Энергетика и энергоресурсы Украины и мира

Украина: руководитель НАК “Нафтогаз Украины” Коболев провел интересное кадровое назначение

Для чего руководителю НАК “Нафтогаз Украины” Андрею Коболеву на позиции главного закупщика в “Укртрансгазе” человек, который большую часть трудовой биографии работал на одного из олигархов?

Руководитель Национальной акционерной компании (НАК) “Нафтогаз Украины” Андрей Коболев произвел интересное кадровое назначение. Национальная акционерная компания “Нафтогаз Украины, являющаяся от имени государства основным акционером компании “Укртрансгаз”, назначила в последнюю на позицию “член правления компании и вице-президент по вопросам закупок, материального-технического и капитального строительства ПАО “Укртрансгаз” (УТГ)” Андрея Хоменко.

Примечательно, что ни “Нафтогаз”, ни “Укртрансгаз” на своих сайтах о назначении, состоявшемся пять дней назад, ничего не сообщали. Сообщение обнародовала Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку, перед которой компании должны отчитываться по существенным кадровым перестановкам.

Казалось бы, ничего не значащее назначение, однако если присмотреться к фигуре Хоменко, то к Коболеву возникает немало вопросов. Но обо всем – по порядку.

Дело – в биографии Хоменко. По данным из открытых источников, он закончил экономический факультет Университета им. Тараса Шевченко и Лондонскую школу экономики по специальности “банковское дело и финансы” и карьеру начинал в аудиторской компании “Делойт энд Туш ЮСК”. А вот затем его трудовая биография пошла по одной интересной линии. Сначала он стал финансовым директором, позже – первым замом генерального директора в компании “Запорожтрансформатор”. В декабре 2007 г., в последний день своей каденции (тогда как раз менялось правительство), министр промышленной политики Анатолий Головко назначил Хоменко генеральным директор госпредприятия “Научно-производственный комплекс газотурбостроения “Зоря-Машпроект” (Николаев). Чтобы было понятно – это одно из немногих на просторах бывшего СССР предприятий, до сегодняшнего дня выпускающее газовые турбины для кораблей и газоперекачивающих станций. После увольнения с “Зоря-Машпроект” в декабре 2011 г. Хоменко до апреля 2013 г. был советником в дирекции представительства группы “Энергетический стандарт”, а после этого – генеральным директором Energy Standard Industries Limited. С июля 2015 по май 2017 г. был советником гендиректора Сумского машиностроительного научно-производственного объединение (до 2015 г. называлось “Сумское научно-производственное объединение (ГПО) им. Фрунзе).

Вышеуказанные компании “Зоря-Машпроект” и Сумское НПО – предприятия, которые производят оборудование для газопроводов, которые, собственно, и обслуживает “Укртрансгаз”. “Укртрансгаз” заключает миллиардные контракты на закупку оборудования для газопроводов и газоперекачивающих станций. Возникает вопрос: а нет ли здесь для Хоменко конфликта интересов? Ведь ранее, работая в “Зоря-Машпроект”, он занимался поставками оборудования для “Укртрансгаза”, и его задачей было продать оборудование по максимально возможной цене. Теперь же он – по другую сторону баррикад и должен отстаивать ее интересы в ущерб бывшему работодателю.

Речь идет о Константине Григоришине. Дело в том, что все перечисленные выше должности Хоменко занимал именно на предприятиях, которыми владеет или на которые имел влияние этот бизнесмен. Здесь интрига становится еще более интересной. Григоришин – сам родом из Запорожья и основные его активы (главным образом – в энергетическом секторе) всегда располагались именно в Украине. При всем этом Григоришин всегда был гражданином России и только в 2016 г. подал заявление на получение украинского гражданства. Григоришина было бы сложно назвать украинским патриотом – типичный для Украины крупный бизнесмен, построивший свою империю за счет умелого перенаправления финансовых потоков с приватизированных предприятий на покупку новых активов. При этом Григоришин не скрывал своих планов по наращиванию активов в энергетической сфере, и в далеком 2008 г. даже предпринял несколько попыток заполучить предприятие “Турбоатом”, миноритарным акционером которого он является и сегодня, а также вынашивал планы по приватизации “Зоря-Машпроект”, что особенно пикантно звучит сейчас: российский гражданин Григоришин планировал приватизацию ведущего предприятия по производству газотурбинных двигателей, которым очень интересовалась и Россия, поскольку многие силовые установки на ее военных кораблях комплектовались именно двигателями из Николаева. К слову, о патриотизме – Григоришин в течении нескольких лет спонсировал Коммунистическую партию Украины, используя ее как щит для своего бизнеса.

Для чего Коболеву на позиции главного закупщика в “Укртрансгазе” человек, который большую часть трудовой биографии работал на одного из олигархов? Вопрос тем более интересный, учитывая, что “Укртрансгаз” в последнее время значительно увеличивает капитальные инвестиции в объекты газотранспортной структуры. В частности, только за 9 месяцев этого года вложения в ГТС выросли почти на 50%, до 1,5 млрд. грн. При этом стоимость контрактов на модернизацию исчисляется миллиардами гривен. Например, в ноябре прошлого года “Укртрансгаз” провел два тендера на реконструкцию трех компрессорных станций, общая сумма контрактов по которым составила более 4 млрд. грн., большая часть из которых достанется изготовителям оборудования – Сумскому НПО и “Зоря-Машпроект”.

А в ближайшие годы объемы капиталовложений “Укртрансгаза” могут вырасти еще больше. Дело в том, что только по приблизительным оценкам, 60 трубопроводов украинской ГТС уже эксплуатируются более 30 лет, 20% трубопроводов и арматуры требуют срочной замены, 60% газоперекачивающих агрегатов полностью выработали свой ресурс, а 90% этих агрегатов используются уже более 20 лет и имеют низкий КПД.

К слову, ранее у “Нафтогаза” случались трения с отечественными поставщиками оборудования. В частности, “Нафтогаз” в прошлом году не согласовал “Укртрансгазу” поставки оборудования во вышеупомянутым тендерам на 4 млрд. грн. по той причине, что реконструкция именно этих газоперекачивающих станций, обеспечивающих прокачку газа в южном направлении, может быть неактуальна. Вполне вероятно, что с приходом Хоменко подобных трений может уже и не возникнуть.

Так что будущая модернизация украинской ГТС означает миллиардные контракты для Сумского НПО и “Зоря-Машпроект”. А может быть – и существенную прибавку к капиталу новоиспеченного украинского гражданина Григоришина. (Виталий Дяченко, Деловая столица/Энергетика Украины и мира)

Exit mobile version