообщил, что из-за “тиранического стиля управления” главы НКРЭКУ Дмитрия Вовка, у него возникли конфликты с некоторыми членами Комиссии. В том числе – с Циганенко.

Якобы, на членов комиссии оказывалось давление для принятия решений в пользу ДТЭК. Сам Вовк в разговоре с БЦ эту информацию опровергает.

При этом глава НКРЭКУ не смог прояснить, почему Циганенко не отвечает на звонки. Даже в случае тяжелой болезни, Циганенко мог бы подписать решения Комиссии удаленно. Однако не делает этого даже после звонков иностранных послов.

В перечне первостепенных вопросов глава НКРЭКУ не упоминает тарифы на электроэнергию. По его словам, неотложными являются целый ряд решений:

  1. Решения о принятии вторичного законодательства под закон о рынке электроэнергии, принятый Верховной радой в апреле.
  2. Решения, направленные на минимизацию негативных последствий отсуствия кворума в Комиссии – разработка автоматических алгоритмов начисления тарифов. Без этого некоторые частники рынка, в частности – облэнерго, не смогут получать деньги с нового года.
  3. Решения о выдаче лицензий для компаний, инвестирующих в зеленую энергетику. В том числе – проект ОРIС (Корпорации частных инвесторов США) стоимостью $400 млн.

“Ожидают решений компании из сферы зеленой энергетики с установленной мощностью 140 МВт, из них 40 МВт – ветроэлектростанции, среди инвесторов канадцы и ЕБРР. Всего необходимо принять около 200 решений, необходимых для инвесторов и стабильной работы энергетического рынка”, – говорит Вовк.

Есть ли выход из тупика

Очевидно, что окружение президента до последнего времени затягивало формирование Комиссии по отбору, чтобы не дать НКРЭКУ преждевременно обновится.

В таком случае, в нее вошли бы новые члены – “фактор неизвестности”. Нет гарантии того, что они проголосуют за решения, предложенные Дмитрием Вовком, не начнут “выносить сор из избы”.

Видимо тактика заключалась в том, чтобы дождаться принятия непопулярных решений, выгодных ДТЭК, лояльным составом Регулятора. Лишь потом можно запустить процесс назначения новых членов.

Но из-за демарша бывшего менеджера Григоришина, эта задумка сорвалась. Параллельно страна на три месяца осталась без легитимной Комиссии, регулирующей крупнейший рынок в стране.

Ситуацию усугубляет равнодушие оставшихся членов НКРЭКУ во главе с Дмитрием Вовком. Все они понимают, что скоро будут уволены. В большинстве они не пройдут квалификационные критерии по новому закону, чтобы снова стать кандидатами в члены Комиссии.

На сегодня снять паралич с НКРЭКУ можно двумя способами. Во-первых: уговорить Циганенко выйти на работу, чтобы активировать решения Комиссии.

Во-вторых: внести изменения в закон об НКРЭКУ. Например – дать право Регулятору в исключительных случаях принимать решения в составе трех человек.

Впрочем, если бы президент Петр Порошенко вовремя сформировал Комиссию по отбору, уже в декабре работа Регулятора могла быть восстановлена. (Сергей Головнев, Бизнес Цензор/Энергетика Украины и мира)

Exit mobile version