Великобритания. С начала 2018 года у NuGen будет новый владелец
Проект британской АЭС “Мурсайд” компании NuGen привлечет нового инвестора в начале 2018 г., сообщает агентство Рейтер, ссылаясь на заявление президента компании Тома Самсона.
NuGen была специально создана для проекта сооружения электростанции с тремя атомными энергоблоками с реакторами AP-1000. Основным акционером была компания Toshiba (60%), а вторым акционером – Engie (40%).
Обе компании-акционеры намереваются выйти из проекта и теперь идут поиски новых инвесторов.
В число претендентов входят южнокорейская компания KEPCO и китайская CGN.
Самсон подтвердил, что смена собственника приведет к изменению графика строительства электростанции: “Ясно, что будет изменена дата запуска с 2025 на конец 20-х годов, но электростанция может заработать и до 2030 года”, отметил он. Atominfo, 25.11.2017
Франция. В штаб-квартире AREVA в Париже прошел обыск
Издание Le Courrier сообщило о том, что французская прокуратура провела обыск в штаб-квартире Areva в Париже.
По заявлению источника, проведённый обыск непосредственно связан с “урангейтом” в Нигере. Данная сделка по урану с участием госкорпорации Areva считается довольно сомнительной. Кроме Areva в ней также участвовала горнорудная госкомпания Нигера Sopamin и большое число ранее никому неизвестных посредников. Плюс к этому специалисты нашли в транзациях ливанский и российский след.
Однако, один из источников The Financial Times, сообщил, что обыски могут быть непосредственно связаны со скандалом произошедшим несколько лет назад. Тогда Areva купила в Нигере активы на 1,8 млрд евро, которые привели к убыткам. Из-за этого бывший гендиректор госкорпорации Анна Ловержон оказалась под следствием. Ей вменяют в вину намеренное сокрытие в отчётности полученных убытков. slon.fr,30 ноября, 2017
Китай подписал соглашение по строительству ядерного реактора в Пакистане
China National Nuclear Corporation (CNNC) и Комиссия по атомной энергии Пакистана (PAEC) подписали соглашение о сотрудничестве по строительству реактора HPR1000 “Hualong One” мощностью 1000 МВт на атомной электростанции “Чашма” в провинции Пенджаб. Пакистан получает 5% своей электроэнергии с четырех небольших китайских реакторов по 300 МВт, установленных на АЭС “Чашма”, и хочет к 2030 году увеличить мощность атомной энергетики до 8800 МВт или почти до 20% от общих объемов производства электроэнергии. The Economic Times, 24.11.2017
Россия. Руппур-1 – первый бетон
Нажатием символической кнопки началась 30 ноября 2017 г. в провинции Пабна (Бангладеш) торжественная церемония заливки первого бетона в основание энергоблока №1 АЭС “Руппур”.
В церемонии приняли участие премьер-министр Народной Республики Бангладеш Шейх Хасина и генеральный директор госкорпорации “Росатом” Алексей Лихачёв. “Строительство АЭС – это давняя мечта бенгальского народа, сегодня мы стали на шаг ближе к её осуществлению. Бангладеш становится частью атомного мира: “АЭС “Руппур” будет построена с применением самых современных на сегодняшний день технологий, и мы благодарны за это России и российскому народу”, – сказала премьер-министр Бангладеш Шейх Хасина. “Сегодня мы начинаем строить объект, жизненный цикл которого составит не менее 100 лет. Это значит, что мы закладываем основы дружбы и сотрудничества не только для нас, но и для наших детей и внуков. Точно такая же станция с инновационным блоком ВВЭР-1200 уже работает у нас в России. Мы будем строить станцию в Бангладеш с той же заботой и вниманием, как и у себя, в России”, – отметил глава Росатома Алексей Лихачев.
Для России строительство новой АЭС – это новые заказы для российских атомных предприятий, увеличение доли высокотехнологичного экспорта, новые рабочие места в России. Строительство двублочной АЭС позволяет занять не менее 12 тысяч российских специалистов – проектировщиков, инженеров, производителей оборудования, строителей, энергетиков. В настоящее время в зарубежном портфеле заказов Росатома – сооружение 34 атомных энергоблоков в 12 странах мира. Генподрядчик строительства АЭС “Руппур” – АО “Атомстройэкспорт” (инжиниринговый дивизион Росатома).
