Энергетика и энергоресурсы Украины и мира

Украина: спрос на электромобили за последний год вырос более чем вдвое

Пока власти думают, отменять ли налоги на ввоз электромобилей, Китай субсидирует экологичный вид транспорта.

Украинец Николай Ульянич разбогател, занимаясь разведением пчел и продажей меда. Продав механизированную передвижную пасеку собственной конструкции, а также электромобиль Nissan Leaf, он купил себе новую игрушку – хотя и подержанную, но Tesla. Так простой пенсионер доказал, что будущее, когда каждый желающий сможет отказаться от автомобиля с двигателем внутреннего сгорания и приобрести авто на электричестве, в Украине уже почти наступило.

Статистика продаж электромобилей в Украине вполне подтверждает этот тезис: спрос на такие машины за последний год вырос более чем вдвое. За 10 месяцев этого года в стране было продано 2225 авто на электрических двигателях, что на 227% больше, чем за 10 месяцев прошлого года.

При этом украинцы отдают предпочтение подержанным автомобилям, поскольку они дешевле, – 86% от общего количества реализованных в Украине в этом году авто уже побывали в других руках, хотя еще год назад доля таких машин составляла всего лишь 42%. Это говорит о том, что украинцы электромобили уже распробовали, но денег пока хватает только на подержанный транспорт. Самой популярной маркой в Украине остается Nissan Leaf – в этом году было продано 1855 автомобилей, на втором месте – BMW i3 с 79 проданными машинами, а на третьем – Tesla Model S, продажи которой составили 56 авто. В первую пятерку по числу продаж также вошли Ford Focus и Fiat 500.

Украинцы в своем стремлении пересесть на электромобили обогнали среднемировые показатели – в мире продажи электромобилей в этом году выросли на 63%. О переходе на электротягу задумываются не только отдельные автовладельцы, но и крупные компании. Например, энергетический холдинг ДТЭК уже начал программу по переводу корпоративного автопарка на автомобили с электрическими двигателями. Пока что приобретенные электромобили ДТЭК будет использовать только в Киеве, и лишь для городских поездок. После апробации компания примет решение о поэтапном полном переводе на легковой электротранспорт офисов ДТЭК и в других городах. Энергохолдинг подсчитал, что использование электромобилей уже сегодня стало выгоднее, чем автомобилей такого же класса, но с двигателем внутреннего сгорания. Несомненно, цена покупки электромобиля пока достаточно высока, однако она нивелируется в течение пяти лет за счет более низких затрат на эксплуатацию.

Тестировать электромобили также начали “Укрпочта” и “Новая почта” – их планируется использовать для курьерской доставки грузов в пределах города.

Продажи электромобилей в Украине еще больше вырастут, если Верховная Рада примет предложение правительства освободить импорт электромобилей от уплаты акцизного сбора, налога на добавленную стоимость, а также платежей в Пенсионный фонд. Такой законопроект Министерство инфраструктуры согласовывает с депутатами, и вполне возможно, что он будет принят уже в этом году. Министерство подсчитало, что в таком случае стоимость электроавтомобилей для украинцев снизится на 30-40%. Это может существенно подтолкнуть продажи авто на электротяге в Украине, поскольку цена на них все еще остается достаточно высокой. Тот же пенсионер Николай Ульянич продал свою Nissan Leaf за $20 тыс., а Tesla приобрел за $37 тыс.

Кроме того, депутаты предлагают снять налогообложение не только для ввозимых авто, но и для службы такси на электромобилях, проката таких авто или их лизинга. Также Мининфраструктуры предлагает установить нулевые ставки налогов на добычу лития, производство литиевых батарей и конденсаторов – таким образом предполагается стимулировать строительство в Украине заводов по производству комплектующих для электроавтомобилей. Ко всему прочему, как бизнес, так и власти выдумывают все новые фишки для популяризации электромобилей: владельцы автозаправочных сетей оборудуют станции зарядками для электроавтомобилей, а власти Киева пообещали бесплатные парковки для машин на электротяге до 2020 г.

При этом Украина в “электрификации” автотранспорта идет вполне в тренде остального мира. Например, по данным Bloomberg New Energy Finance, в третьем квартале текущего года продажи электромобилей выросли на 63% по сравнению с аналогичным кварталом прошлого года – было продано 287 тыс. штук. Эксперты ожидают, что в этом году объемы продаж машин на электротяге впервые смогут преодолеть планку в 1 млн. авто в год.

Всего в мире на сегодня насчитывается около 2 млн. электроавтомобилей, включая гибриды. Это мизер, если сравнивать с общим количеством машин. Доля рынка в 0,2% – это на уровне статистической погрешности. Однако рост продаж электромобилей более чем обнадеживающий. Если продажи будут расти теми же темпами, что и сейчас, то уже в 2019 г. число электромобилей в мире достигнет 20 млн. штук, то есть в 10 раз больше, чем сейчас.

Большая часть продаж электромобилей сегодня приходится на Китай, который стимулирует своих граждан покупать такие машины. Экологические проблемы в этой стране уже давно стали притчей по языцех, поэтому власти борются за улучшение экологии в том числе и за счет популяризации электромобилей. В частности, применяемая Китаем государственная программа субсидий позволяет приобретать электроавтомобиль иногда на 40% дешевле, чем авто с двигателем внутреннего сгорания. Вкупе с бизнесом, который ищет возможность предложить клиенту более дешевый продукт, получается наглядный результат – китайская компания SAIC-GM-Wuling, являющаяся партнером General Motors, разработала и готова запустить в производство электромобиль Baojun E100, который внешне похож на Smart ForTwo, но с учетом предоставляемых государством субсидий его цена составляет всего лишь $5,3 тыс.

О грядущем выпуске электромобилей уже объявили практически все автомобильные концерны мира, а европейские страны намечают сроки, к которым они полностью откажутся от производства машин с двигателем внутреннего сгорания. Даже Беларусь пытается прорваться в число лидеров – не так давно у соседей был представлен собственный электроавтомобиль на базе китайского седана Geely SC7. При этом белорусы приобрели за рубежом только аккумуляторную батарею, а все остальное сделано на месте.

В Украине же никаких планов по созданию собственного электроавтомобиля никто пока не озвучивал. Понятное дело, что создать собственный электро-“Запорожец”, который бы с удовольствием покупали сами украинцы, у нас уже не получится. Однако у нас простаивают большие мощности по сборке моделей других авто. И тот, кто изобретет и внедрит в жизнь рецепт, как привлечь в Украину сборку электромобилей, неплохо заработает. (Александр Суков, Деловая столица/Энергетика Украины и мира)

Exit mobile version