Назначение Кабмином новых членов набсовета НАК “Нафтогаз Украины” знаменует начало борьбы за ликвидацию монопольного положения компании, что позволит украинской экономике сделать шаг к эффективности.
Правительство утвердило новый состав набсовета НАК “Нафтогаз Украины”. В него вошли четыре иностранца вместо других иностранных граждан, которые не так давно добровольно покинули свои посты в НАК. Следует отметить, что покинувшие компанию люди поддерживали все инициативы главы НАК Андрея Коболева. Что касается нового состава совета, то с ним у главы НАК вряд ли сложатся такие теплые отношения. И вот почему.
У каждого общества есть свои табу, причем чем оно архаичнее, тем и табуированней. По мере того как в сознании людей “рассветает”, все эти табу рано или поздно отмирают. В Украине таких табу осталось не много, но они есть. У наших премьеров такой запретной темой всегда был “Нафтогаз”, вокруг которого шла борьба подковерных борцов-сумоистов. Слишком плотно в нем переплетались интересы тяжеловесов нашей сумеречной зоны государственного управления, чтобы даже руководитель исполнительной власти в стране мог туда вставить свои пять копеек. Руководители “Нафтогаза” в те годы чувствовали себя, как правители отдельного уездного княжества, которые при случае могли послать “в дикое поле” не то что профильного “топливного” министра, но и самого премьера. В ответ последнему оставалось лишь скромно промолчать. А что делать, табу…
У президентов страны такой темой была система закупок российского газа. Еще в 90-е некоторые идеалисты задавали очень простой и правильный вопрос: почему Украина не закупает весь объем российского голубого топлива на российско-украинской границе и затем самостоятельно не продает его в страны ЕС. Естественно, ни тогда, ни сейчас у нас не было столь объемных финансовых ресурсов, чтобы покрывать такой объем поставок, кроме того, была цель зарабатывать на транзите. Но в случае привлечения в специально созданный консорциум системных европейских игроков, которые могли бы обеспечить кредитные линии и банковские гарантии первоклассных мировых банков, такая идея не казалась уж столь утопичной. Но такие проекты можно было озвучивать лишь шепотом на кухне, в противном случае РФ всегда могла проехаться катком по слишком строптивому умнику. Даже “самый украинский” президент Виктор Ющенко, который брэндирует себя сегодня как “единственный неподконтрольный Москве”, недалеко ушел в попытках убрать посредников из системы закупок российского природного газа. А что делать, табу…
Сегодня указанные выше запретные темы постепенно утрачивают свой сакральных шарм. Во всяком случае, о нарушении данных табу начали публично высказываться ведущие политики страны. Что нужно получить государству от реформы “Нафтогаза” и энергетического рынка в целом в ближайшее время? Вернее так: что выгодно простому украинцу, а что невыгодно? В первую очередь невыгодно сохранять монополию на рынке газа в ключевых ипостасях: добыче и продаже. Ведь даже школьник понимает, что любая монополия – это неэффективное использование основных ресурсов, застой в развитии и высокие цены. Поэтому на рынке должны действовать широкие кластеры добывающих компаний и трейдеров, которые в честной конкурентной борьбе предложат корпоративному сектору и населению экономически обоснованные цены, прошедшие рыночное тестирование. Монополии – это одна из ключевых проблем современной украинской экономики, они железобетонной плитой давят новые ростки честной конкуренции и частной инициативы. Поэтому любые решения, направленные на демонополизацию базовых рынков страны, должны всемерно поддерживаться.
В этом контексте заявление премьера Владимира Гройсмана о необходимости демонополизации НАК “Нафтогаз Украины” стоит воспринимать как нарушение ключевого табу нашей экономики и политики, которые за последние десятилетия срослись в неестественных объятиях. И то, что премьер назвал “Нафтогаз” монстром, – это лишь начало процесса избавления от табу: любое явление должно быть названо по имени. В рамках этой “инициации” сперва следует назвать объект по имени, а уже затем его победить.
По планам правительства “Нафтогаз” должен в ближайшее время пройти процедуру анбандлинга, то есть разделения деятельности на отдельные направления по транспортировке, добыче и продаже природного газа. В рамках этой программы будет отобрана квалифицированная управляющая компания, которая возьмет на себя обязанности по управлению национальной газотранспортной системой (ГТС).