В 2015-2016 годах проведены подготовительные работы на стройплощадке, разработана рабочая документация, а также материалы обоснования лицензий на размещение и сооружение блоков. В 2017 году реализация проекта сооружения АЭС “Руппур” продолжилась в соответствии с графиком. 4 ноября 2017 года регулирующий орган Бангладеш (BAERA) выдал лицензию на проектирование и сооружение станции. Первый бетон даёт старт основному периоду строительства АЭС “Руппур”. По плану начало эксплуатации блока №1 АЭС “Руппур” намечен на 2023 год, блока №2 – на 2024 год. АЭС “Руппур” с двумя реакторами ВВЭР-1200 суммарной мощностью 2400 МВт сооружается по российскому проекту в 160 км от столицы Бангладеш г. Дакка в соответствии с генеральным контрактом от 25 декабря 2015 года. Для первой АЭС Бангладеш выбран российский проект с реакторами ВВЭР-1200, реализуемый на Нововоронежской АЭС-2 (НВАЭС-2). Первый блок НВАЭС-2 уже сдан в промышленную эксплуатацию, что делает проект референтным. Это эволюционный проект поколения III+, который полностью удовлетворяет международным требованиям безопасности. В 2017 году новый российский энергоблок НВАЭС-2 назван в числе трех лучших атомных установок мира по версии влиятельного международного издания POWER (США). Регион Южной Азии хорошо знаком госкорпорации “Росатом”, которая уже давно и успешно работает в Индии, соседствующей с Бангладеш. Российская сторона имеет уникальный и многолетний опыт возведения атомных электростанций, являющихся сложнейшими высокотехнологичными инженерными объектами, в южных широтах, в очень жарком и влажном климате, с ограниченным доступом к пресным водным ресурсам. Площадка АЭС “Руппур” находится в районе с такими сложными климатическими условиями, где, в частности, в период с мая по октябрь проходит муссонный период. РИА Новости, 30.11.2017
Украина. В Чернобыльской зоне пускают первую солнечную электростанцию
В декабря 2017 года по зоне отчуждения вокруг Чернобыльской АЭС будет сдана в эксплуатацию первая солнечная электростанция
Пуск электростанции является первым шагом в общем инвестпроекте, пишет американское агентство Bloomberg.
“Ожидается, что первый “солнечный” проект в Чернобыльской зоне будет сдан в эксплуатацию в следующем месяце. Проект разрабатывает украинская инжиниринговая компания Rodina Energy Group Ltd. и Enerparc AG, компания по производству альтернативной энергетики, которая расположена в немецком Гамбурге”, – говорится в сообщении.
По словам главного исполнительного директора Rodina Евгения Варягина, первая станция будет 1 МВт мощностей и будет стоить около 1 млн. евро.
“Мы хотим оптимизировать Чернобыльскую зону, она не должна быть “черной дырой” посреди Украине. Наш проект располагается в 100 метрах от реактора”, – рассказал Варягин. В дальнейшем Rodina и Enerparc планируют построить в Чернобыле другие солнечные электростанции общей мощностью 99 МВт.
Другие энергетические компании также выразили интерес. Французская компания Engie SA проводит предварительное исследование по реализации проекта на 1 ГВт мощностей. Китайские компании GCL System Integration Technology Co. Ltd. и China National Complete Engineering Corp. также заявили, что они заинтересованы в строительстве солнечного парка.
АЭС Украины в режиме продленного срока эксплуатации безопасны?
В декабре 2017 года истекает проектный срок эксплуатации энергоблока №3 Ровенской атомной электростанции (РАЭС). Он отработал свои гарантийные 30 лет, которые были рассчитаны и заложены при его сооружении конструкторами-атомщиками. По плану госпредприятия НАЭК “Энергоатом”, которое эксплуатирует АЭС Украины, после комплексного ремонта этот энергоблок должен послужить еще 20 лет. Но украинских экологов беспокоит надежность энергоблоков именно с продленным сроком эксплуатации. DW предоставила слово экспертам.
АЭС Украины стареют
Как информирует сайт Национальной атомной энергогенерирующей компании “Энергоатом”, на Украине четыре атомные электростанции: Запорожская, Южно-Украинская, Ровенская, Хмельницкая, у которых суммарно 15 энергоблоков (ЭБ). Семь блоков уже отслужили свой 30-летний проектный ресурс и прошли специальный ремонт для продления сроков эксплуатации. В результате работа одних энергоблоков продлена на 10 лет, других – на 20. Сейчас, по информации сайта “Энергоатом”, к продлению срока эксплуатации готовят 3-й блок на РАЭС.
Руководитель отдела энергетики общественной организации “Экодействие” (“Екодия”) Ирина Головко в интервью DW объяснила обостренное внимание к таким энергоблокам тем, что это “не простые текущие ремонты, а приведение в обновленное состояние ядерных блоков, разработанных в 70-е годы прошлого века, рассчитанных на 30 лет работы и уже исчерпавших свой проектный ресурс”.
