Принятие Национального плана по сокращению выбросов (НПСВ) от крупных сжигающих установок (НПСВ) позволит Украине поэтапно продвигаться к достижению европейских экологических норм. Такое мнение высказал Александр Сигал, директор Института промышленной экологии, советник вице-премьер министра по вопросам энергетики.
“Разработка и принятие Национального плана – правильный путь. Мы не можем быстро снизить выбросы ТЭС до европейских нормативов, то есть, уменьшить их в 3-4 раза”, – сказал он.
Одной из основных проблем при разработке и согласовании Нацплана, была необходимость выдерживать линейный график сокращения выбросов, подчеркнул А. Сигал. В результате была принята “ступенчатая” схема, при которой сокращение происходит за счет последовательного введения систем очистки на ТЭС. “Три года мы вкладываем деньги в очистку, но ничего не происходит. Потом вводим систему очистки в эксплуатацию, и выбросы снижаются “ступенькой”, на одной ТЭС. Потом вкладываем в другую электростанцию, выбросы опять снижаются, когда система очистки вводится в эксплуатацию”, – пояснил он.
Нацплан требует больших инвестиций, отметил эксперт. “Поэтому многие владельцы ТЭС пошли по пути наименьшего сопротивления. Дело в том, что план делит всех на две части – тех, кто принимает его, и будет до 2032 г. инвестировать в системы очистки, и тех, кто не будет этого делать, а выведет свои мощности после определенного периода, 40 тыс. часов. Так вот, очень многие, чтобы уйти от контроля за выбросами, от инвестиций, вошли в этот список “40 тыс. часов” в надежде что, что-то изменится. Но я думаю, что ничего не изменится, и эти объекты придется выводить из эксплуатации”, – прогнозирует советник вице-премьер министра по вопросам энергетики.
При реализации Нацплана не стоит рассчитывать на западные средства, считает А. Сигал.
“Национальный план – обязательство страны. Подписав его, Украина должна изыскивать деньги. Сейчас мы идем на поводу у Запада с обязательствами. Мы бездумно подписываем некие обязательства, не думая, откуда брать деньги, а Запад задает простой вопрос – “Вы взяли на себя обязательства, почему мы должны за них платить?”. Давайте забудем, что Запад нам что-то должен”, – сказал эксперт.
А.Сигал также обратил внимание на проблему сероочистки в украинских реалиях.
“У нас часто ссылаются на Запад, где сероочистка работает. Но мы забываем, что содержание серы в украинском угле – 3-3,5%, это очень плохой процент. Если содержание больше 5%, то уже выгодно строить добычу товарной серы, которую можно продавать и окупать значительную часть расходов. Если содержание серы меньше 1,5%, то выгодно чистить, это можно сделать относительно дешево. Украинский уголь находится в интервале между 1,5% и 5%, то есть, очистка для нас стоит очень дорого, вдвое дороже чем для тех, у кого 1,5%”, – отметил А.Сигал.
Все попытки построить хоть какую-то сероочистку в Украине, к сожалению, пока были неудачными, напомнил эксперт.
Кабинет министров Украины одобрил Национальный план сокращения выбросов от крупных сжигающих установок. Нацплан регламентирует работу сжигающих установок на этапе его внедрения и содержит перечень мероприятий, которые должны быть реализованы для его выполнения.
В течение периода действия НПСВ операторы должны обеспечить постепенное сокращение валовых выбросов загрязняющих веществ от всех сжигающих установок, включенных в НПСВ, и добиться достижения предельных значений выбросов и других требований, изложенных в Директиве 2010/75/ЕС, до 31 декабря 2028 г. – для пыли и диоксида серы, до 31 декабря 2033 г. – для оксидов азота.
В настоящее время в Украине работает 147 крупных сжигающих установок общей номинальной тепловой мощностью 105,965 ГВт. (Reform.energy/Энергетика Украины и мира)