В результате страна должна получить вместо одной большой и слабо управляемой компании три структуры, которые будут осуществлять деятельность по добыче, транспортировке и продаже природного газа. Для чего нужно подобное расщепление? Для того, чтобы увидеть рентабельность по каждому отдельно взятому направлению. Пока же “Нафтогаз” напоминает собой один общий котел, в который, как в известном анекдоте, гости для совместного празднования должны были влить по рюмке водки, а когда начали пить, оказалось, что там обычная вода… Легко отчитываться о валовых доходах и обосновывать свою высокую заработную плату, если у тебя всегда есть возможность “разбавить” неэффективное управление в плане продажи или добычи газа беспроигрышной транспортировкой, где доходы “щелкают” как цифры на табло старого советского такси. А если все это разделить, то покажется неприглядная истина касательно того, что за последние годы доля “Нафтогаза” в структуре рынка газа для промышленных потребителей сократилась до 7%, хотя именно этот сегмент рынка является наиболее “вкусным”. Почему “Нафтогаз” при уникальных стартовых возможностях “сдал назад”, остается секретом полишинеля.
Поэтому в интересах не только потребителя газа, но и обычного налогоплательщика, чтобы реструктуризация НАКа прошла как можно быстрее. Что касается транзитного потенциала компании, то он не является заслугой ни нынешнего, ни прошлого ее руководства, а лишь следствием уникального географического положения Украины и наследия газотранспортной системы бывшего СССР. Наша страна, с ее мощной сетью магистральных газопроводов и, самое главное, системой подземных газовых хранилищ, является идеальной базой для создания глобального европейского энергетического хаба.
Для этого необходимо реализовать концепцию разделения транзита на непосредственно транзит газа и его хранение в подземных хранилищах. Концепция Кабмина предусматривает создание двух акционерных обществ, которые должны занять соответствующие ниши услуг, для чего планируется привлечение западных системных инвесторов. В перспективе такие компании могли бы перейти и к закупке газа непосредственно на границе Украины и РФ. В таком случае нам бы не пришлось получать топливо окольными путями через Словакию и Польшу, как если бы в Киев из Львова ехать через Харьков.
Данная программа, мягко говоря, не вызывает поддержки в руководстве “Нафтогаза”. Там предпочитают привлечь заведомо найденные итальянские и словацкие компании, которые, взяв в управление лишь часть экспортных газопроводов Украины и ее хранилища и включив их в систему своих газопроводов в Словакии и Австрии, создадут глобальный энергетический хаб, но не в нашей стране, а в Италии, где интересы вездесущих россиян как продавцов природного газа будут надежно защищены.
То, что борьба будет жаркой, стало ясно после назначении нового наблюдательного совета “Нафтогаза”, куда по решению правительства вошли преимущественно иностранцы: Клэр Спотисвуд (Великобритания), Бруно Лескуа (Франция), Амос Хохштайн (США), Стив Хейсен (Канада). Если судить из доступных биографических данных, Клэр Спотисвуд принимала участие в реформе газового рынка Великобритании, Бруно Лескуа работал в качестве топа в компании Gaz de france.
Назначение иностранцев уже порядком набило оскомину в украинском обществе. Трудно дать ответ на вопрос: неужели во всей многомиллионной стране уже нет честных и грамотных профессионалов. Ответим прямо: не только в системе реформирования рынка природного газа, но и во многих других сферах разорвать паутину аффилированных связей и прекратить утечку инсайдерской информации можно лишь при существенных дозах внешнего управления. Такова сермяжная правда современного состояния системы государственного управления.
Если высшим государственным институциям удастся в такой табуированной теме, как “украинская труба”, достичь намеченных целей, невзирая на внутреннее сопротивление закостенелой системы, выиграет не только каждый украинец, но и экономика в целом. Но для действующего руководства “Нафтогаза” это будет означать лишь финиш их индивидуального забега – Киев, как и Париж, любит победителей. И в завершение интересно отметить, что если раньше Коболев пользовался покровительством посольства США, то теперь это дипучреждение приветствовало решение Кабмина о новых членах. (Алексей Кущ, Деловая столица/Энергетика Украины и мира)