По словам Головко, “Экодействие” начала изучать безопасность украинских реакторов с 2011 года. Тогда на Южно-Украинской АЭС продлили работу блока №1, а спустя четыре года – блока №2. Под контроль экологов попала правительственная Комплексная (сводная) программа повышения уровня безопасности всех энергоблоков украинских АЭС, работы по которой финансировал Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) и “Энергоатом”.
Продленный срок службы и безопасность
По словам эксперта, когда Государственная инспекция ядерного регулирования (ГИЯР), которая выдает лицензии на продление эксплуатации, разрешала работу 1 и 2 блоков ЮУАЭС, не все мероприятия по повышению безопасности, расписанные и согласованные самой же ГИЯР как необходимые, были закончены.
“Если сначала регулятор обязывает исполнителя сделать некий объем работ, а потом меняет свое решение, – говорит Ирина,- то возникает большой вопрос: а действительно ли в этой программе все нужно было делать именно так, как предписывали сначала? И можно ли эти реакторы считать безопасными именно сейчас, когда на них не завершен некий участок запланированных работ?”.
Недоделки в документах?
По словам эколога, речь не только о блоках на ЮУАЭС. Ведь первоначально программа повышения уровня безопасности энергоблоков украинских АЭС предусматривала завершение всех работ до конца 2017 года. Но в 2015 году правительство Украины перенесло конечный срок реализации всех мероприятий по этим блокам в конец 2020 года, говорит Ирина.
В своем интервью DW руководитель ГИЯР Григорий Плачков соглашается, что в их лицензиях действительно есть пункты, которые “Энергоатому” необходимо доделать. Но уверяет, что работа продленных блоков безопасна для населения и окружающей среды.
“Скажу как инженер, что в железе все сделано, недоделаны были документы, – рассказывает руководитель ГИЯР. – Лицензия все равно выдается на какой-то срок. Если “Энергоатом” что-то не выполнит, мы имеем права аннулировать лицензию. Но он всегда свои обязательства выполнял. Я хорошо понимаю экологов после Чернобыля и Фукусимы. Но поверьте, наше законодательство очень жесткое в плане радиационного контроля и безопасности реакторов. В прошлую зиму “Энергоатом” вытянул всю страну, вырабатывая до 65 процентов электроэнергии страны, в том числе на блоках с продленной эксплуатацией”.
АЭС работают очень интенсивно, но хорошо ли это?
Учитывая опыт прошлого года, Григорий Плачков полагает, что и в этот зимний период на атомщиков ляжет львиная доля выработки энергии. В тоже время столь интенсивная эксплуатация атомных энергоблоков настораживает экологов. Согласно официальному сайту ГИЯР, с начала 2017 года произошло 13 нарушений работы энергоблоков в системе АЭС Украины. Но, как сообщает сайт, они не были критическими, выход радиоактивных веществ не превышал нормы. DW поинтересовалась у ГИЯР, связаны ли эти нарушения с проблемами, о которых говорят экологи?
“Эти поломки не связаны с ядерными установками”, – отвечает Григорий Плачков. По его словам, по международной шкале, которой руководствуется ГИЯР, таких поломок – ноль. “Есть вопросы изношенности электротехнического оборудования, работающего еще с 80-х годов – трансформаторы, насосы. Но это вопрос к “Энергоатому”. Не наша функция указывать эксплуатирующей организации, как вести хозяйство. Наша задача – только безопасность”, – заключает Плачков.
“Энергоатом”, к сожалению, отказался комментировать вопросы DW о безопасности украинских энергоблоков с продленным сроком эксплуатации, посчитав их предвзятыми.
Запас мощности не вечен
По словам Григория Плачкова, в советские времена закладывался очень большой запас для усовершенствования энергоблоков. Каждые 10 лет проводится комплексная проверка их безопасности, независимо от конца срока их эксплуатации. “Требования к безопасности постоянно возрастают, и когда дойдем до следующего срока продления – посмотрим. Не исключаю, что блоки нужно будет останавливать полностью”, – делится мнением эксперт.
Сегодня же экспертным выводам ГИЯР можно полностью доверять, полагает Плачков. Ведь их работа контролируется и Западноевропейской ассоциацией ядерных регуляторов (WENRA), и Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ), чья конвенция о ядерной безопасности вступила в силу в 1998 году и на Украине.
Но, по мнению Ирины Головко, в данном случае атомщики оценивают работу атомщиков. “Независимой оценки, которую бы проводили не-проядерные структуры – нет. МАГАТЭ создавалась для продвижения ядерной энергетики. И в этом проблема не только для Украины. Мы же видим, что случилось на Фукусиме, а там проводились регулярные проверки МАГАТЭ”, – заключает Ирина. NewsOboz, 29.11.2017 (Энергетика Украины и мира)