Пять лет назад я наткнулся на интересный футуристический проект “Earth City”, который представила компания JM Schivo & Associati.
Проект был призван создать устойчивую городскую среду, которая бы не наносила вреда природе. Планировалось, что такие города могут сосуществовать с любой климатической зоной, поскольку сами себя должны обеспечивать энергией и продуктами питания. Разработчики предлагали в “Земном городе” использование геотермальной энергии и других альтернативных источников в одной системе, питающей весь город. Более того, эффективность использования энергии строилась на принципе “just in time”, то есть тогда, когда это было действительно необходимо.
Для меня это была фантастика, именно тогда, когда я читал эту статью, мы начинали запуск первой биогазовой установки в Днепропетровской области. Прошло несколько лет, и я, честно говоря, не знаю о судьбе этого проекта, но знаю результаты своей работы – у наших предприятий есть энергетическая самодостаточность.
Почему я вспомнил об этом проекте? Потому что проект Earth City – это был некий анклав “энергоэффективности” и, пожалуй, земного рая, который должен был появиться на карте мира. Но мои многолетние наблюдения, как энергетическая независимость меняет все вокруг, позволяют предположить, что с течением времени энергетическая независимость станет “размывать” такое понятие, как границы. Почему?
Начнем с очевидного – глобализации. Информация преодолевает тыс.и километров за секунды. Интернет и социальные сети стали едва ли не основным источником получения свежих новостей. Единицы по привычке черпают новости из печатных средств массовой информации. Человек с газетой в метро – исключение из правил. Гаджеты и доступность интернета в любой точке земного шара уже размывают понятие государств и границ.
Визовые преграды постепенно становятся архаичными рудиментами и являются инструментом сдерживания трансграничной миграции только для закрытых стран нового железного занавеса. Развитые страны давно смирились с такой миграцией и пытаются уживаться с этим. Однако это все является переходным этапом к глобальной трансформации мирового порядка, итогом которой станет отсутствие привычного для нас политического уклада вещей.
За несколько десятков лет привычные государственные границы окончательно потеряют свой смысл и исчезнут. Зато будет создана новая модель мирового существования, основным стержнем которой станет самодостаточность транснациональных агломераций. По сути, если упростить, мир уверенно шагает к глобальной децентрализации.
Как это происходит в пределах нашей страны? Благодаря реформе децентрализации меняется территориальное устройство страны. И этот процесс будет ускорен благодаря тем предприятиям, которые перейдут на возобновляемую энергетику. Энергия от солнца, воды, ветра, отходов сделает их энергетически самодостаточными. Впоследствии, они будут обеспечивать жизнедеятельность окружающих населенных пунктов. Которые будут производить качественную и питательную пищу, а также генерировать необходимое количество энергии: света, тепла и газа. А это будет менять карту страны.
Во всем мире крупные города-миллионники уже становятся культурными, инновационными, технологическими или промышленными центрами. Населенные пункты агломераций выступают лишь ресурсом для функционирования таких мега-городов. Они предоставляют рабочие руки, продукты и услуги, в то время как центры агломераций выполняют функцию хабов, а также обеспечивают функции социальной защиты, лечат и организовывают безопасность. Когда города решат едва ли не самую главную на сегодня проблему – энергетической самодостаточности, процесс общемировой децентрализации станет неизбежным. И ключевыми в такой мировой трансформации станут крупные предприятия.
Я убежден, что учет такого сценария при планировании и развитии промышленной инфраструктуры даст нашей стране значительную фору по сравнению с другими мировыми игроками. (Юрий Косюк, глава правления Мироновского хлебопродукта, НовоеВремя/Энергетика Украины и мира)